Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
п. Светлополянска Верхнекамского района»
(КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска)
«Взаимодействие специалистов образовательного учреждения при работе с социально неблагополучными семьями».
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди.
Из них на первом месте родители, педагоги. А.С. Макаренко.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Взаимоотношения в семье - один из главных факторов воспитания детей.
Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.
На профилактическом учете в КДН и ЗП, ПДН ОМВД состоит 10 семей, в которых находится 28 детей ( 13 обучаются в нашем учебном заведении)
В школе работает 37 педагогов, из них 1 категории – 14ч., высшей – 6; имеют дефектологическое образование – 20 ч. на каждом классе работает по 3 педагога – 1 классный руководитель, 2 воспитателя. В ОУ также работает педагог – психолог, учитель логопед. Обязанности между малыми педагогическими коллективами распределены по устной договоренности.
В КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска все профилактические мероприятия проводятся в соответствие с:
1.законом 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2локальных актов:
- Положение о постановке на учет семей, находящихся в социально - опасном положении;
- Положение о постановке на внутришкольный учет обучающихся «группы риска;
- Приказ о создании Совета по профилактике КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска.
Основная работа с семьёй включает несколько этапов.
1. Изучение семьи и условий жизни.
На предварительном этапе проводится наблюдение, диагностика всех детей и семей на предмет выделения детей «группы риска», воспитывающихся в семьях с разными формами социального.
Способы получения информации:
составление социального паспорта школы; собеседование с малыми педагогическими коллективами; из сообщений должностных лиц органов и учреждений; в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики; из сообщений родителей и детей; из заявлений родственников, соседей; из сообщений граждан
анализ социальных паспортов классов. Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе детей и семей, по тем или иным показателям попадающих в «группу риска».
Такая углубленная диагностика проводится совместно с педагогом- психологом. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из КДН и ЗП, ПДН ОМВД, КЦСОН
На данном этапе определяется категория семьи и проблемы, с которыми будут работать педагоги ОУ.
2. Обследование жилищных условий проживания семьи
Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится МПК класса во время посещения семьи, беседы с ее членами и запроса в администрацию населенного пункта, где проживает семья. (Верхнекамский, Омутнинский районы).
Сбор информации и документов включает: обследование жилищно-бытовых условий; беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение: обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики; справок о регистрации по месту жительства; копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения; медицинских справок и иных документов.
Дополнительная диагностика может включать: характеристику взаимоотношений в семье; характер взаимоотношений в семье; позицию ребенка в семье; выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние; контроль за поведением и учебой обучающегося ; оценка семьи как воспитательного коллектива; характеристику социального неблагополучия семьи и др.
По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи: 1 раз в два года на семьи, не состоящих на каких- либо видах учета, каждый год на семьи и детей, состоящих на различных видах учета.
3. Выявление служб, ранее работавших с семьей
На этом этапе МПК получает информацию по проблеме семьи от ЗВР, КДН и ЗП, ПДН ОМВД, КЦСОН.
На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы МПК по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания специализированной помощи семьи и ребенку.
4. Планирование содержания профилактической работы с семьей
В 2018 году временным творческим объединением педагогов были разработаны макеты планов и реализации профилактических работ с семьей и ребенком.
Содержание профилактической работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи - составляется план профилактической работы с семьей ( приложение – план работы с семьей). Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, медицинской, трудовой, восстановления воспитательного потенциала семьи.
5. Реализация плана профилактической работы с семьей.
Данную работу осуществляют не только педагоги, работающие на классе, где есть данная семья, но и администрация, учителя – предметники, представители КДН и ЗП, ПДН ОМВД, КЦСОН, органа опеки и попечительства, если ребенок опекаемый, ЦРБ (консультации врача – психиатра).
МПК ведется работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию детей, согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Родители имеют возможность получить консультации о воспитании детей у специалистов школы. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком:
- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)
- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)
- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)
- организация досуга
- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)
Так же с семьей работает педагог – психолог.
Мероприятия, проводимые с привлечением родителей:
- трудовые операции по уборке территорий школы – интерната и п. Светлополянска;
- совместные классные праздники (8 марта, новый год, 23 февраля и т.д.);
- совместные общешкольные мероприятия (день матери, «Лучший в школе» и т.д.);
- совместные тематические игры педагогов и родителей по ЗОЖ;
- реализация проекта «Ледовое царство» ( строительство снежных фигур);
- общешкольные родительские собрания;
- спортивные состязания («День рождения школы», дни здоровья и т.д.)
- мероприятия, посвященные безопасности дорожного движения ( акции, рейды и т.д.).
Примерная тематика бесед и лекций с родителями:
«Вредные привычки детей и родителей»;
«Межличностное общение подростков»;
«Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка»;
«Роль семьи в развитии личности ребенка»;
«Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка»;
«Совместное проведение свободного времени»;
«Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение»;
«Как любить ребенка»;
«Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка»;
«Воспитание толерантности подростка» и др.
«Основы построения общения с ребенком»;
«Права и обязанности ребенка в семье»;
«Стили и методы воспитания ребенка в семье»;
«Психология ребенка»;
«Особенности адаптации ребенка в школе»;
«Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
В образовательном учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий.
В КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска приняты все меры по привлечению детей во внеурочную деятельность. Обучающиеся на 100% заняты во внеурочной деятельности.
В школе с 2006 года функционирует Совет по профилактике, роль которого – оказание помощи педагогическому коллективу по правовому обучению и воспитанию обучающихся, формированию у них активной жизненной позиции, координации деятельности по профилактике.
Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную педагоги на всех этапах своей работы выстраивают в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.
Любые, даже самые незначительные изменения необходимо поддерживать и отмечать. Неблагополучная семья и так находится в ситуации социального неуспеха, у родителей в этих семьях низкая самооценка своих сил и возможностей. Одобрение или доброе слово педагогов мотивирует родителей на дальнейшую работу и принятие помощи.