Обзор научных исследований по проблеме подростковой девиантности
Анализ педагогических исследований свидетельствует, что проблема подростковой девиантности и ее профилактики в учреждениях дополнительного образования, в силу особой социальной значимости, является одной из самых актуальных не только в отечественной, но и зарубежной педагогической науке. Она относится к категории сложных и многомерных проблем, ибо находится на стыке исследований педагогики, психологии, социологии, медицины, философии.
Для постановки и проведения данного исследования имеются достаточные теоретико-методологические предпосылки: основные положения Закона РФ «Об образовании», Концепции развития образования и др., концепции ряда исследователей:
- положения о принципах деятельностного подхода в развитии личности и ее активном саморазвитии (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.);
- идеи зарубежных исследователей о социальных аспектах девиаций поведения (Г. Беккер, Э. Гофман, Э. Дюркгейм, Д. Зиглер, Т. Парсон, Л. Хьелл и др.);
- анализ подросткового кризиса в аспекте девиантности в трудах российских ученых (М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, К.Ю. Добрин, В.П. Кащенко, С.И. Сторожук и др.);
- обоснование психолого-педагогических особенностей детей и подрост-ков, склонных к девиантному поведению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю.Ю. Черво и др.); противоречий развивающейся личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), нервно-психической неустойчивости (А.С. Белкин, С.С. Корсаков и др.); пубертатных реакций (К.Ю. Добрин, Р.С. Немов и др.), социальных нарушений развития (Ю.А. Клейберг, В.С. Собкин, А.Г. Петрынин, А.М. Печенюк и др.); психогенных нарушений (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, И.А. Горьковатая, А.И. Захаров и др.).
Профессиональный интерес для исследования представляют работы Н.П. Анциферова, К.Н. Волкова, Б.В. Всесвятского, Е.В. Дворяниновой, Ю.С. Константинова, А.М. Кузьминова, А.А. Остапца-Свешникова, В.Г. Пежемского, А.Ф. Родина, А.В. Шапочкина и других ученых, в трудах которых раскрыты методологические основы организации клубной деятельности; И.П. Иванова, И.Н. Пилата, С.П. Хоменко, К.В. Бардина, С.В. Минделевича, Н.В. Биттер, Е.В. Дворяниновой, Е.Н. Сорокиной и др., в которых дается обоснование предпочтительности дополнительного образования как формы работы с девиантными подростками.
Особое значение для исследования и практическое применения в национально-региональном аспекте имеют труды современных бурятских ученых В.А. Балханова, М.К. Гайдай, И.И. Осинского, Е.И. Симончик, С.П. Татаровой, Л.Н. Юмсуновой, С.А. Тугутовой и др., где выделены особенности пенитенциарной девиантности, психолого-педагогические и социальные аспекты организации свободного времени подростков девиантного поведения, технологии профилактики отклоняющегося поведения, особенности социально-культурной работы с подростками и молодежью, условия формирования правосознания старшеклассников и др. Выработанные ими представления имеют значение для определения дальнейшей стратегии исследования подростковой девиантности, поиска методов и средств изучения предупреждения ее развития как процесса и результата.
Таким образом, анализ исследований показывает, что в науке накоплен определенный опыт организации клубной деятельности, способствующей формированию позитивного социального опыта. Аналитическая работа и исследование, показывают, что при всей очевидности воспитательных возможностей в деятельности учреждений дополнительного образования, их потенциал в решении проблемы предупреждения развития девиантности подростков все еще недостаточно применяется в педагогической практике.