«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа "Профилактика правонарушений"

Современные дети и подростки довольно часто имеют проблемы с законом, известно, что до 60% преступлений в Бурятии совершается детьми и подростками, 55% подростков нашего региона являются активными курильщиками, опыт половой жизни имеют подростки, достигшие возраста 12 лет, опыт употребления алкоголя имеют дети, достигшие возраста 7-8 лет. Численность подростков, совершивших преступления снижается. Для закрепления достигнутого результата требуется соблюдение отлаженной системы профилактических мероприятий. Внедрение коррекционной программы.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»



Утверждаю:

Директор школы

________________

«________»_____________2022г.















Программа

«Профилактика правонарушений»































п. Саган – Нур, 2022г.

Пояснительная записка

Актуальность: современные дети и подростки довольно часто имеют проблемы с законом, известно, что до 60% преступлений в Бурятии совершается детьми и подростками, 55% подростков нашего региона являются активными курильщиками, опыт половой жизни имеют подростки, достигшие возраста 12 лет, опыт употребления алкоголя имеют дети, достигшие возраста 7-8 лет. Численность подростков, совершивших преступления снижается. Для закрепления достигнутого результата требуется соблюдение отлаженной системы профилактических мероприятий.

Подростки зачастую склонны к наркомании, токсикомании, пивному алкоголизму, бродяжничеству, криминальным преступлениям. Это происходит по многим причинам: нарушение внутрисемейных связей, отсутствие методов воспитания со стороны родителей, криминальное окружение, эмоциональная дезадаптация, неблагоприятные условия проживания и др.

Криминальная активность детей в возрасте до 14 -16 лет, на данный момент, еще достаточно высокая. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется подготовка материалов в КДН и ЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) о рассмотрении дел учащихся, совершивших общественно опасные деяния.

Таким образом, мы видим необходимость внедрения различных профилактических программ, планирования специальных мероприятий для коррекции поведения детей и подростков. Программа «Профилактика правонарушений» направлена на нравственное, социальное, правовое воспитание подростков. Она поможет раскрыть и развить возможности личности школьника; положительно ориентировать ее в современных условиях, через расширение воспитательного потенциала школы, через сотрудничество: с родительской общественностью, администрацией поселка Саган – Нур, сотрудниками пункта полиции, районной КДН и ЗП (комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), районной Инспекцией ПДН (по делам несовершеннолетних), районным Центром по работе с семьей и детьми.

Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации в современном обществе.

Задачи:

  • создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности школьников;

  • формировать устойчивое правовое поведение;

  • формировать психосоциальную компетентность подростков в широком смысле слова, с точки зрения физического, психического и социального благополучия;

  • повышать уровень информированности школьников о вреде наркотиков, алкоголя;

  • развить внутреннюю активность, социальные и коммуникативные компетентности школьников;

  • способствовать формированию здорового образа жизни;

  • привлечь учащихся «группы риска» к общественно-полезной деятельности, включить в коллективные творческие виды деятельности;







Нормативно-правовая база:

основополагающим документом является Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в ноябре 1989 года. В которой заявлена главная задача современного общества - максимальная защита прав и интересов детей.

Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» , Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.), основные законы, закрепляют за ребенком государственные гарантии прав в области образования.

Конституция Российской Федерации и Республики Бурятия закрепляют охрану прав ребенка.

Уголовный кодекс РФ ст.86,87,ст.156, 158, 166 – устанавливает уголовную ответственность:

1) несовершеннолетних за совершенные преступления, используется при определении степени вины и определении наказания, в контексте соблюдение прав подростков.

2) родителей за неисполнение родительских обязанностей. Рассматривается в случаях жестокого обращения с детьми, оставления в социально – опасном положении, когда у ребенка нет элементарных условий для проживания.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99г., регламентирует обеспечение специальных медико – социальных программ в образовательных учреждениях для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.

Устав образовательного учреждения МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа», устанавливает ответственность учащихся за пропуски уроков без уважительных причин, антиобщественное поведение в учреждении образования.

Формы реализации программы:

  1. Социально – психологические тренинги;

  2. Тематические беседы;

  3. Правовые лектории (сотрудничество с работниками отделения полиции п. Саган – Нур, районной инспекцией ПДН, КДН и ЗП);

  4. Просмотр видеофильмов, обсуждение;

  5. Участие в проведении родительских собраний;

  6. Дискуссии;

  7. Тематические релаксации;

  8. Игры-драматизации;

  9. Ролевые игры;

  10. Организация «круглых столов»;

  11. Патронаж семей «группы риска» в сотрудничестве с УУП, КДН и ЗП, специалистами опеки и попечительства;

  12. Сотрудничество с родителями учащихся;

  13. КТД (коллективно – творческие дела): праздничные концерты, развивающие конкурсы, спортивные соревнования, тематические дискотеки.

Участвуя в дружеском общении с товарищами, в обмене впечатлениями, предложениями, во время специально организованных встреч, лекториев, тренингов, КТД - увеличиваются познавательные интересы участников программы, расширяется их кругозор, развиваются такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, отзывчивость, ответственность.

Основу воспитательного процесса при этом должны составлять такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни, улучшения микроклимата территории школы, как следствие данной программы – снижение среди учащихся школы пропусков без уважительных причин, бродяжничества, % участия школьников в правонарушениях и преступлениях.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа охватывает не только конкретных учащихся, работающих в программе, но родительскую общественность, специалистов, работающих в поселке над этой проблемой, заинтересованных в результате, готовых сотрудничать, посредством участия в проведении и организации мероприятий по программе.

Сроки реализации программы: 2022 - 2023 учебный год.

Форма подведения результатов прохождения программы: мониторинг.

Организация воспитательной деятельности

Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребенка, из которой он черпает знания об отношениях, нормах поведения, принятых в обществе. Очень важно на первых этапах работы создать благоприятные условия для воспитания учащихся, учитывать такой аспект, как воспитание в семье. Принцип сотрудничества должен быть приоритетным в данной программе.

Аспекты программы:

  1. Правовой

  2. Нравственный

  3. Семейный

  4. Коммуникативный: межличностное общение

  5. Этико-эстетический

Ожидаемые результаты:

I. Учащиеся научатся:

  • считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других;

  • формировать свое мнение с учетом мнений других;

  • поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми;

  • самостоятельно, конструктивно действовать в критических ситуациях;

  • предвидеть возможные последствия своих действий (противоправных в том числе) и поведения в отношении к другим людям;

  • коммуникативной деятельности в незнакомой среде;

  • оберегать семью, заботиться о родственниках, близких;

  • относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных;

  • бережно относиться к своему здоровью;

II. Признают:

  • неприкосновенность чужой собственности;

  • ценность своей и чужой жизни;

III. Приобретут:

  • знания основ законодательства РФ: кодексы, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка.



Функциональные обязанности руководителя программы:

Организует годовое планирование и анализ воспитательного процесса.

  1. Совместно с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом разрабатывает план работы с родителями.

  2. Организует жизнедеятельность детского коллектива.

  3. Работает с классами, организует коллективное творчество, мероприятия, направленные на профилактику правонарушений.

  4. Отслеживает и обобщает воспитательные результаты и достижения.

  5. Осуществляет сотрудничество с учреждениями взаимодействия.

Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений учащихся

Содержание

Сроки

Ответственные

1

  • Социально-педагогическая диагностика по выявлению детей « группы риска»

  • Формирование банка данных неблагополучных семей, учащихся девиантного поведения, состоящих на учете ПДН, ВШК, районной КДН и ЗП с учетом выбывших и прибывших

Сентябрь

Социальный педагог,

кл. руководители

2

Разработка, реализация индивидуальных коррекционных программ для детей, состоящих на учете ПДН, районной КДН ЗП

В течение года

Классные руководители,

социальный педагог,

психолог

3.

Ведение дневников наблюдения учащихся, состоящих на разных формах учета, заполнение учетных карточек

В течение года

Социальный педагог

4.

Ведение «Журнала регистрации правонарушений учащихся школы»

В течение года

Социальный педагог

5.

Рассмотрение материалов учащихся ,нарушающих школьную дисциплину, имеющих неудовлетворительные четвертные оценки. Подготовка материалов на заседания Совета по профилактике правонарушений при МАОУ «Саган – Нурская СОШ»

В течение года

Социальный педагог,

заместители директора по ВР, УВР, классные руководители

6.

Вовлечение детей младшего, среднего школьного возраста, склонных к совершению правонарушений, в работу кружков и секций

В течение года

Социальный педагог,

классные руководители

7

  • Вовлечение детей, состоящих на разных формах учета в работу кружков и секций (агитация) .

  • Сбор информации о занятости детей девиантного поведения во внеурочное, каникулярное время

В течение года




Соц.педагог,

классные руководители

8.

Организация выездных рейдов в семьи «группы риска», неблагополучные семьи в сотрудничестве с районной КДН и ЗП, ОВД, ПДН

1 раз в месяц,

(по мере необходимости)

Социальный педагог,

классные руководители

инспектор ПДН, УУП ОВД

9.

Подготовка материалов на заседание районной КДН и ЗП

В течение года

Социальный педагог,

классные руководители

10.

Реализация раздела программы правового всеобуча учащихся «Наша жизнь- в наших руках»- «Ответственность несовершеннолетних», «Наши права и обязанности», «Подросток и закон», «правовой статус несовершеннолетних»

В течение года

Социальный педагог,

инспектор ПДН, участковые уполномоченные пункта полиции п. Саган - Нур

11.

Отчет классных руководителей:

  • о работе с детьми деструктивного поведения;

  • о посещаемости , успеваемости, занятости детей «группы риска»;

1 раз в четверть



Классные руководители


12.

Социальное партнерство в работе с детьми «группы риска»



13.

Участие в мероприятиях, акциях, объявляемых республиканской, районной КДН и ЗП

По мере проведения

Социальный педагог,

классные руководители

социальные партнеры межведомственного взаимодействия

14

Разработка и реализация программ по профилактике подросткового алкоголизма, наркомании, с привлечением инспектора ПДН, участкового уполномоченного ОВД п. Саган - Нур

В течение года

Социальный педагог,

классные руководители

социальные партнеры

15.

  • Организация летнего отдыха детей «группы риска» в школьных лагерях «Площадка», «Социальный лагерь», Организация отдыха детей «группы риска» в районном лагере «Березка»

В летний период

Соц. педагог, классные руководители

16.

Организация производственных ремонтных бригад несовершеннолетних «группы риска» ,достигших 14-летнего возраста на временные общественные работы . Организация работы «ТОС»

В летний период

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Зам.директора по АХЧ

17.

Организация встреч с правоохранительными органами

(ПДН, районная КДН и ЗП, УУП, прокуратура)

Каждый последний четверг месяца


Соц. педагог, классные руководители


18

Проведение работы с семьями, где родители уклоняются от воспитания детей в сотрудничестве с представителями администрации МО СП «Саганнурское», с организациями и структурами системы профилактики МО «Мухоршибирский район»

В течение года

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Классные руководители

19

Анализ правонарушений уч-ся за год

Май

Социальный педагог

Профилактика вымогательства в подростковой среде


19.

Проведение анкетирования «Рэкет»

Октябрь

Социальный педагог

20.

Организация встреч с работниками ОВД «Как защитить себя от вымогателей?»

Ноябрь,

январь

Зам. директора по ВР,

Социальный педагог

21.

Подготовка и проведение бесед с родителями и детьми по противодействию вымогательству

Февраль

Социальный педагог,

Инспектор ПДН ,

классные руководители

22.

Проведение тренингов «Подросток и закон» (об ответственности за совершение правонарушений)

Октябрь, март

Социальный педагог

Инспектор ПДН

23.

Проведение родительского собрания

«Аспекты жестокого обращения с ребенком в семье»

Апрель

Социальный педагог,

Инспектор ПДН ,

классные руководители

Профилактика пропусков уроков учащимися

Организация всеобуч

Мероприятия


Сроки

Ответственные

1.

Проведение мониторинга пропусков уроков без уважительных причин по классам

В конце каждой

четверти,

учебного года

Соц.педагог,

Заместители директора школы по УВР,ВР

2.

Проведение рейдов «Подросток» совместно с УУП, инспекцией ПДН, представителями администрации поселка в семьи с неблагоприятной эмоциональной атмосферой

Октябрь, январь, апрель

Социальный педагог,

Инспектор ПДН ,

классные руководители

3.

  • Подготовка аналитических справок посещаемости по четвертям.

  • Выработка рекомендаций классным руководителям по устранению пропусков без уважительных причин

В конце каждой

четверти,

учебного года

Социальный педагог

4.

Анализ посещаемости учащихся на планерных совещаниях, педсоветах, заседаниях административной комиссии школы

1 раз в четверть

Соц.педагог,

Зам. Директора по УВР

5.

Проведение медицинских обследований ,консультаций с учащимися, которые пропускают уроки из-за частого недомогания, плохого самочувствия

По мере необходимости

Социальный педагог,

школьная медсестра,

педиатры

6.

Проведение малых педсоветов по итогам четвертей

Ноябрь

Январь

Апрель

Администрация школы, социальный педагог, классные руководители

7.

  • Проведение психологических консультаций с детьми, имеющими проблемы в обучении.

  • Организация диагностической работы.

  • Выработка рекомендаций по дальнейшей профилактике пропусков

В течение года



Психолог школы

8.

Организация дифференцированной работы на уроке со слабоуспевающими детьми с целью повышения мотивации к учению; создание ситуации успеха через проведение срезов без плохих отметок

В течение года

Учителя-предметники

9.

Посещение уроков, где обучаются дети, состоящие на учете в ПДН,КДН,ВШК с целью отслеживания индивидуальной работы учителя с данной категорией учащихся.

1 раз в четверть

Зам.директора по УВР

Соц.педагог

10.

  • Организация классного контроля посещаемости

(те классы, где наибольшее кол-во пропусков без уважительных причин по итогам четвертей)

  • Проведение в данных классах классных собраний с приглашением родителей детей, систематически пропускающие уроки, слабоуспевающих.

По итогам мониторинга пропусков в конце каждой недели


Соц.педагог

Зам.директора по УВР

Классные рук-ли




11.

Рейды совместно с инспектором ПДН по подвальным и чердачным помещениям п. Саган – Нур с целью: профилактики бродяжничества, употребления спиртных напитков, ПАВ

Апрель

Май

Соц.педагог

Инспектор ПДН

Профилактическая работа с классами

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Профилактическая акция «мы против наркотиков»

октябрь

Кл. руководители,

социальный педагог

Инспектор ПДН



2.



Профилактическая декада по правовым знаниям:

«Наши права и обязанности»

  • Серии классных часов для уч-ся 1-11 классов «Уважай закон с детства»




Сентябрь

(3 неделя)

Октябрь (1, 2 неделя)



Кл. руководители,

социальный педагог

Инспектор ПДН,

УУП Эрдыниев Б.Б.

3

Профилактическая декада о вреде курения, алкоголя, наркотиков :

  • Классные часы «Курение: дань моде, привычка, болезнь»

  • Конкурс на лучшую стенгазету среди старшеклассников , направленную против вредных привычек человека

  • Акция «Один день без табака»

  • Антинаркотическая декада (правовое просвещение об уголовной и административной ответственности за незаконное хранение сбыт, употребление наркотиков):

  • Антинаркотический тренинг (5 классы)

  • Тренинг «Наркотики и алкоголь – опасный круг» (6-7 классы)

  • Тренинг «Ступени, ведущие вниз» (8-9 классы)

Декабрь
















Классные руководители,

медицинские работники,

социальный педагог

4.

«Не сломай свою судьбу», неделя по профилактике ВИЧ и СПИД инфекций

  • Тренинг «Безопасность прежде всего» (9-11 классы)

  • Показ слайдовых презентаций от СПИД центра;

Беседы о «ЗППП » (заболеваниях, передающихся половым путем)

Январь





Февраль



Социальный педагог,



Школьная медсестра


5.

Проведение анкетирования по выявлению предрасположенности к суицидальному поведению

Октябрь (4 неделя)

Март (1, 2 неделя)

Социальный педагог,

Психолог

Классные руководители

6.

Проведение групповой и индивидуальной работы с учащимися по профилактике суицидального поведения, формирования устойчивости эмоционально – волевой сферы, посредством проведения тренингов, аутотренингов

Октябрь

ноябрь

Март

май

Социальный педагог, психолог




7.

Проведение общешкольного родительского собрания на тему: «Проблемы подросткового возраста. Склонность к суицидам»; «Проблемы переходного периода», «Аспекты жестокого обращения с детьми в семье»

Октябрь

Май

Социальный педагог, психолог

Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учёта

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся, состоящих на ВШУ,

ПДН, районной КДН и ЗП

Сентябрь

Классные руководители,

социальный педагог,

инспектор ПДН

2

Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики

В течение

года

Зам. директора по ВР,

социальный педагог

инспектор ПДН

3

Изучение личностных особенностей обучающихся и выявление причин:

- асоциального поведения,

- дезадаптации, конфликтности

В течение

года

Классные руководители,

социально – психологическая служба

4

Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся

В течение

года

Классные руководители, социально -психолого-педагогическая служба

5

Выполнение ФЗ РФ №273 «Об образовании в РФ», контроль посещаемости, успеваемости, готовности к урокам

В течение

года

Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители

6

Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учёта, в кружки, секции.

В течение

года


Классные руководители

7

Тренинги коррекции поведения с дезадаптированными учащимися

В течение

года

Психологи, социальный педагог

8

Вовлечение детей «группы риска» в социально-значимую деятельность.

В течение

года

Классные руководители, родительская общественность


9

Индивидуальные консультации

В течение

года

Психолог, социальный педагог,

инспектор ПДН

10

Обеспечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, горячим питанием, учебниками из фонда школьной библиотеки, льготными путёвками в летние оздоровительные лагеря

Сентябрь,

в течение

года

Классные руководители,

Библиотекари,

социальный педагог,

заместитель директора по ВР

11

Внесение изменений в банк данных социальной картотеки, с учетом выбывших и прибывших детей

Январь

Социальный педагог

Классные руководители

12

Работа общественных наставников: индивидуальная, групповая, организация встреч с подопечными во внеурочное время, посещение на дому, организация бесед с родителями. Посредством консультирования, бесед, аутотренинга помощь в регулировании взаимоотношений со сверстниками в сложных, конфликтных ситуациях.

В течение года

Общественные наставники




Работа с педагогическими кадрами по профилактике правонарушений

среди учащихся

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Индивидуальное консультирование педагогов

В течение

учебного

года

Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог

2

Работа психолого- педагогического консилиума

В течение

года

Зам. директора по УВР

Социально-психологическая служба

3

Заседание МО классных руководителей

  • Как защитить ребенка от жестокого обращения 7»

  • Как помочь ребенку достичь успехов в учебе?

  • «Методы разрешения конфликтов в работе с детьми «группы риска»




2 четверть

3 четверть

4 четверть




Руководитель МО классных руководителей,

социальный педагог,

заместитель директора по ВР

4.

Выступления на педагогических советах, советах при директоре о работе с детьми социально-незащищенной категории населения, защите их прав

1 раз в четверть

социальный педагог



Профилактическая работа на территории школы

Содержание

Сроки

Ответственные

Отчётность

1

Обход микрорайона школы ;

Цель: выполнение закона РФ №273 «Об образовании в РФ» ( выявление прибывших, не обучающихся детей, учёт детей в возрасте 6,5 – 18 лет, не получающих образования

Сентябрь, январь,

апрель

Зам. директора по УВР, классные руководители

1 – 11 классов

Социальный педагог

Акты обследования, отчёт по результатам обхода

Информирование специалистов РУО






2

Обследование материально – бытовых условий учащихся.

Цель: знакомство с социально – бытовыми условиями проживания детей, постановка на бесплатное питание нуждающихся учащихся

Сентябрь – октябрь

Классные руководители

1 – 11 классов,

социальный педагог

Составление списков на бесплатное питание

4

Посещение семей учащихся 1 классов (по необходимости)

Цель: знакомство социально-бытовыми условиями проживания семей, выявление проблем

Сентябрь - октябрь

Классные руководители 1 классов, члены родительских комитетов

Информационная справка о посещении семей

5

Посещение опекаемых, приемных детей.

Цель: контроль жилищно - бытовых условий, обеспечение прав ребёнка

Сентябрь, январь, май

Главный специалист отдела опеки и попечительства,

социальный педагог,

специалист по социальным вопросам администрации МО СП «Саганнурское»

Акты обследования, подача отчётной информации в отдел опеки и попечительства

6

Посещение учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки в четверти.

Цель: уведомление родителей, знакомство с жилищно-бытовыми условиями ребёнка

В конце каждой четверти

Классные руководители, заместители директора по УВР

Письменное уведомление родителей

7

Посещение учащихся, отклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин.

Цель: выполнение закона РФ №273 «Об образовании в РФ»

В течение года

по необходимости

Классные руководители

Акты обследования,

письменное извещение родителей

8

Посещение учащихся, состоящих на разных формах учёта.

Цель: Контроль за подростками, выполнение ФЗ №120

В течение года по необходимости

Классные руководители, заместитель директора по ВР, инспектор ПДН

социальный педагог

Акты обследования

9

Посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, требующих повышенного внимания со стороны школы.

Цель: контроль условий проживания ребёнка

Январь

Март

Летний период

Классные руководители, зам. директора по ВР, инспектор ПДН, социальный педагог

Составление отчетов патронирования

неблагополучных семей






10

Индивидуальная работа с родителями подростков «группы риска», цель: организация летнего отдыха

Май

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

Охват учащихся летним отдыхом, составление отчетов





































Список использованной литературы:

  1. Бадмаева М.В., Байкалов Н.С. «Современное образование и проблема толерантности». У-У., 2009.

  2. Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков». СПб., 2001.

  3. Дерманова И.Б. «Межличностные отношения». М., 2003.

  4. Мельникова Н.А. «Родительские собрания 8-9 классы». М., 2008.

  5. Родионов В.А. «Тренинги социальных навыков ». СПб., 2000.

  6. Рычкова Н.А. «Конфликтология: коррекция, психопрофилактика». М., 2001.

  7. Рязанова Д.В. «Беседы с подростками: с чего начать?». Воронеж, 2000.

  8. Овчарова Р.В. Психологический портрет педагогической запущенности ребенка. – СПб.: 2002. – 37 с.

  9. Овчарова Р.В. Психологический портрет социальной запущенности ребенка. – Архангельск, 2004. – с.3-5.

  10. Реан А.А. Социально педагогическая психология. – СПб.: 2004. – 360 с.

  11. РОССТАТ. – М.: 2009. – 28 с.

  12. Рычкова Н.А. Дезадаптативное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: 2005. – 280 с.

  13. Саясова К.А. Социально – психологические особенности подростков. – М.: 2004.- 189 с.

  14. Тагирова Г.С. Психолого – педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М.: 2004. – 320 с.

  15. Фомина А.Б. Учреждения образования: инновационная социально – педагогическая модель. – М.: 2006. – с.67-70.

  16. Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростков. – М.: 2007. – 430с.

  17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: 2002. – 340 с.

  18. Шипицина Л.М., Шпилени Л.С. Формирование личности подростков.- М.: 2005. – 294 с.

  19. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». – М.: 2006. – 360 с.

  20. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». – М.: 2005. – 332 с.

  21. Шульга Г.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска». – М.: 2003.- 298 с.

  22. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.6 2007. – 335 с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее