МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы
________________
«________»_____________2022г.
Программа
«Профилактика правонарушений»
п. Саган – Нур, 2022г.
Пояснительная записка
Актуальность: современные дети и подростки довольно часто имеют проблемы с законом, известно, что до 60% преступлений в Бурятии совершается детьми и подростками, 55% подростков нашего региона являются активными курильщиками, опыт половой жизни имеют подростки, достигшие возраста 12 лет, опыт употребления алкоголя имеют дети, достигшие возраста 7-8 лет. Численность подростков, совершивших преступления снижается. Для закрепления достигнутого результата требуется соблюдение отлаженной системы профилактических мероприятий.
Подростки зачастую склонны к наркомании, токсикомании, пивному алкоголизму, бродяжничеству, криминальным преступлениям. Это происходит по многим причинам: нарушение внутрисемейных связей, отсутствие методов воспитания со стороны родителей, криминальное окружение, эмоциональная дезадаптация, неблагоприятные условия проживания и др.
Криминальная активность детей в возрасте до 14 -16 лет, на данный момент, еще достаточно высокая. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется подготовка материалов в КДН и ЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) о рассмотрении дел учащихся, совершивших общественно опасные деяния.
Таким образом, мы видим необходимость внедрения различных профилактических программ, планирования специальных мероприятий для коррекции поведения детей и подростков. Программа «Профилактика правонарушений» направлена на нравственное, социальное, правовое воспитание подростков. Она поможет раскрыть и развить возможности личности школьника; положительно ориентировать ее в современных условиях, через расширение воспитательного потенциала школы, через сотрудничество: с родительской общественностью, администрацией поселка Саган – Нур, сотрудниками пункта полиции, районной КДН и ЗП (комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), районной Инспекцией ПДН (по делам несовершеннолетних), районным Центром по работе с семьей и детьми.
Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации в современном обществе.
Задачи:
создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности школьников;
формировать устойчивое правовое поведение;
формировать психосоциальную компетентность подростков в широком смысле слова, с точки зрения физического, психического и социального благополучия;
повышать уровень информированности школьников о вреде наркотиков, алкоголя;
развить внутреннюю активность, социальные и коммуникативные компетентности школьников;
способствовать формированию здорового образа жизни;
привлечь учащихся «группы риска» к общественно-полезной деятельности, включить в коллективные творческие виды деятельности;
Нормативно-правовая база:
основополагающим документом является Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в ноябре 1989 года. В которой заявлена главная задача современного общества - максимальная защита прав и интересов детей.
Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» , Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.), основные законы, закрепляют за ребенком государственные гарантии прав в области образования.
Конституция Российской Федерации и Республики Бурятия закрепляют охрану прав ребенка.
Уголовный кодекс РФ ст.86,87,ст.156, 158, 166 – устанавливает уголовную ответственность:
1) несовершеннолетних за совершенные преступления, используется при определении степени вины и определении наказания, в контексте соблюдение прав подростков.
2) родителей за неисполнение родительских обязанностей. Рассматривается в случаях жестокого обращения с детьми, оставления в социально – опасном положении, когда у ребенка нет элементарных условий для проживания.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99г., регламентирует обеспечение специальных медико – социальных программ в образовательных учреждениях для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.
Устав образовательного учреждения МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа», устанавливает ответственность учащихся за пропуски уроков без уважительных причин, антиобщественное поведение в учреждении образования.
Формы реализации программы:
Социально – психологические тренинги;
Тематические беседы;
Правовые лектории (сотрудничество с работниками отделения полиции п. Саган – Нур, районной инспекцией ПДН, КДН и ЗП);
Просмотр видеофильмов, обсуждение;
Участие в проведении родительских собраний;
Дискуссии;
Тематические релаксации;
Игры-драматизации;
Ролевые игры;
Организация «круглых столов»;
Патронаж семей «группы риска» в сотрудничестве с УУП, КДН и ЗП, специалистами опеки и попечительства;
Сотрудничество с родителями учащихся;
КТД (коллективно – творческие дела): праздничные концерты, развивающие конкурсы, спортивные соревнования, тематические дискотеки.
Участвуя в дружеском общении с товарищами, в обмене впечатлениями, предложениями, во время специально организованных встреч, лекториев, тренингов, КТД - увеличиваются познавательные интересы участников программы, расширяется их кругозор, развиваются такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, отзывчивость, ответственность.
Основу воспитательного процесса при этом должны составлять такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни, улучшения микроклимата территории школы, как следствие данной программы – снижение среди учащихся школы пропусков без уважительных причин, бродяжничества, % участия школьников в правонарушениях и преступлениях.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что программа охватывает не только конкретных учащихся, работающих в программе, но родительскую общественность, специалистов, работающих в поселке над этой проблемой, заинтересованных в результате, готовых сотрудничать, посредством участия в проведении и организации мероприятий по программе.
Сроки реализации программы: 2022 - 2023 учебный год.
Форма подведения результатов прохождения программы: мониторинг.
Организация воспитательной деятельности
Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребенка, из которой он черпает знания об отношениях, нормах поведения, принятых в обществе. Очень важно на первых этапах работы создать благоприятные условия для воспитания учащихся, учитывать такой аспект, как воспитание в семье. Принцип сотрудничества должен быть приоритетным в данной программе.
Аспекты программы:
Правовой
Нравственный
Семейный
Коммуникативный: межличностное общение
Этико-эстетический
Ожидаемые результаты:
I. Учащиеся научатся:
считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других;
формировать свое мнение с учетом мнений других;
поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми;
самостоятельно, конструктивно действовать в критических ситуациях;
предвидеть возможные последствия своих действий (противоправных в том числе) и поведения в отношении к другим людям;
коммуникативной деятельности в незнакомой среде;
оберегать семью, заботиться о родственниках, близких;
относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных;
бережно относиться к своему здоровью;
II. Признают:
неприкосновенность чужой собственности;
ценность своей и чужой жизни;
III. Приобретут:
знания основ законодательства РФ: кодексы, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка.
Функциональные обязанности руководителя программы:
Организует годовое планирование и анализ воспитательного процесса.
Совместно с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом разрабатывает план работы с родителями.
Организует жизнедеятельность детского коллектива.
Работает с классами, организует коллективное творчество, мероприятия, направленные на профилактику правонарушений.
Отслеживает и обобщает воспитательные результаты и достижения.
Осуществляет сотрудничество с учреждениями взаимодействия.
Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений учащихся
№ | Содержание | Сроки | Ответственные | |
1 | Социально-педагогическая диагностика по выявлению детей « группы риска» Формирование банка данных неблагополучных семей, учащихся девиантного поведения, состоящих на учете ПДН, ВШК, районной КДН и ЗП с учетом выбывших и прибывших | Сентябрь | Социальный педагог, кл. руководители | |
2 | Разработка, реализация индивидуальных коррекционных программ для детей, состоящих на учете ПДН, районной КДН ЗП | В течение года | Классные руководители, социальный педагог, психолог | |
3. | Ведение дневников наблюдения учащихся, состоящих на разных формах учета, заполнение учетных карточек | В течение года | Социальный педагог | |
4. | Ведение «Журнала регистрации правонарушений учащихся школы» | В течение года | Социальный педагог | |
5. | Рассмотрение материалов учащихся ,нарушающих школьную дисциплину, имеющих неудовлетворительные четвертные оценки. Подготовка материалов на заседания Совета по профилактике правонарушений при МАОУ «Саган – Нурская СОШ» | В течение года | Социальный педагог, заместители директора по ВР, УВР, классные руководители | |
6. | Вовлечение детей младшего, среднего школьного возраста, склонных к совершению правонарушений, в работу кружков и секций | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | |
7 | Вовлечение детей, состоящих на разных формах учета в работу кружков и секций (агитация) . Сбор информации о занятости детей девиантного поведения во внеурочное, каникулярное время | В течение года
| Соц.педагог, классные руководители | |
8. | Организация выездных рейдов в семьи «группы риска», неблагополучные семьи в сотрудничестве с районной КДН и ЗП, ОВД, ПДН | 1 раз в месяц, (по мере необходимости) | Социальный педагог, классные руководители инспектор ПДН, УУП ОВД | |
9. | Подготовка материалов на заседание районной КДН и ЗП | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | |
10. | Реализация раздела программы правового всеобуча учащихся «Наша жизнь- в наших руках»- «Ответственность несовершеннолетних», «Наши права и обязанности», «Подросток и закон», «правовой статус несовершеннолетних» | В течение года | Социальный педагог, инспектор ПДН, участковые уполномоченные пункта полиции п. Саган - Нур | |
11. | Отчет классных руководителей: о работе с детьми деструктивного поведения; о посещаемости , успеваемости, занятости детей «группы риска»; | 1 раз в четверть |
Классные руководители
| |
12. | Социальное партнерство в работе с детьми «группы риска»
|
| ||
13. | Участие в мероприятиях, акциях, объявляемых республиканской, районной КДН и ЗП | По мере проведения | Социальный педагог, классные руководители социальные партнеры межведомственного взаимодействия | |
14 | Разработка и реализация программ по профилактике подросткового алкоголизма, наркомании, с привлечением инспектора ПДН, участкового уполномоченного ОВД п. Саган - Нур | В течение года | Социальный педагог, классные руководители социальные партнеры | |
15. | Организация летнего отдыха детей «группы риска» в школьных лагерях «Площадка», «Социальный лагерь», Организация отдыха детей «группы риска» в районном лагере «Березка» | В летний период | Соц. педагог, классные руководители | |
16. | Организация производственных ремонтных бригад несовершеннолетних «группы риска» ,достигших 14-летнего возраста на временные общественные работы . Организация работы «ТОС» | В летний период | Зам. директора по ВР Социальный педагог Зам.директора по АХЧ | |
17. | Организация встреч с правоохранительными органами (ПДН, районная КДН и ЗП, УУП, прокуратура) | Каждый последний четверг месяца
| Соц. педагог, классные руководители
| |
18 | Проведение работы с семьями, где родители уклоняются от воспитания детей в сотрудничестве с представителями администрации МО СП «Саганнурское», с организациями и структурами системы профилактики МО «Мухоршибирский район» | В течение года | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классные руководители | |
19 | Анализ правонарушений уч-ся за год | Май | Социальный педагог | |
Профилактика вымогательства в подростковой среде |
| |||
19. | Проведение анкетирования «Рэкет» | Октябрь | Социальный педагог | |
20. | Организация встреч с работниками ОВД «Как защитить себя от вымогателей?» | Ноябрь, январь | Зам. директора по ВР, Социальный педагог | |
21. | Подготовка и проведение бесед с родителями и детьми по противодействию вымогательству | Февраль | Социальный педагог, Инспектор ПДН , классные руководители | |
22. | Проведение тренингов «Подросток и закон» (об ответственности за совершение правонарушений) | Октябрь, март | Социальный педагог Инспектор ПДН | |
23. | Проведение родительского собрания «Аспекты жестокого обращения с ребенком в семье» | Апрель | Социальный педагог, Инспектор ПДН , классные руководители |
Профилактика пропусков уроков учащимися
Организация всеобуч
№ | Мероприятия
| Сроки | Ответственные |
1. | Проведение мониторинга пропусков уроков без уважительных причин по классам | В конце каждой четверти, учебного года | Соц.педагог, Заместители директора школы по УВР,ВР |
2. | Проведение рейдов «Подросток» совместно с УУП, инспекцией ПДН, представителями администрации поселка в семьи с неблагоприятной эмоциональной атмосферой | Октябрь, январь, апрель | Социальный педагог, Инспектор ПДН , классные руководители |
3. | Подготовка аналитических справок посещаемости по четвертям. Выработка рекомендаций классным руководителям по устранению пропусков без уважительных причин | В конце каждой четверти, учебного года | Социальный педагог |
4. | Анализ посещаемости учащихся на планерных совещаниях, педсоветах, заседаниях административной комиссии школы | 1 раз в четверть | Соц.педагог, Зам. Директора по УВР |
5. | Проведение медицинских обследований ,консультаций с учащимися, которые пропускают уроки из-за частого недомогания, плохого самочувствия | По мере необходимости | Социальный педагог, школьная медсестра, педиатры |
6. | Проведение малых педсоветов по итогам четвертей | Ноябрь Январь Апрель | Администрация школы, социальный педагог, классные руководители |
7. | Проведение психологических консультаций с детьми, имеющими проблемы в обучении. Организация диагностической работы. Выработка рекомендаций по дальнейшей профилактике пропусков | В течение года |
Психолог школы |
8. | Организация дифференцированной работы на уроке со слабоуспевающими детьми с целью повышения мотивации к учению; создание ситуации успеха через проведение срезов без плохих отметок | В течение года | Учителя-предметники |
9. | Посещение уроков, где обучаются дети, состоящие на учете в ПДН,КДН,ВШК с целью отслеживания индивидуальной работы учителя с данной категорией учащихся. | 1 раз в четверть | Зам.директора по УВР Соц.педагог |
10. | Организация классного контроля посещаемости (те классы, где наибольшее кол-во пропусков без уважительных причин по итогам четвертей) Проведение в данных классах классных собраний с приглашением родителей детей, систематически пропускающие уроки, слабоуспевающих. | По итогам мониторинга пропусков в конце каждой недели
| Соц.педагог Зам.директора по УВР Классные рук-ли
|
11. | Рейды совместно с инспектором ПДН по подвальным и чердачным помещениям п. Саган – Нур с целью: профилактики бродяжничества, употребления спиртных напитков, ПАВ | Апрель Май | Соц.педагог Инспектор ПДН |
Профилактическая работа с классами
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Профилактическая акция «мы против наркотиков» | октябрь | Кл. руководители, социальный педагог Инспектор ПДН |
2. |
Профилактическая декада по правовым знаниям: «Наши права и обязанности» Серии классных часов для уч-ся 1-11 классов «Уважай закон с детства»
|
Сентябрь (3 неделя) Октябрь (1, 2 неделя) |
Кл. руководители, социальный педагог Инспектор ПДН, УУП Эрдыниев Б.Б. |
3 | Профилактическая декада о вреде курения, алкоголя, наркотиков : Классные часы «Курение: дань моде, привычка, болезнь» Конкурс на лучшую стенгазету среди старшеклассников , направленную против вредных привычек человека Акция «Один день без табака» Антинаркотическая декада (правовое просвещение об уголовной и административной ответственности за незаконное хранение сбыт, употребление наркотиков): Антинаркотический тренинг (5 классы) Тренинг «Наркотики и алкоголь – опасный круг» (6-7 классы) Тренинг «Ступени, ведущие вниз» (8-9 классы) | Декабрь
| Классные руководители, медицинские работники, социальный педагог |
4. | «Не сломай свою судьбу», неделя по профилактике ВИЧ и СПИД инфекций Тренинг «Безопасность прежде всего» (9-11 классы) Показ слайдовых презентаций от СПИД центра; Беседы о «ЗППП » (заболеваниях, передающихся половым путем) | Январь
Февраль |
Социальный педагог,
Школьная медсестра
|
5. | Проведение анкетирования по выявлению предрасположенности к суицидальному поведению | Октябрь (4 неделя) Март (1, 2 неделя) | Социальный педагог, Психолог Классные руководители |
6. | Проведение групповой и индивидуальной работы с учащимися по профилактике суицидального поведения, формирования устойчивости эмоционально – волевой сферы, посредством проведения тренингов, аутотренингов | Октябрь ноябрь Март май | Социальный педагог, психолог
|
7. | Проведение общешкольного родительского собрания на тему: «Проблемы подросткового возраста. Склонность к суицидам»; «Проблемы переходного периода», «Аспекты жестокого обращения с детьми в семье» | Октябрь Май | Социальный педагог, психолог |
Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учёта
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Изучение личности и составление социально-психологических карт на учащихся, состоящих на ВШУ, ПДН, районной КДН и ЗП | Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог, инспектор ПДН |
2 | Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог инспектор ПДН |
3 | Изучение личностных особенностей обучающихся и выявление причин: - асоциального поведения, - дезадаптации, конфликтности | В течение года | Классные руководители, социально – психологическая служба |
4 | Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся | В течение года | Классные руководители, социально -психолого-педагогическая служба |
5 | Выполнение ФЗ РФ №273 «Об образовании в РФ», контроль посещаемости, успеваемости, готовности к урокам | В течение года | Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители |
6 | Вовлечение обучающихся, состоящих на разных формах учёта, в кружки, секции. | В течение года
| Классные руководители |
7 | Тренинги коррекции поведения с дезадаптированными учащимися | В течение года | Психологи, социальный педагог |
8 | Вовлечение детей «группы риска» в социально-значимую деятельность. | В течение года | Классные руководители, родительская общественность
|
9 | Индивидуальные консультации | В течение года | Психолог, социальный педагог, инспектор ПДН |
10 | Обеспечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, горячим питанием, учебниками из фонда школьной библиотеки, льготными путёвками в летние оздоровительные лагеря | Сентябрь, в течение года | Классные руководители, Библиотекари, социальный педагог, заместитель директора по ВР |
11 | Внесение изменений в банк данных социальной картотеки, с учетом выбывших и прибывших детей | Январь | Социальный педагог Классные руководители |
12 | Работа общественных наставников: индивидуальная, групповая, организация встреч с подопечными во внеурочное время, посещение на дому, организация бесед с родителями. Посредством консультирования, бесед, аутотренинга помощь в регулировании взаимоотношений со сверстниками в сложных, конфликтных ситуациях. | В течение года | Общественные наставники
|
Работа с педагогическими кадрами по профилактике правонарушений
среди учащихся
№ | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Индивидуальное консультирование педагогов | В течение учебного года | Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог |
2 | Работа психолого- педагогического консилиума | В течение года | Зам. директора по УВР Социально-психологическая служба |
3 | Заседание МО классных руководителей Как защитить ребенка от жестокого обращения 7» Как помочь ребенку достичь успехов в учебе? «Методы разрешения конфликтов в работе с детьми «группы риска»
| 2 четверть 3 четверть 4 четверть
|
Руководитель МО классных руководителей, социальный педагог, заместитель директора по ВР |
4. | Выступления на педагогических советах, советах при директоре о работе с детьми социально-незащищенной категории населения, защите их прав | 1 раз в четверть | социальный педагог |
Профилактическая работа на территории школы
№ | Содержание | Сроки | Ответственные | Отчётность |
1 | Обход микрорайона школы ; Цель: выполнение закона РФ №273 «Об образовании в РФ» ( выявление прибывших, не обучающихся детей, учёт детей в возрасте 6,5 – 18 лет, не получающих образования | Сентябрь, январь, апрель | Зам. директора по УВР, классные руководители 1 – 11 классов Социальный педагог | Акты обследования, отчёт по результатам обхода Информирование специалистов РУО
|
2 | Обследование материально – бытовых условий учащихся. Цель: знакомство с социально – бытовыми условиями проживания детей, постановка на бесплатное питание нуждающихся учащихся | Сентябрь – октябрь | Классные руководители 1 – 11 классов, социальный педагог | Составление списков на бесплатное питание |
4 | Посещение семей учащихся 1 классов (по необходимости) Цель: знакомство социально-бытовыми условиями проживания семей, выявление проблем | Сентябрь - октябрь | Классные руководители 1 классов, члены родительских комитетов | Информационная справка о посещении семей |
5 | Посещение опекаемых, приемных детей. Цель: контроль жилищно - бытовых условий, обеспечение прав ребёнка | Сентябрь, январь, май | Главный специалист отдела опеки и попечительства, социальный педагог, специалист по социальным вопросам администрации МО СП «Саганнурское» | Акты обследования, подача отчётной информации в отдел опеки и попечительства |
6 | Посещение учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки в четверти. Цель: уведомление родителей, знакомство с жилищно-бытовыми условиями ребёнка | В конце каждой четверти | Классные руководители, заместители директора по УВР | Письменное уведомление родителей |
7 | Посещение учащихся, отклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин. Цель: выполнение закона РФ №273 «Об образовании в РФ» | В течение года по необходимости | Классные руководители | Акты обследования, письменное извещение родителей |
8 | Посещение учащихся, состоящих на разных формах учёта. Цель: Контроль за подростками, выполнение ФЗ №120 | В течение года по необходимости | Классные руководители, заместитель директора по ВР, инспектор ПДН социальный педагог | Акты обследования |
9 | Посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, требующих повышенного внимания со стороны школы. Цель: контроль условий проживания ребёнка | Январь Март Летний период | Классные руководители, зам. директора по ВР, инспектор ПДН, социальный педагог | Составление отчетов патронирования неблагополучных семей
|
10 | Индивидуальная работа с родителями подростков «группы риска», цель: организация летнего отдыха | Май | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | Охват учащихся летним отдыхом, составление отчетов |
Список использованной литературы:
Бадмаева М.В., Байкалов Н.С. «Современное образование и проблема толерантности». У-У., 2009.
Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков». СПб., 2001.
Дерманова И.Б. «Межличностные отношения». М., 2003.
Мельникова Н.А. «Родительские собрания 8-9 классы». М., 2008.
Родионов В.А. «Тренинги социальных навыков ». СПб., 2000.
Рычкова Н.А. «Конфликтология: коррекция, психопрофилактика». М., 2001.
Рязанова Д.В. «Беседы с подростками: с чего начать?». Воронеж, 2000.
Овчарова Р.В. Психологический портрет педагогической запущенности ребенка. – СПб.: 2002. – 37 с.
Овчарова Р.В. Психологический портрет социальной запущенности ребенка. – Архангельск, 2004. – с.3-5.
Реан А.А. Социально педагогическая психология. – СПб.: 2004. – 360 с.
РОССТАТ. – М.: 2009. – 28 с.
Рычкова Н.А. Дезадаптативное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М.: 2005. – 280 с.
Саясова К.А. Социально – психологические особенности подростков. – М.: 2004.- 189 с.
Тагирова Г.С. Психолого – педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М.: 2004. – 320 с.
Фомина А.Б. Учреждения образования: инновационная социально – педагогическая модель. – М.: 2006. – с.67-70.
Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростков. – М.: 2007. – 430с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: 2002. – 340 с.
Шипицина Л.М., Шпилени Л.С. Формирование личности подростков.- М.: 2005. – 294 с.
Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». – М.: 2006. – 360 с.
Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». – М.: 2005. – 332 с.
Шульга Г.И. Психологические основы работы с детьми «группы риска». – М.: 2003.- 298 с.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.6 2007. – 335 с.