«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Выступление на педчтениях (из опыта работы)

Школьный прект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности.Второй год мои учащиеся принимают участие в научной конференции на школьном и районном уровнях, где представляют свои проекты. Так в этом году был представлен проект на тему «Береги свое здоровье». В исследовательской работе принимали участие дети всего класса и родители. На школьном уровне работа заняла первое место.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

















Школьный проект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Ушакова Н.Д.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Щучье, учитель, высшая категория





























Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. В современном школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: признана вариативность педагогических систем и подходов, у учителей появилась свобода для творческого поиска, родителям предоставлена возможность принимать участие в проектировании образовательного процесса, осознана необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребёнка, построении его собственной траектории развития; провозглашено единство предметных, общеучебных и личностных результатов учащихся. Начальная школа является первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор.

Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности, внеурочной деятельности и дополнительного образования . В школе должно быть обеспечено единство всех блоков, их интеграция. Интеграция как методический прием способствует формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как определенной системе. Известно, что педагогическое воздействие имеет силу только в ряду себе подобных. Именно поэтому педагогический процесс в нашей школе ведётся через совместную деятельность всех участников образовательного процесса: учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, учащихся, родителей. В школе существует два направления интеграции: создание новых курсов, объединяющих материал ряда предметов и разовые интегрированные занятия разного уровня, продолжительности и характера. К первой группе, например, относятся разные варианты построения курсов «Окружающий мир», включающих занятия по введению в образовательные области естествознания, обществознания, истории и ОБЖ. Ко второй группе относятся интегрированные уроки чтения и письма, литературного чтения и музыки, окружающего мира и технологии, математики и технологии и другие. Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно использовать различные формы интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например: «Математика», «Окружающий мир»

2

и «Информатика» или «Изобразительное искусство», «Изобразительное искусство» и «Чудеса аппликации». Интеграция способствует установлению

смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знания. Учителя начальных классов получают возможность совместно формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в общих картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов. Важной задачей в начальной школе является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии. Задача учителя начальных классов научить детей осмыслению своих впечатлений, ощущений и представлений и сформировать умения выразить их словами, в рисунке, в изделии, в таблице, в формуле. Условиями для этого является отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания, организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе, широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности детей. Немаловажной задачей в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными.

3

Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и даёт возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора учителем предлагаются различные варианты. Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Учитель учитывает не только способности учащихся, но и их психологические особенности. Каждый проект должен оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель формирует умение соизмерять свои желания и возможности. Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся получают социально и личностно значимый опыт. Безусловно, интеграция материала урочной и внеурочной деятельности даёт возможность выхода на более интересные, глубокие темы. В процессе проектной деятельности необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста. Важную роль в этом вопросе играет: развивающие занятия с психологом и социальным педагогом, индивидуальные тренинги и коррекционные занятия, создание портфолио ученика. Портфолио как накопительная папка творческих работ, достижений и наград давно используется учащимися начальных классов нашей школы. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов, обсуждать с учениками различные способы демонстрации достижений, рекомендовать, давать советы, проявлять искренний интерес. Портфолио имеет силу только в том случае, если содержание обучения будет ориентировано на деятельность, если содержать оно будет результаты как урочной, так и внеурочной деятельности. Создавая условия для развития индивидуальности ребёнка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение

4



ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся

начальной школы ключевых компетенций.

Технологией проблемно – исследовательского обучения на основе метода проектов я начала заниматься в этом учебном году, взяв для себя эту тему как тему самообразования. Для того чтобы повысить творческий потенциал своих учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности – благоприятная почва для решения многих задач. Целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Эта работа ведется по следующим направлениям:

- развитие речи;

- организация проектно – исследовательской деятельности учащихся;

- подготовка к олимпиаде;

- творческая работа.

Уроки по развитию речи развивают творческую деятельность, учат владению литературным языком, сочинению рассказов, стихотворений. Результатом такой работы стали проекты моих учеников: «Загадки сочиняю сам (а)», «Мое мнение».

По программе в каждом классе отведены специальные часы для развития речи. Но этого мало. На протяжении своей жизни человек должен развивать свою связную речь. Человек с хорошо развитой письменной и устной речью в жизни будет успешен. Целесообразно равномерно развивать письменную и устную речь. Поэтому мои ученики получают творческие задания, а затем идет оформление групповых проектов во время каникул.

Проекты могут органично вписываться в учебный процесс, а могут выполняться в основном во внеурочное время. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности. Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная

5

тематика нескольких предметов), надпредметным. Проект может быть итоговым - по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и

проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания

обучения. Метод проектов показывает путь соединения теории с практикой.

Учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.

Второй год мои учащиеся принимают участие в научной конференции на школьном и районном уровнях, где представляют свои проекты. Так в этом году был представлен проект на тему «Береги свое здоровье». В исследовательской работе принимали участие дети всего класса и родители. На школьном уровне работа заняла первое место.

Во внеурочное время проектно – исследовательская деятельность была направлена на решение задач патриотического воспитания и нравственного. Проект «Помоги другим» завершился акцией: дети собрали игрушки и подарили их больным детям, которые находились на лечении в районной больнице.

Если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.

Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.

Единство урочной и внеурочной деятельности учебного процесса обусловлено, прежде всего, необходимостью успешной социализации школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Именно поэтому реализуемые проекты должны носить социальный характер, вовлекать в реализацию родителей, создавать условия не только для придания личностной, но и социальной значимости содержанию и результатам образования.

6

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее