«Осенний фестиваль знаний 2024»

Выступление на педагогическом совете школы "Роль школы в социализации обучающихся".

С приходом в школу появляется новый вид деятельности – учеба, переход в новую социальную ситуацию. Ребенок постепенно осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Ему необходимо разобраться и присвоить правила и нормы общения в процессе учебной деятельности, имеющей своеобразные отличия, приобретенные в дошкольном детстве к специфическим условиям школьной деятельности и игры.Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Социализация – это процесс становления личности.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Выступление на педагогическом совете.

Роль школы в социализации обучающихся.

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Социализация – это процесс становления личности. 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ включает в себя:

  • Обучение и воспитание

  • Освоение культурных ценностей и норм общества

  • Приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек

  • Взаимодействие с другими людьми

  • Освоение видов совместной деятельности (начиная от игры, заканчивая сложными трудовыми процессами)

  • Нахождение своего места в обществе

С приходом в школу появляется новый вид деятельности – учеба, переход в новую социальную ситуацию. Ребенок постепенно осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Ему необходимо разобраться и присвоить правила и нормы общения в процессе учебной деятельности, имеющей своеобразные отличия, приобретенные в дошкольном детстве к специфическим условиям школьной деятельности и игры.

Приход в школу требует от ребёнка овладения системой следующих составляющих социальной адаптации:

• умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях;

• осознание новой социальной роли «Я — школьник»;

• понимание нового периода своей жизни;

• личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением;

• соблюдение определённых правил класса;

• требование умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию.

В социальном опыте младших школьников должны отражаться следующие результаты освоения основной образовательной программы начального образования:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана на уроках окружающего мира, ОРКСЭ);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед на уроках окружающего мира и литературного чтения);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, экскурсий);

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»);

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях)

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

В процессе изучения учебных дисциплин учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, спортивных соревнований)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, на уроках окружающего мира);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках изо и технологии);

На уроках окружающего мира, литературного чтения акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.

Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Эти социальные качества развивались через различные формы работы:

  • В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее