Выступление на МО гуманитарного цикла "Нравственное воспитание при изучении темы Великой Отечественной войны на уроках истории при дифференцированном подходе обучения".

Главным источником знаний для обучающихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. В учебниках произошел отказ от положительной оценки роли И. Сталина, К. Ворошилова, Л. Брежнева и других. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь обучающимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение. Успешно решить эти задачи можно с помощью модульно-рейтинговой технологии на основе дифференцированного подхода изучения истории.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И. В. Комзина»








ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА







ТЕМА: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ОБУЧЕНИЯ».








ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНА Н. А.















г. ТОЛЬЯТТИ, 2018-2019 учебный год

Выступление на методическом объединении гуманитарного цикла: «Нравственное воспитание при изучении темы Великой Отечественной войны на уроках истории при дифференцированном подходе обучения».



Реформирование российского общества выразилось в изменении системы ценностей, их содержания и форм проявления. Поэтому наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.

Содержание нравственного воспитания определяется концепцией. В национальной доктрине образования РФ в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание граждан России, обладающих высокой нравственностью».

У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Вторая мировая война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы.

Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение.

Главным источником знаний для обучающихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. В учебниках произошел отказ от положительной оценки роли И. Сталина, К. Ворошилова, Л. Брежнева и других. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь обучающимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение. Успешно решить эти задачи можно с помощью модульно-рейтинговой технологии на основе дифференцированного подхода изучения истории. Сегодня доказано, что не все дети могут в одинаковом объеме усваивать учебный материал. Так и в решении воспитательных задач тоже необходима дифференциация.

Обучающиеся обязательно должны изучить материал учебной книги. Для этого предлагается метод дежурных групп. Несколько учащихся готовят дома пересказ темы, другие в это время занимаются своими делами. Те, кто не читали материал дома, на уроке слушают его и принимают участие в обсуждении поставленных проблем. Таким образом решается несколько нравственных задач: во-первых, формируется чувство долга — учащийся обязательно должен подготовить дома рассказ, если он это не сделает, то и сам не получит хорошую оценку и лишит одноклассников знаний по данной теме. Во-вторых, формируется чувство ответственности за свое поведение и гуманное отношение к окружающим. Когда звучит рассказ членов дежурной группы, то учащиеся делают паузы, что бы одноклассники записали в тетради и запомнили важные аспекты их рассказа. Те учащиеся, которые не вошли в дежурную группу, но хотят на уроке отвечать и тем самым увеличить свой рейтинг в данном модуле, готовят сообщения к уроку на 2 минуты по дополнительным источникам.

Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Большую роль в формировании социально-одобряемых взглядов играет метод обсуждения проблем. Для того чтобы обсуждать, анализировать, делать выводы, нужны знания. Не все дети могут принимать участие в дискуссиях. Но важно, чтобы все слушали. В конце урока учитель спрашивает у слабых ребят, которые не принимали участие в разговоре, что же они поняли, какой они сделали вывод из данного разговора. За свое аргументированное высказывание учащиеся получают дополнительные баллы в рейтинг. Здесь предлагается разобрать следующие проблемные моменты: 1) кто, на ваш взгляд, освободил страны Западной Европы от фашизма; 3) составьте обзор, кто и по каким мотивам считал конец войны катастрофой, а кто — освобождением. При обсуждении подобных задач будут высказываться разные точки зрения, и учащиеся будут учиться коммуникативным навыкам.

Следующим методом нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность. Составить обзор можно только в библиотеке, умея работать с каталогом и с периодической печатью. Где организовываются уроки в городском читальном зале, и работники библиотеки помогают нам в подборе литературы. Данные уроки представляют особую ценность потому, что помогают разоблачению фальсификаций о войне. Этой же цели служат уроки в музеях с приглашением ветеранов. Очень важно для воспитания нравственных ценностей создавать на уроках воспитывающие ситуации для выработки привычек и культуры поведения. Так учащиеся учатся уважительно относится к ветеранам и почитать павших минутой молчания стоя.

Знания, полученные на уроках, проверяются учителем в текущем контроле, который называется «пятиминутка» и в итоговом, который выполняется в форме тренинга и зачёта. Здесь учащиеся в письменной форме показывают полученные знания и на их основе рассуждают, делают выводы, опираясь на нравственные ценности.

Обсуждая вопрос об уроках войны, о значении памяти о великой Победе для современной жизни россиян, необходимо обращаться к тем, кто посвятил свою жизнь служению в советской и российской армии. В каждой школе есть выпускники, которые поступили в высшие военные учебные заведения или воевали в локальных конфликтах. Необходимо устраивать с ними встречи.

В результате осуществления вышесказанных задач в социально-идеологическом плане возможно обеспечение духовно-нравственного единства общества, снижение идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов РФ.


Список используемой литературы:

1. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов

истории: Сборник статей / Сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. — СПб.:

Изд-во «Союз», 2004. («Серия воспитание гражданина»)

2. Козленко С. И. Тематическое планирование изучения темы «Великая

Отечественная война 1941—1945 гг.» для 9 и 11 классов. /Преподавание

истории и обществознания в школе. № 1 — 2005/

3. Королькова Е. «Это нужно не мертвым — это нужно живым...» Роль

знаний о Великой Отечественной войне в нравственном воспитании

современных школьников. /Народное образование. № 4 — 2005/

4. Основные направления и план действий по реализации Программы

развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы.

Нормативные документы. — М.: АПК и ПРО, 2002.

5. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории /

Сост. Л. Н. Алексашкина; Под ред. А. Ф. Киселева. —2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.

6. Победа над фашизмом и современный мир. — Прага: Междунар.

Издательство «Мир и социализм», 1985.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее