МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 255»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
Вводное родительское собрание
в средней группе: «Звездочка»
Подготовили воспитатели:
Данилина Е.В.
Чадаева А.А.
2022-2023 уч.год
Цель:
- расширение контакта между воспитателями и родителями;
- дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных
особенностях;
- обсудить технику безопасности.
План проведения
1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.
2. Обсуждение соблюдения техники безопасности и антитеррор.
3. Решение групповых вопросов.
Ход родительского собрания:
1. Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время, чтобы посетить наше первое собрание в начале нашего учебного года.
Задача детского сада – развивать желание ребенка учиться, познавать новое.
Мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, психологически защищённо, чувствовал себя любимым и неповторимым.
Повестка собрания
Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста.
Нашим дорогим ребятам исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в развитии.
Возраст 4-5 лет - период относительного затишья.
Ребенок вышел из кризиса и в целом
стал спокойнее, послушнее, покладистее.
Все более сильной становится потребность в друзьях,
резко возрастает интерес к окружающему миру
Средний дошкольный возраст (4—5 лет). Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы.
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем мире.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует своё магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи
Отношения со сверстниками У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Основная программа, по которой работает наш детский сад – программа "Детство". Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка. Данная программа является преемственной, поэтому мы продолжим уже начатое развитие.
В детском саду правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
· Создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
· Уважительное отношение к результатам детского творчества.
· Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
· Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.
· Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования.
Занятия проводится с понедельника по пятницу. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями от 10 до 15 минут.
Содержание программы предусматривает работу с воспитанниками по реализации пяти образовательных областей, которые включают несколько направлений:
1. «Познавательное развитие», входит (математика, мир природы и человека) Математика, формирование навыков сравнения количества предметов в группах на основе счета, выделение характерных особенностей предметов (цвет, размер, величина, назначение т.е сенсорика. Будут сформированы навыки автоматического счета до 10 и обратно, но в пределах 5 мы учим состав числа. Будем формировать и закреплять знания геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, шар, куб). Определять части суток. Эта область включает в себя формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
2.Следующая образовательная область, которую мы реализуем – это «Речевое развитие» (развитие речи и художественная литература) в которой мы должны будем научиться выделять звук в слове, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки. Дети будут пробывать инсценировать с помощью взрослого небольшие сказки или отрывки из них, называть любимую сказку, читать наизусть стихотворение.
3.В образовательной области «Художественно-эстетическое» (рисование, конструирование, музыка), где на рисовании будем акцентрировать внимание на аккуратном закрашивании, правильно держать карандаш, кисточку, аккуратно наклеивать, мы будем учиться использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств
На занятиях по «музыке» мы будем стараться выполнять правильно и под музыку танцевальные движения, узнавать песни по мелодии, четко произносить слова песен, играть на музыкальных инструментах.
4.Образовательная область – «Физическое развитие» (охрана здоровья, физическое развитие), у детей будут формироваться такие качества как ловкость, быстрота, правильность выполнения движений, ориентировка в пространстве, овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
5.Следующая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (труд, мораль, социализация) , в которой мы будем формировать умение объединяться в игре со сверстниками, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения, иметь простейшие представления о различных профессиях и примерять их на себя; стараться не ссориться, решать все возникшие споры мирно, здесь мы стараемся научить детей соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте, соблюдать элементарные правила дорожного движения. Здесь конечно нужна ваша помощь.
2. Мы подошли к следующему вопросу нашей сегодняшней встречи. Им как и прежде остается, соблюдение техники безопасности. Сегодня мы с вами поговорим об очень важном – о безопасности наших детей.
Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.
Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой» : установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.
Объясните ребенку : чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).
Если ребенок остается один дома : он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ, кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).
При возникновении пожара в отсутствии взрослых - ребенку важно знать следующее:
- не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти);
- по возможности выбежать на балкон или выглянуть в окно и кричать о помощи.
Безопасность ребенка на улице
Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места.
Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор - основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила.
1. Не выходить на улицу без взрослых.
2. Не играть на тротуаре около проезжей части.
3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
Рекомендации родителям по безопасности
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда!
Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам, технике безопасности терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Не запугивайте ребенка! Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Наши детки очень подвижны, активны. Детский травматизм очень актуальная тема.
Необходима совместная работа родителей, воспитателей и ребенка. Беседы в детском саду должны подкрепляться обсуждением данных тем дома. На что следует обратить внимание.
Подъемы и спуски по лестнице.
Окна. Не просите помахать ребенка!!!!
Поведение во время прогулки на детской площадке.
Самокаты и велосипеды, игрушки в детском саду.
Внимательность и бдительность. (терроризм).
Что такое терроризм?
Терроризм - это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх в обществе и совершают насилие над людьми. Все террористы - преступники, и после того, как они попадают в руки стражам порядка, их судят и сажают в тюрьмы.
Скорее всего, вам не придется столкнуться с этим страшным злом - терроризмом, но, к сожалению, угроза терактов существует, и лучше всего быть к ней готовым.
Задача родителей и педагогов - объяснить детям, что необходимо сообщать взрослым или сотрудникам полиции: об обнаруженных на улице, о бесхозных вещах, о подозрительных предметах в общественном транспорте, предметах в подъезде, дома или в детском саду. Объясните детям, что во всех перечисленных случаях необходимо: а) не трогать, не вскрывать, не передвигать находку; б) отойти на безопасное расстояние; в) сообщить о находке взрослому.
Обязательно проводите с детьми дома разъяснительные беседы о недопустимости: а) пользоваться незнакомыми предметами, найденными на улице или в общественных местах; б) брать у незнакомых людей на улице сумки, свертки, игрушки и т.д.
Для безопасности наших детей в наше время мы должны быть наиболее бдительны и осторожны. Входя на территорию детского сада, помните:
Необходимо закрывать за собой все входные двери (НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ входную дверь в помещение детского сада открытой!!!);
Быть наблюдательным к людям, которые следуют впереди или позади вас;
НЕ ПРИНОСИТЬ на территорию детского сада большие сумки и другие ручные клади;
Приводить и забирать ребенка могут ТОЛЬКО родители (законные представители) и люди, имеющие доверенность, заверенную нотариусом или администрацией ДОУ. Иные лица не должны находиться в помещении и на территории детского сада;
Обо всех подозрительных людях и предметах в помещении и на территории ДОУ сообщать воспитателям ДОУ или администрации.
Помните! Безопасность детей в ваших руках!
А сейчас предлагаю ответить на ряд вопросов, выделив из представленных вариантов один или несколько ответов
Вопрос №1. Собираясь в детский сад, вы положите ребенку в карман по его просьбе:
-стеклянную бутылочку из-под духов для игры в Парикмахерскую»,
-баночку с витаминами «Ревит»,
-деньги (мелочь) для игры в «Магазин»,
-мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т. п.),
- жевательную резинку,
- носовой платочек,
-печенье, конфету.
Вопрос №2. Чтобы ребенок не потерял варежки, вы:
-прикажете воспитателю, чтобы он был более внимательным к вашему чаду,
-дадите наказ малышу, чтобы он был более внимательным на прогулке,
-пришьете их на резинку.
Вопрос №3. Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.
- Не включать свет и электроприборы,
-не зажигать спички,
- открыть окна и форточки,
-звонить в газовую службу от соседей по телефону –104 ,
-оповестить других соседей о случившемся.
Вопрос №4. Как одеть ребенка дошкольника на прогулку в холодное время: +16 +17 ; -от -2 до +6 ; от -3 до -8 ; от -9 до -14
Температура воздуха | Вид одежды |
| Четырехслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка, демисезонное пальто без трикотажной кофты, сапоги. |
| Четырехслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги. |
| Пятислойная одежда: белье, платье трикотажная кофта (свитер), колготки, рейтузы (двое), зимнее пальто, утепленные сапоги с носками. |
| Трехслойная одежда: хлопчатобумажное белье, трикотажное или тканевое шерстяное платье с длинным рукавом, колготки, туфли (теплые тапочки),курточка. |
Вопрос №5: Перечислите правила поведения при пожаре в квартире.
- Не открывать окна,
-не тушить водой загоревшиеся электроприборы,
- дышать через мокрую ткань,
-к выходу двигаться, пригнувшись,
-покиньте помещение, закройте за собой дверь,
-вызовите пожарную охрану по телефону101,
- сообщите о пожаре соседям.
Вопрос №6: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.
- Не гладьте незнакомых животных;
-не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет,
-особенно своих детенышей;
-не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки;
-никогда пристально не смотрите собаке в глаза;
-не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной;
-чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку,
- с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу!» или «Нельзя!».
Вопрос №7. Как мы взрослые можем обеспечить безопасность в детском саду и за приделами его:
-Родители должны приводить ре6енка ЛИЧНО ВОСПИ ТАТЕЛЮ
-Ребенок не должен уходить из сада с незнакомыми людьми, даже если они сослались на его родителей.
-Родители обязаны предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком.
-Воспитатель должен сообщить родителям, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых родители не предупреждали.
-Можно без ведома воспитателя забирать детей из детского сада, а также поручать это детям, подросткам в возрасте до 16 лет, лицам в нетрезвом состоянии.
-Ребенку не обязательно знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей и их телефон.
3. Обсуждение групповых вопросов.