РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _________введению в программирование_________
(название предмета)
в «___10___» классах
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
развитие навыков к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
совершенствования навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
формирование осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
развитие умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
совершенствование умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применять различные методы познания;
овладения навыками и способностями к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
развитие умений использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
формирование знаний, умений и навыков при решении задач информатики и программирования разных видов;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройстве;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с языком программирования Python и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
владение универсальным языком программирования высокого уровня Python, представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования Python, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
формирование умения работать с библиотеками программ; получение опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на языке программирования Python с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых данных с использованием основных управляющих последовательного программирования и записывать их в виде программ на языке программирования Python; выполнять эти программы на компьютере;
отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Python;
использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними, создавать сложные условия с помощью логических операторов;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения;
определять вид цикла, наиболее удобный для решения поставленной задачи;
создавать и использовать функции, использовать механизм параметров для передачи значений;
использовать в программах строковые величины и с операции со строковыми величинами;
записывать на языке программирования Python массивы данных, определять вид массива, наиболее удобный для решения поставленной задачи;
использовать списки при решении класса задач и составлять алгоритмы их обработки;
Выпускник получит возможность:
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
определять вид ошибок и находить ошибки в программе, выполнять тестирование и отладку программ;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
анализировать текст чужих программ, находить в них неточности, оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения;
познакомиться с правилами составления параллельных алгоритмов и выполнять их с помощью языка программирования Python;
познакомиться с учебной средой составления программ и разобрать примеры алгоритмов, разработанными в этой среде;
определять целесообразность применения и использовать цикл с параметром для решения поставленной задачи;
создавать анонимные функции и использовать их при решения определенного класса задач;
создавать вложенные списки и использовать их при решении задач с помощью языка Python, а также приводить примеры вложенных списков.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Основы языка Python
История языка программирования Python. Особенности языка. Компиляция и интерпретация. Знакомство с Python и средой программирования IDLE. Структура программы на языке Python. Комментарии. Типы данных в языке. Определение переменой. Операции. Порядок выполнения операций. Математические функции. Оператор присваивания. Ввод и вывод данных. Логические выражения и операторы. Сложные условные выражения. Множественное ветвление. Инструкция elif. Случайные числа. Функция randrange. Функция random.
Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла. Оператор цикла с условием. Оператор цикла while. Бесконечные циклы. Альтернативная ветка цикла while. Обновление переменной. Краткая форма записи обновления. Оператор цикла с параметром for. Операторы управления циклом. Вложенные циклы. Циклы в циклах. Подсчет суммы и оператор CONTINUE.
Создание функций. Параметры и аргументы. Локальные и глобальные переменные. Функции, возвращающие результат. Анонимные функции. Рекурсивные функции. Вычисление факториала. Числа Фибоначчи. Алгоритм Евклида. Вещественные числа. Основы работы с вещественными числами. Округление вещественных чисел.
Раздел 2. Алгоритмы работы с сложными типами данных
Составной тип данных – строка. Доступ по индексу. Длина строки и отрицательные индексы. Преобразование типов. Применение цикла для обхода строки. Срезы строк. Сравнение строк. Оператор in. Модуль string. Операторы для всех типов последовательностей.
Понятие массива. Одномерные массивы. Двумерные массивы. Формирование и вывод массива. Определение количества элементов в массиве с заданным свойством, суммы, произведения элементов. Поиск элементов с заданным свойством. Сортировка элементов массива: метод вставок, метод выбора, метод пузырька. Удаление и вставка элементов массива. Матрица. Ввод и вывод матриц. Вложенные матрицы.
Списки. Тип список (list). Индексы. Обход списка. Проверка вхождения в список. Добавление в список. Суммирование или изменение списка. Операторы для списков. Срезы списков. Удаление списка. Клонирование списков. Списочные параметры. Вложенные списки. Генераторы списков в Python. Методы RFIND, REPLACE и COUNT. Решение задач из ЕГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов на тему | Количество работ | ||
контр. | практ. | лаборат. | |||
Основы языка Python (15 часов) | |||||
1. | Знакомство с языком программирования Python | 1 |
|
|
|
2. | Знакомство с объектами языка программирования Python | 1 |
|
|
|
3. | Логический тип данных и операции. Примеры использования логических выражений | 1 |
| 1 |
|
4. | Условный оператор. Вложенный условный оператор | 1 |
|
|
|
5. | Реализация вычислений и ветвлений на языке Python | 1 |
| 1 |
|
6. | Отработка навыков решения простейших задач. | 1 |
| 1 |
|
7. | Случайные и псевдослучайные числа | 1 |
| 1 |
|
8. | Циклический оператор FOR. Примеры решения задач | 1 |
| 1 |
|
9. | Циклические алгоритмы WHILE. Примеры решения задач | 1 |
| 1 |
|
10. | Подсчет суммы и оператор CONTINUE. Примеры решения задач. | 1 |
| 1 |
|
11. | Реализация циклических алгоритмов на языке программирования Python | 1 |
| 1 |
|
12. | Вещественные числа. Основы работы с вещественными числами. Округление вещественных чисел. Примеры решения задач. | 1 |
| 1 |
|
13. | Подпрограммы. Использование подпрограмм при решении задач | 1 |
| 1 |
|
14. | Рекурсивные функции. Примеры решения задач | 1 |
| 1 |
|
15. | Тематический контроль по теме «Ветвление. Циклы. Подпрограммы» | 1 | 1 |
|
|
Алгоритмы работы с сложными типами данных (20 часов) | |||||
16. | Символьные строки. Функции для работы с символьными строками | 1 |
|
|
|
17. | Операции со строками. Срезы строк. | 1 |
| 1 |
|
18. | Сравнения и сортировка строк. Преобразования «строка-число» | 1 |
| 1 |
|
19. | Строки в процедурах и функциях. Примеры решения задач | 1 |
| 1 |
|
20. | Массивы. Перебор элементов массива | 1 |
|
|
|
21. | Алгоритмы обработки массивов. Примеры решения задач | 1 |
| 1 |
|
22. | Сортировка массивов: метод вставок, метод выбора, метод пузырьком | 1 |
| 1 |
|
23. | Алгоритмы поиска в массиве по заданному условию | 1 |
| 1 |
|
24. | Тематический контроль по теме «Символьные строки. Массивы» | 1 | 1 |
|
|
25. | Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры, с помощью генератора случайных чисел | 1 |
|
|
|
26. | Алгоритмы обработки матриц | 1 |
| 1 |
|
27. | Списки. Срезы списков | 1 |
|
|
|
28. | Списки: примеры решения задач | 1 |
| 1 |
|
29. | Методы RFIND, REPLACE и COUNT. Примеры решения задач. | 1 |
| 1 |
|
30. | Отработка навыков решения простейших задач | 1 |
| 1 |
|
31. | Отработка навыков решения задач ЕГЭ | 1 |
| 1 |
|
32. | Отработка навыков решения задач ЕГЭ | 1 |
|
|
|
33. | Итоговая проверочная работа по теме «Основы программирования на языке Python» | 1 | 1 |
|
|
34. | Резерв учебного времени | 1 |
|
|
|
35 | Резерв учебного времени | 1 |
|
|
|