«Зимний фестиваль знаний 2025»

Введение в программирование

Рабочая программа по предмету "Введение в программирование" для учащихся 10 классов. В основу программы положено изучение языка программирования Python

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по _________введению в программирование_________

(название предмета)



в «___10___» классах






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


Личностные результаты:

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  • развитие навыков к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • совершенствования навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

  • формирование осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.


Метапредметные результаты:

  • развитие умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • совершенствование умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применять различные методы познания;

  • овладения навыками и способностями к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • развитие умений использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.


Предметные результаты:

  • формирование знаний, умений и навыков при решении задач информатики и программирования разных видов;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройстве;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  • знакомство с языком программирования Python и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

  • владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  • овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  • владение универсальным языком программирования высокого уровня Python, представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  • владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования Python, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;

  • формирование умения работать с библиотеками программ; получение опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на языке программирования Python с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых данных с использованием основных управляющих последовательного программирования и записывать их в виде программ на языке программирования Python; выполнять эти программы на компьютере;

  • отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Python;

  • использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними, создавать сложные условия с помощью логических операторов;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения;

  • определять вид цикла, наиболее удобный для решения поставленной задачи;

  • создавать и использовать функции, использовать механизм параметров для передачи значений;

  • использовать в программах строковые величины и с операции со строковыми величинами;

  • записывать на языке программирования Python массивы данных, определять вид массива, наиболее удобный для решения поставленной задачи;

  • использовать списки при решении класса задач и составлять алгоритмы их обработки;

Выпускник получит возможность:

  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • определять вид ошибок и находить ошибки в программе, выполнять тестирование и отладку программ;

  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

  • анализировать текст чужих программ, находить в них неточности, оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения;

  • познакомиться с правилами составления параллельных алгоритмов и выполнять их с помощью языка программирования Python;

  • познакомиться с учебной средой составления программ и разобрать примеры алгоритмов, разработанными в этой среде;

  • определять целесообразность применения и использовать цикл с параметром для решения поставленной задачи;

  • создавать анонимные функции и использовать их при решения определенного класса задач;

  • создавать вложенные списки и использовать их при решении задач с помощью языка Python, а также приводить примеры вложенных списков.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Раздел 1. Основы языка Python

История языка программирования Python. Особенности языка. Компиляция и интерпретация. Знакомство с Python и средой программирования IDLE. Структура программы на языке Python. Комментарии. Типы данных в языке. Определение переменой. Операции. Порядок выполнения операций. Математические функции. Оператор присваивания. Ввод и вывод данных. Логические выражения и операторы. Сложные условные выражения. Множественное ветвление. Инструкция elif. Случайные числа. Функция randrange. Функция random.

Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла. Оператор цикла с условием. Оператор цикла while. Бесконечные циклы. Альтернативная ветка цикла while. Обновление переменной. Краткая форма записи обновления. Оператор цикла с параметром for. Операторы управления циклом. Вложенные циклы. Циклы в циклах. Подсчет суммы и оператор CONTINUE.

Создание функций. Параметры и аргументы. Локальные и глобальные переменные. Функции, возвращающие результат. Анонимные функции. Рекурсивные функции. Вычисление факториала. Числа Фибоначчи. Алгоритм Евклида. Вещественные числа. Основы работы с вещественными числами. Округление вещественных чисел.

Раздел 2. Алгоритмы работы с сложными типами данных

Составной тип данных – строка. Доступ по индексу. Длина строки и отрицательные индексы. Преобразование типов. Применение цикла для обхода строки. Срезы строк. Сравнение строк. Оператор in. Модуль string. Операторы для всех типов последовательностей.

Понятие массива. Одномерные массивы. Двумерные массивы. Формирование и вывод массива. Определение количества элементов в массиве с заданным свойством, суммы, произведения элементов. Поиск элементов с заданным свойством. Сортировка элементов массива: метод вставок, метод выбора, метод пузырька. Удаление и вставка элементов массива. Матрица. Ввод и вывод матриц. Вложенные матрицы.

Списки. Тип список (list). Индексы. Обход списка. Проверка вхождения в список. Добавление в список. Суммирование или изменение списка. Операторы для списков. Срезы списков. Удаление списка. Клонирование списков. Списочные параметры. Вложенные списки. Генераторы списков в Python. Методы RFIND, REPLACE и COUNT. Решение задач из ЕГЭ.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название темы

Кол-во

часов

на тему

Количество работ

контр.

практ.

лаборат.

Основы языка Python (15 часов)

1.

Знакомство с языком программирования Python

1




2.

Знакомство с объектами языка программирования Python

1




3.

Логический тип данных и операции. Примеры использования логических выражений

1


1


4.

Условный оператор. Вложенный условный оператор

1




5.

Реализация вычислений и ветвлений на языке Python

1


1


6.

Отработка навыков решения простейших задач.

1


1


7.

Случайные и псевдослучайные числа

1


1


8.

Циклический оператор FOR. Примеры решения задач

1


1


9.

Циклические алгоритмы WHILE. Примеры решения задач

1


1


10.

Подсчет суммы и оператор CONTINUE. Примеры решения задач.

1


1


11.

Реализация циклических алгоритмов на языке программирования Python

1


1


12.

Вещественные числа. Основы работы с вещественными числами. Округление вещественных чисел. Примеры решения задач.

1


1


13.

Подпрограммы. Использование подпрограмм при решении задач

1


1


14.

Рекурсивные функции. Примеры решения задач

1


1


15.

Тематический контроль по теме «Ветвление. Циклы. Подпрограммы»

1

1



Алгоритмы работы с сложными типами данных (20 часов)

16.

Символьные строки. Функции для работы с символьными строками

1




17.

Операции со строками. Срезы строк.

1


1


18.

Сравнения и сортировка строк. Преобразования «строка-число»

1


1


19.

Строки в процедурах и функциях. Примеры решения задач

1


1


20.

Массивы. Перебор элементов массива

1




21.

Алгоритмы обработки массивов. Примеры решения задач

1


1


22.

Сортировка массивов: метод вставок, метод выбора, метод пузырьком

1


1


23.

Алгоритмы поиска в массиве по заданному условию

1


1


24.

Тематический контроль по теме «Символьные строки. Массивы»

1

1



25.

Матрицы. Ввод матриц с клавиатуры, с помощью генератора случайных чисел

1




26.

Алгоритмы обработки матриц

1


1


27.

Списки. Срезы списков

1




28.

Списки: примеры решения задач

1


1


29.

Методы RFIND, REPLACE и COUNT. Примеры решения задач.

1


1


30.

Отработка навыков решения простейших задач

1


1


31.

Отработка навыков решения задач ЕГЭ

1


1


32.

Отработка навыков решения задач ЕГЭ

1




33.

Итоговая проверочная работа по теме «Основы программирования на языке Python»

1

1



34.

Резерв учебного времени

1




35

Резерв учебного времени

1







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее