«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Всё начинается с детства» Устный журнал по произведениям Л.Н.Толстого и М.Горького

На устном журнале можно поговорить о замечательных произведениях литературы, в которых авторы передали собственные детские впечатления и воспоминания об увиденном и пережитом. Они не расстались со своим детством, и, каждый раз погружаясь в глубины своей памяти, «пили из этого колодца» неисчерпаемое вдохновенье.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

«Всё начинается с детства»

Устный журнал по произведениям Л.Н.Толстого и М.Горького

Звучит «Вальс - каприс» А.Рубинштейна.

1 ведущий: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить , не лелеять воспоминаний о ней?» Кому из нас незнакомы эти слова – светлый гимн человеческому началу? Настолько прочно эта фраза Л.Н.Толстого вошла в наше сознание, что порой мы перестаём задумываться: так ли светло и безоблачно было детство, чтоб спустя годы и десятилетия «свет той невозвратимой поры » согревал нас?

Впервые в русской литературе Лев Николаевич Толстой сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как важно вовремя прийти к нему на помощь, защитить, сберечь благородные устремления его ума и сердца.

Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья. Из чего же складывается счастье детства? Как вы думаете, ребята?

Ответы детей.

Произведения великого русского писателя Л.Н.Толстого входят в мир ребёнка с самого раннего детства. Очень часто книги этого писателя становятся впервые самостоятельно прочитанными и осмысленными маленьким человеком и запоминаются на всю жизнь. Возможно, это происходит потому, что дети – любимые персонажи произведений Л.Н.Толстого, а тома детства – одна из важнейших во всём творчестве. Писатель считает ребёнка верхом совершенства, а детский характер – образцовым соединением положительных черт.

2 ведущий: Характерно, что в повести «Детство» автор изображает тех, кто делает жизнь маленького человека счастливой. Как вы думаете, кто был в повести таким человеком?

Ответы детей.

Таким человеком для Николеньки, прежде всего, была его мать, которую он любил всей душой. Дети бывают счастливы не только там, где их любят, но и там, где родители любят друг друга. В повести мы не найдём слов о взаимоотношениях родителей. Но достаточно прочитать предсмертное письмо матери , обращённое к мужу, исполненное такой возвышенной любви, что именно это чувство и определяло нравственный дух семьи. Потому – то с её смертью так резко меняется семейный уклад. «Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства», - печально сообщает автор.

Звучит ноктюрн Ф.Шопена

Мать Л.Н.Толстого скончалась, когда будущему писателю не было и двух лет. Он не помнил её и даже портрета её никогда не видел.

Чтец: Дневниковая запись писателя 1906 года сообщала: «Целый день тупое, тоскливое состояние, к вечеру состояние это перешло в умиление – желание ласки-любви. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким …»

2 ведущий: Вот этим прекрасным любовным чувством, которое и суждено было писателю пронести через всю долгую и сложнейшую жизнь, овеян образ матери в повести.

1 ведущий: Автор проводит Николеньку через ряд сложных жизненных ситуаций, а 10-летний мальчик, прислушиваясь к голосу своей совести, пытается их разрешить. К примеру, Николенька понимает, что «подражание коме-то парализует волю, лишает человека самостоятельности», поэтому эпизод с Иленькой Грапом «остался на всю жизнь для него тёмным пятном».

Мир, в который вступает Николенька, полон тревог и неожиданностей, он сталкивается с проявлениями жизни, которые не только озадачивают его, но порой даже ставят его в тупик.

2 ведущий: Наверное, многие из вас помнят, как, подрастая, они вдруг начали испытывать разочарование во взрослых людях, в ком до этого не приходилось сомневаться. Вот и Николенька, став невольным свидетелем спора отца с приказчиком из-за денег, чувствует, что отец его не столь идеален, как представлялась ему ранее. А потом появляется юродивый Гриша, и возникают разногласия между отцом и матерью, двумя самыми любимыми людьми Николеньки. Мать сочувствует Грише, исполнена к нему доброты и заботы о нём, отец говорит о Грише с презрением. Мальчик в смятении – пошатнулось главное, составляющее устоев его жизни. Знакомство с князем Иваном Ивановичем вызывает в нём желание сравнить его с отцом, и он вдруг понимает, что при всём их различии есть в них что-то, что делает их похожими: неискренность в отношениях с людьми.

1 ведущий: Размышляя, Николенька понимает, что он не один в мире и его жизнь зависит от многих обстоятельства. От каких, например?

Ответы детей.

А какое впечатление произвело на вас произведение Л.Н.Толстого?

Ответы ребят.

Звучит «Баллада для Аделины» Ф.Дюваля.

2 ведущий: А кто из писателей создал произведение под названием «Детство»?

Ответы ребят.

2 ведущий: Верно, для М.Горького дети – это тоже самая трогательная тема. Известно, что писатель много хорошего сделал для детей: организовал специальное детское издательство, первый журнал для детей и сам много переписывался с ребятами. В статьях призывал детей : «…всё видеть, всё изучать», постоянно поддерживал детских писателей, чтобы они писали хорошие книги для детворы.

В повести «Детство» автор описывает жизнь такой, какая она есть: со светлыми и тёмными сторонами. Повесть даёт возможность порассуждать, задуматься о дружбе, о взаимоотношениях детей и взрослых, чести, доброте и человечности. Вспомните, как в книге относится ко всем бабушка?

Ответы детей.

И к завистливым сыновьям, и к озлобленному мужу она добра, и такова она и в счастье , и в горе. Это ли не образец человечности, доброты и мудрости. Все тянутся к ней, тянется к ней и Алёша, найдя в бабушке и советчика, и друга, и защитника.

Судьба Алёши – типичная история мальчика из народа. М.Горький раскрывает внутренний мир ребёнка, опираясь на свои первые «оттиски памяти».

1 ведущий: Характерно, что первая часть повести обрамлена двумя эпизодами смерти: отца и матери. Этим автор подводит нас к мысли о неблагополучии в жизни ребёнка, поскольку он изначально лишён того «счастливого, невозвратимого», что было у маленького героя Л.Н.Толстого.

Читая эту книгу, мы можем проследить, как постепенно формируется характер Алёши, его ведущая черта – непокорность, а способность противостоять несправедливости жизни становится для героя мерилом ценности человека вообще.

2 ведущий: Находясь среди «неумного племени», Алёша видит там и хороших людей, и они привлекают Алёшу. Кто же эти герои и чем они привлекают героя?

Ответы детей.

Мы уже говорили, что в становлении юной личности велика была роль бабушки Акулины Ивановны, одухотворённость которой была противовесом всему каширинскому мраку. А кто был противоположностью бабушки? Опишите этого человека. Почему в семье боялись его?

Ответы ребят.

1 ведущий: Трагичен в повести образ матери Алёши, Варвары Васильевны. Ей удаётся вырваться из «неумного племени», но смерть мужа возвращает её в атмосферу вражды и мрака.

2 ведущий: Итак, М.Горький , как и Л.Н.Толстой, связывает конец детства мальчика со смертью матери. Лишившись опоры в жизни , Алёша «пошёл в люди».

Звучит симфония № 3 ля минор соч.56 «Шотландская» Ф.Мендельсона.

1 ведущий:

Сегодня мы с вами поговорили о замечательных произведениях литературы, в которых авторы передали собственные детские впечатления и воспоминания об увиденном и пережитом. Они не расстались со своим детством, и, каждый раз погружаясь в глубины своей памяти, «пили из этого колодца» неисчерпаемое вдохновенье.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее