Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Мариинского муниципального района
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ЭТО ЗНАЮТ МАЛЫШИ!
методическая разработка профориентационного урока
Итоговая работа
Выполнила:
Тихонова Елизавета Эдуардовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6» г. Мариинска
Мариинск
2019
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | 3 |
Ход урока «Все работы хороши, это знают малыши!»……………………. | 5 |
Заключение……………………………………………………………………. | 9 |
Список литературы…………………………………………………………… | 10 |
Приложение 1………………………………………………………………… | 11 |
Приложение 2………………………………………………………………… | 14 |
|
|
Введение
Трудовое воспитание в школе занимает одно из ведущих мест в системе гармоничного развития школьников. Необходимо, чтобы желание школьника заниматься определённой деятельностью реализовалось наиболее полно с опорой на интересы, психофизиологические возможности учеников. Для этого необходимо как можно раньше начинать работу по формированию положительного отношения школьников к труду. Поэтому ведущей идеей в воспитании положительного отношения к труду у школьников, особенно в младшем школьном возрасте, должна стать идея интереса к труду. Труд – не обязанность, а потребность, радость, счастье, способ самовыражения личности.
Воспитание положительного отношения к труду и миру профессий необходимо осуществлять на протяжении всего обучения и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, продолжается эта работа и в начальной школе. Поэтому учителям начальных классов необходимо систематически и целенаправленно в союзе с родителями осуществлять подготовку учащихся к выбору профессии, обеспечить у младших школьников единой картины о мире труда, профессий, формировать профессиональный интерес, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.
Цель: формирование у младших школьников интереса к миру профессий и уважение к труду.
Задачи:
1. ознакомить детей с разными видами профессий;
2. активизировать творческую деятельность младших школьников;
3. воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разного рода профессий.
Категория участников: обучающиеся 2-4 классов.
Время проведения: 30-35 минут.
Условия осуществления: обучающиеся не более 20.
Оборудование: учебный кабинет, листы бумаги, маркеры, шариковые
ручки, презентация.
Этапы профориентационного урока
1. Упражнение-разминка «Отгадай загадку»;
2. Игра «Бюро находок»;
3. Упражнение «Доскажи словечко»;
4. Ролевая профориентационная игра «Азбука профессий»;
5. Беседа на тему «Правила безопасного поведения»;
6. Игра «Пантомима»;
7. Подведение итога урока.
Ход урока
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Вы вступили на третью ступень школьной жизни и уже узнали много нового для себя. Каждый из вас стал более дисциплинированным и собранным, что делает вас непременно хорошими учениками. Желаю вам усердия, интереса к новым знаниям, крепкой дружбы и хорошего отдыха, который обязательно последует после упорной работы.
- Так как вы уже третьеклассники, думаю, вам не раз приходилось задумываться ну или просто мечтать, о том, кем вы хотите стать в будущем?
- Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия, какие бывают профессии.
- Но сначала проведём небольшую разминку.
У каждой профессии запах особый и предметы работы (инструменты) у них тоже особые. Отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии необходимы эти предметы:
1. Два конца, два кольца – посередине гвоздик. (Ножницы – швея)
2. Зубы имею, а зубной боли не знаю. (Пила - плотник)
3. Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу
Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (Тесто - повар)
4.Маленький, удаленький, громко кричит. (Свисток – учитель физ-ры, регулировщик.)
Профессия - это род занятий, любимое дело, которое требует от человека определённой подготовки знаний и умений. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом.
- Ребята, представляете, сегодня по дороге в школу я нашла какие-то предметы. Вы подскажите мне кто их потерял?
Игра “Бюро находок”
В сумке предметы (ложка-повар, расчёска-парикмахер, бинт-врач, мел-учитель, калькулятор-бухгалтер, нитки - швея).
-Молодцы, всё то вы знаете.
Учитель: В мире существует тысячи профессий, и какую из них выберет каждый из вас после окончания школы – зависит от вас. Как сделать правильный выбор, чтобы работа приносила радость?!. Как не ошибиться в огромном многообразии специальностей… Конечно, трудно найти ответы на эти вопросы, но это нужно сделать как можно раньше. Русская пословица гласит о том, что дерево красно плодами, а человек делами.
- А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Доскажи словечко» и узнать какими же делами занимаются люди данных профессий.
Слезо-носо-вытиратель в группе нашей -…(воспитатель); Лоботрясов укротитель, в школе учит нас ..(учитель); Решать проблемы чётко, быстро должны в правительстве..(министры); Мне поставила вчера два укола …(медсестра); Знает точно детвора: кормят вкусно ..(повара); Шьёт прекрасно, порет лихо рукодельница … (портниха); Письма в дом приносит он долгожданный ..(почтальон); Как воздушная принцесса, в форме лётной (стюардесса); Герои легендарные, в огонь идут ..(пожарные); Справедливей всех, друзья, споры все решит ..(судья); Высока, стройна, как ель в платье модном топ..(модель);У слона иль мышки жар их спасёт..(ветеринар).
Учитель: Труд приносит человеку радость. Работа занимает большое место в жизни. Благодаря труду людей богатеет страна.
Ребята, а давайте сделаем доброе дело, посадим своё «дерево успеха». Сейчас я раздам вам листочки, напишите на них название той профессии, кем вы мечтаете стать, а на обратной стороне имя.
Но сначала, мы проверим, все ли профессии вы знаете, поиграв в игру «Азбука профессий». Каждый из вас вытянет по листочку и назовёт профессию на ту букву, которая ему попалась.
А-аптекарь, Б-библиотекарь, В-врач, Д-доярка, Ж-жонглёр, К-кондуктор, Л-лётчик, М-маляр, Н-няня, О-охраник, П-продавец, Р-режиссёр, С-судья, Т-тракторист, У-учитель, Ф-фотограф, Х-художник, Ц-циркач, Ш-шофёр.
- Молодцы, приступаем к посадке дерева.
Умнички, посмотрите какое прекрасное дерево у нас получилось. Давайте посмотрим, кем же вы хотите стать.
Учитель: Выбирать себе профессию по душе дело непростое, но у вас еще есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастите. Ребята, а что должны знать люди всех этих профессий, также как и мы? Правила безопасности.
- Как избежать беды?
- Со скольки лет можно управлять велосипедом?
- Где нельзя играть?
Учитель: Все дела мы переделали, самое главное дерево успеха посадили, безопасность вспомнили, пора подводить итог нашей беседы.
-О чем говорили?
-Название, каких профессий запомнили?
Стихотворение о профессиях:
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Резерв: Пантомима.
Для игры понадобятся 7 человек. Сейчас каждый участник вытянет табличку с заданием, на котором указана профессия, которую вам необходимо нам показать с помощью пантомимы. Как вы помните, пантомима это- театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестами и пластикой, т.е без звуков. Для демонстрации профессии участник может пригласить себе в помощь своего родителя либо одноклассника, который не участвует в игре. На подготовку ровно 3 минуты.
(жонглёр, доярка, парикмахер, продавец, шофёр, художник, врач, учитель).
Заключение
Организуя в школе работу по формированию положительного отношения младших школьников к труду, необходимо учитывать их возрастные особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространёнными профессиями.
Учителя начальных классов используют в своей работе по формированию положительного отношения к труду у младших школьников разнообразные формы и методы: экскурсии, организацию праздников, игр, участие младших школьников в разнообразных видах труда.
Одним из важных педагогических условий формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников является обучение младших школьников навыкам самообслуживания. Обучение младших школьников простейшим навыкам самообслуживания проходит в семье младшего школьника и в процессе учебной и внеклассной деятельности. Педагог постепенно привлекает школьников к посильной и разнообразной трудовой деятельности.
Одним из эффективных условий формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий является использование игры.
В ходе включения младших школьников в игровую и совместную трудовую деятельность в процессе обучения и во внеклассной работе происходит формирование отношения младших школьников к труду и людям труда. Совместная деятельность позволяет решать многие задачи. Среди них: высокие ценностные ориентации, овладение приёмами организации работы, социальная защищённость каждого члена группы, создание демократической системы, а всё это формирует положительное отношение младших школьников к труду.
Список литературы
1. Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников [Текст] : учеб.–метод. пособие / О. А. Алёнкина; под ред. Т. В. Черниковой. – М. : Планета, 2012. – 234 с.
2. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] : Начальная школа. – 2002. –№ 12. – С. 40–43.
3. Килина, И. А. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями [Текст] : методические рекомендации / И. А. Килина, Е.А. Доренбуш, Н.В. Осипова, Е.В. Понамарева; под общ. ред. В. И. Сахаровой. – Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. – 110 с.
4. Килина, И. А. Сопровождение профессионального самоопределения школьников [Текст] : метод. рекомендации / И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Н. Т. Рылова, Д. В. Траут ; под ред. Е. А. Пахомовой, Е. Л. Рудневой. — Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. — 170 с.
5. Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] : Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 97-101.
Приложение 1
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
Содержание методики: в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Над вопросами не следует долго задумываться.
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными | или | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | или | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок |
или | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | или | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | или | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | или | 10б. Выполнять вычисления, расчёты |
11а. Выводить новые сорта растений | или | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | или | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
или | 15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | или | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий | или | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
или | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере, наборной машине и др.) |
Лист ответов
|
|
|
|
|
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16б |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19а |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|
|
|
|
|
|
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определённому типу профессий. Испытуемый склонен к тому типу профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:
1. «Человек-природа» — профессии, связанные с растением и животноводством, лесным хозяйством.
2. «Человек-техника» — технические специальности.
3. «Человек-человек» – профессии, построенные на общении и обслуживании людей.
4. «Человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами.
5. «Человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.
Приложение 2
Профориентационные упражнения для младших школьников
1. «Автопортрет»
Цель игры – в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
Описание игры - Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать листок не надо.
Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка – гениален (так говорят великие художники...). Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить...
Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.
Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».
Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии соответствующие данному автопортрету. Опыт показывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно. Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.
Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским. Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень даже глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала.
2. «Кто есть кто?»
Цель игры – дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Описание игры - «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».Ещё перед началом самой игры ведущий может спросить у участников группы, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10 – 15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.
Если игроков немного (6 – 8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, иначе будет путаница.
Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей об раз, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Если упражнение проводится в классе и учащиеся сидят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако, при таком варианте игры, школьникам намного проще сосчитать самим, сколько товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе больше простора и меньше ошибок с показыванием и обращением друг к другу.
В целом, данное игровое упражнение достаточно простое и с интересом воспринимается участниками.
3. «Волшебный магазин»
Цель игры – пробуждение у младших школьников интереса к профессиям, развитие творческих способностей, логического и ассоциативного мышления, знакомство с понятием «способности».
Описание игры - Демонстрация фрагментов из сказок, герои которых получают волшебные предметы и необыкновенные способности (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковер-самолет и т.д.).
Учитель: Ребята, вспомните сказки, фильмы и мультфильмы, в которых исполняются желания человека. Представьте, что вы попали в волшебный магазин, где можно купить предмет, исполняющий ваше желание. Что бы вы купили?