ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Губанова Людмила Федоровна, старший воспитатель
Ахметшина Розалия Ривхатовна, воспитатель
МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в дошкольных образовательных учреждениях.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Цель, реализуемая в работе: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, невозможно оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как взаимодействие педагога с родителями воспитанников. Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Информационно–коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата (Википедия).
Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольной организации. Она направлена на решение следующих задач:
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- педагогическое просвещение родителей;
- установление единства в воспитании детей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств. Существует несколько путей применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В качестве таких путей выделяют:
сотовая связь: у каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, я имею возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
газета дошкольной группы: содержание газеты определяется образовательной темой недели, например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы, как советы по организации семейного праздника, интересные факты о происхождении народных традиций; информацию о содержании деятельности воспитатели с детьми в течение тематической недели и др.;
общение с родителями по электронной почте - это более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация (срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия), рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников, фотографии детей в детском саду и др. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
использование личной веб-страницы: на личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей - возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.
применение программы Power Point. Во время проведения родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации, составленные в Power Point. Благодаря презентациям, педагог получает возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам успеваемости, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные кадры из фильмов, которые несли бы для родителей дополнительную информацию, касающуюся воспитания ребенка. Информация, полученная таким образом родителями, лучше усвоится и сохранится в памяти гораздо дольше, поскольку она оказывается продублированной через различные сенсорные пути: аудиальные и визуальные.
применение программы Move Maker, например, при проведении гостиной «Мама, папа, я – читающая семья» возможно использование фильма о литературных предпочтениях всех членов семьи, созданного в программе Move Maker.
организация on-line взаимодействия. Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. Специалисты предлагают несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников: телемост, телекоммуникационный проект, дистанционные конференции, создание информационно-методического журнала on-line, создание сайта детского сада
Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОО в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем: минимизация времени доступа родителей к информации; возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой; рост объема информации; оперативное получение информации родителями; обеспечение диалога воспитателя и родителей группы; оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Использование педагогами современных компьютерных технологий во взаимодействии с родителями воспитанников будет эффективным при соблюдении следующих условий: компетентности педагогов при использовании информационно компьютерных технологий; учете при отборе содержания материалов интересов, запросов, актуальных образовательных потребностей родителей; возможности установления «обратной связи» педагогов с родителями.
1. Абалуев, Р.Н., Астафьева Н.Г., и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3.[Текст]–Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012. – 114с.
2. Использование ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html. – Загл. с экрана.
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe. – Загл. с экрана.