«Зимний фестиваль знаний 2025»

Воздух - самое ценное на планете

Наша планета Земля – уникальная во Вселенной. На ней существует жизнь. Жизнь людей, животных, растений. Для поддержания жизни мы все едим, пьем воду, но еще и дышим

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Оглавление



  1. Введение ..........................................................................................................3

  2. Воздух - что это?...............................................................................................5

  3. Воздух необходим человеку, чтобы жить.......................................................7

  4. Как человек использует свойства воздуха?....................................................9

  5. Как люди загрязняют воздух и как это исправить?.....................................13

  6. Заключение......................................................................................................16

  7. Выводы.............................................................................................................16

  8. Список литературы.........................................................................................17































Введение

Наша планета Земля – уникальная во Вселенной. На ней существует жизнь. Жизнь людей, животных, растений. Для поддержания жизни мы все едим, пьем воду, но еще и дышим. Дышим воздухом, которым богата наша планета. Но что это – воздух? Какими свойствами он обладает? Почему в городе дышится тяжелее, чем за городом? Как человек загрязняет воздух? Посоветовавшись с учителем, я решил в своей работе «Воздух – самое ценное на планете Земля», найти и показать ответы на все эти вопросы.

Воздух – самое ценное на планете Земля. Все то, чем мы каждую секунду наполняем свои легкие для того, чтобы жить на нашей планете, является воздухом.

Актуальность исследования: воздух является одним из важнейших объектом окружающей человека среды. Без воздуха немыслимо существование любого живого организма.

Проблема исследования: определить причины загрязнения воздуха на планете. Найти способы, как можно сделать воздух чище.

Таким образом, определяем цель исследования: расширить и углубить знания о воздухе, познакомиться с некоторыми его свойствами. Узнать, как еще в жизни человека применим воздух.

Для достижения цели исследования потребуется решить следующие задачи:

- проанализировать научную информацию по теме;

- определить, что загрязняет воздух на Земле и как можно улучшить состояние воздуха;

- провести практические исследования свойств воздуха.

Гипотеза исследования: если мы будем больше знать о свойствах воздуха, то мы сможем объяснить явления, происходящие в повседневной жизни и использовать эти свойства на благо человечества.

Объект исследования: воздух.

Предмет исследования: загрязнение воздуха.

Для реализации поставленных задач, определяем следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы,

- практический опыт,

- наблюдение,

- обращение к глобальной компьютерной сети Интернет.













Основная часть

1. Воздух - что это?

Одного мимолетного взгляда на планету Земля будет достаточно, чтобы понять, насколько она отличается от других известных нам планет. Даже если смотреть из космоса, планета Земля резко выделяется среди остальных семи планет нашей солнечной системы. Планета Земля отличается приятными ярко-голубым и белым цветами, тогда как все остальные планеты (а также их спутники) имеют непривлекательный красный, оранжевый или тускло-серый цвета. Более того, наша планета Земля – единственная из планет, вращающихся вокруг Солнца, на



которой могла бы существовать и существует жизнь в известной нам форме. И существует она благодаря воздуху.

Но что это - воздух?

Азот (желтый) – его в воздухе больше всего.

Кислород (зеленый) – он самый главный, когда мы дышим то легкими мы вылавливаем его из воздуха.

Углекислый газ (сиреневый) – он очень важен для растений. Его мы придыхании выдыхаем.



Воз­дух – это смесь газов. На примере воздушного шарика я показала из каких газов состоит воздух. Основные это:

Также в со­став воз­ду­ха вхо­дят и неко­то­рые дру­гие газы. Это во­дя­ные пары, мик­ро­бы, ча­сти­цы дыма, пыли и соли, пыль­ца рас­те­ний.

Воздух везде вокруг нас. Для доказательства, я провел следующий опыт. Взяв пустой стакан, на дно прикрепил сухую салфетку и этот стакан опустил в воду, перевернув его. Вода заполнила не весь стакан. И салфетка внутри оказалась сухой. Это показывает то, что стакан был не пустой, в нем находился воздух, который не дал салфетке намокнуть.

Благодаря воздуху наша планета не перегревается от Солнца. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от космических снарядов-метеоритов. Когда небесные камни обстреливают нашу планету, они попадают в воздушные слои Земли. Здесь они так сильно раскаляются, что, не долетев до Земли, сгорают.

Воздушная оболочка Земли защищает нас и от лучей-невидимок. Они давно бы уничтожили на Земле всё живое, да воздух их не пропускает.

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера.



Вывод по главе 1.: воздух - смесь газов, образующая земную атмосферу.

2. Воздух необходим человеку, чтобы жить.

Я попробовал провести эксперимент. Закрыл ладошками рот и нос, и мысленно сосчитал, сколько я смогл продержаться без воздуха. Получилось, не больше минуты. Можно сказать, что человек просто не может существовать без воздуха.

При отсутствии воздуха человек может прожить буквально несколько минут. При этом, например, без еды организм способен продержаться почти месяц. Именно благодаря окружающему нас воздуху осуществляются основные процессы жизнедеятельности в организме.



Основным компонентом окружающего воздуха, имеющим для всего живого решающее значение, является кислород. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы. Дыхание является одним из признаков живой природы. И пока живет человек и любое животное существо, они непрерывно днем и ночью дышат. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.

В воздухе кислорода очень много. Но вот удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолѐты и машины, не могут без него работать доменные печи, заводы, так почему же его не становиться меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Это – настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород не пригодный для дыхания углекислый газ и воду с помощью солнечного света, и возвращают обратно в атмосферу. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

Вывод по главе 2.: Воздух необходим для жизни. Без него мы погибнем.


3. Как человек использует свойства воздуха?

Воздух это прозрачный, бесцветный и поэтому невидимый газ. Но можно ли его увидеть? В некоторых случаях да. Чтобы это показать я провел практический опыт. Взял стакан с водой и соломинку. Подул через соломинку, и увидел пузырьки воздуха.



Как любое другое вещество, воздух обладает своими свойствами. И некоторым из этих свойств воздуха, человек нашел применение.

Воздух можно сжать, и он станет упругим. Люди научились использовать силу сжатого воздуха. Благодаря ей работают многие механизмы, например насос для шин велосипеда.

Если ударить мячом об пол, воздух в нем сжимается. Но так как воздух упруг он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Воздух не имеет определенной формы. Он заполняет все пространство. Например, я надул полностью один шар и другой только наполовину, воздух заполнил все предоставленное пространство в обоих шарах.





Воздух имеет вес. Чтобы это показать, я взял два одинаковых шарика. Один надул, другой нет. И на самодельных весах взвесил их. Надутый шар оказался тяжелей, за счет воздуха. Это доказывает, что воздух имеет вес.

Воздух легче воды. Надутый воздушный шар я опустил в воду. Он остался на поверхности. Пример использования данного свойства воздуха – это надувные лодки, спасательные жилеты, с помощью которых мы не тонем.

Воздух хорошо удерживает тепло. Это его свойство помогает человеку, животным и даже растениям. Человек вставляет двойные рамы и утепляет свой дом. Птицы и животные сохраняют тепло своего тела благодаря воздуху, который находится между перьями и шерстью. В мороз растения согреваются под снегом воздухом, который находится между снежинками. Вот почему растениям зимой необходимо снежное одеяло.

При нагревании воздух расширяется и становится легче, а при охлаждении — сжимается и тяжелеет. Разгадка этого секрета помогла людям осуществить их давнюю мечту — летать. Так был изобретён воздушный шар. Воздух, который находится внутри воздушного шара, постоянно подогревается и заставляет шар подниматься в небо. Экспериментом я показал это. Вместе с родителями я взял маленький воздушный шар. Воздух в нем нагрелся при помощи свечи. И мой шар улетел в небо.

Воздух движется. Движение воздуха называется ветром. Люди давно уже используют ветер в ветряных мельницах, при плавании парусных кораблей и для получения электрического тока в ветряных электростанциях.

Вывод по главе 3.: как я выяснил, воздух это не только важный компонент для дыхания, но и еще и один из главных помощников для человека.






4. Как люди загрязняют воздух и как это исправить?

В настоящее время человечество столкнулось с одной из главных проблем - это загрязнение воздуха.

Загрязнение атмосферного воздуха бывает природным и искусственным.

Природное загрязнение атмосферы проис­ходит во время извержения вулканов, пылевых бурь, лесных пожаров, возникающих от молний. В атмосферном воздухе постоянно присутствуют разные бактерии, в частности те, что служат причиной болезней, а также споры грибов. Но они со временем могут исчезать и не оказывают большого влияния на состав атмосферного воздуха.

На современном этапе развития человечества непоправимый ущерб приносит искусственное загрязнение атмосферы. В этом виноват сам человек, поэтому он и должен остановить этот процесс. Иначе человечество может исчезнуть вместе с растениями и животными, планета станет непригодной для жизни. К искусственным источникам загрязнения относятся такие:

  1. Деятельность заводов, фабрик, котельных, загрязняю­щих атмосферу газами, преимущественно ядови­тыми. Например, серный газ при сжигании угля; сероуглерод и сероводород во время производства искусственных волокон. Источником пыли явля­ются тепловые электростанции. При сжигании 2000 тонн угля (электростанция небольшой мощнос­ти) за сутки в воздух выбрасывается 400 тонн золы и 120 тонн серного газа.

  2. Интенсивное развитие автотранспорта в мире приводит к тому, что в атмосферу попадают мил­лионы тонн вредных газов, в том числе ежегодно только от стирания автомобильных шин — 50 млн. тонн резиновой пыли.

Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определѐнная, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения.

Я бы предложил следующее:

- создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха;

- организовать частый полив улиц города водой;

- в охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц;

- установить очистительные сооружения на предприятиях города;

- промышленные предприятия вынести за черту города;

- перевести все виды отопления на электрическое;

- пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе;

- придумать экологически чистое топливо для автомобилей.

Загрязнение атмосферного воздуха - это из основных проблем человечества, которую рассматривает и решает наука "Экология" Эта экологическая проблема считается одной из главнейших проблем, которой в последнее время уделяется наибольшее внимание во всем мире и она затрагивает интересы всех стран.

Вывод по главе 4.: Чтобы предотвратить загрязнения воздуха, человек сам должен понять, что наносит вред самому себе. Воздух можно перестать загрязнять только тогда если возлагать это дело не на других людей, а сделать первые шаги самому...






































Заключение

Воздух, или точнее – свежий воздух, является именно тем основным, жизненно важным компонентом, который должен обязательно учитываться в повседневной жизни человека. Ведь именно от его качества зависит не только работоспособность организма, но и здоровье человека в целом. Здоровье человека – это бесценный дар, данный природой, который нуждается в постоянной заботе. Без этого фундамента невозможно реализовать свои планы и добиться успеха в жизни. И, если человек дышит свежим и качественным воздухом, то это служит мощным фактором, позволяющим сохранить хорошее здоровье, высокую работоспособность и бодрость духа на многие годы.


Выводы

Итак, в моей исследовательской работе все выдвинутые мной гипотезы подтвердились. Подтвердилось и то, что для человека важен чистый воздух. Так давайте с вами своими действиями, хоть немного сделаем воздух на земле чище.

Когда-то древнегреческий философ Платон говорил, что воздух никому не принадлежит и то же время он – достояние каждого. Мудрец был прав. И отвечать за судьбу воздушного океана надо всем людям, каждому из нас. А если так, то серая пелена не затуманит высокое синее небо и наша Земля всегда будет такой «голубой планетой», какую видят её космонавты с борта космического корабля.












Список литературы.

  1. Большая энциклопедия знаний. - М.: Эксмо, 2015.-344с.

  2. Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа». №2, 2003 год.

  3. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 2 класс.- М.: Просвещение, 2000г.

  4. Шалаева Г.П. «Всё обо всём». – Ярославль, 2001 г.

  5. https://ru.wikipedia.org

  6. http://interneturok.ru

  7. http://botanic.kiev.ua/chto-takoe-vozdux/

  8. http://www.nachalka.com





















4


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее