6
Лустенко Ирина Ивановна,
директор ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 40 ИМЕНИ В.М.КОМАРОВА»,
магистр государственного управления
ВОСПИТЫВАТЬ ИЛИ ПЕРЕСАДИТЬ СВОЮ ДОБРОТУ В ДУШУ РЕБЁНКА?
Там, где присутствует милосердие, – там воспитание.
Там, где милосердие отсутствует, – где присутствует всё,
что угодно, кроме милосердия, – там дрессировка.
Через милосердие происходит воспитание Человека.
В отсутствие милосердия происходит
выработка полуфабриката: технарь, работяга, лабух.
И разумеется, береты всех мастей.
Машины убийства. Профессионалы.
Замечательно, что в изготовлении полуфабрикатов
человечество, безусловно, преуспело.
Проще это, что ли?
Или времени никогда на воспитание Человека не хватало?
Или средств?
Да нет, просто нужды, видимо, не было.
Аркадий и Борис Стругацкие
«Отягощенные злом»
Действие романа братьев Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» происходит в начале 2030–х годов. Главный герой учитель Носов, отец которого воевал в Афганистане, родился приблизительно в 70-е годы XX столетия, учился в советской школе в 80-е и получил высшее образование в 90-е. Образование, которое он получил, позволило ему стать тем, кем он стал в романе Стругацких. Учителем. Именно так: Учителем (название профессии с большой буквы). Учитель Георгий Анатольевич Носов создал Лицей, элитное учебное заведение, куда принимают детей с ярко выраженными педагогическими задатками. Именно так: Лицей (название учебного заведения с большой буквы). Отношение к Лицею в городе неоднозначное. Члены общества считают Лицей своеобразным рассадником аристократии и нового доминирования в обществе. На самом деле, всё не так просто. Носов, сам человек недюжинных нравственных принципов, спортивных и интеллектуальных способностей, развивает своих учеников по своему образу и подобию. Носов растит образовательную элиту, которая благодаря своим морально-ценностным, интеллектуальным, спортивным навыкам в силах оказать благотворное влияние на всех. Все добропорядочные граждане, партийные функционеры, «фловеры» (представители неформальной молодежной организации), независимо от возраста и воспитания, все могут быть услышаны и поняты Лицеистами. И если в городе воспринимают его Лицей как рассадник аристократизма, то Носов доказывает, что деятельность его Лицея – это и есть семена демократизма в образовании. Но Учителя в городе не понимают. Все считают, что он растит подобных себе нонконформистов, которые будут существовать в своем изолированном мирке. Идея Стругацких завораживает. Как же живет Лицей, какова структура организации и стратегия деятельности? Возможно ли «списать» с него организационно-педагогические основы управления, основополагающие принципы работы? Лицей абстрактен. Не упоминаются конкретно его будни. Но из того, что описано Стругацкими, многое можно додумать. Все лицеисты крайне образованные люди. «…Всегдашний прием плохих правительств - пресекая следствие зла, усиливать его причины». Откуда? – распространенный прием Учителя. Постоянно задает вопросы, ставит проблемные задания по биологии, литературе, истории. Ответами на его вопросы являются вечные ценности, извлеченные из Ключевского, Ницше, Ремарка, Салтыкова-Щедрина, Достоевского. Литературная эрудиция его Лицеистов совершенно поразительная. Кроме того, он лицеистов приучает к различным формам деятельности. Они в качестве стажеров, так сказать, в виде рабочей повинности, работают в больнице, в доме малютки для детей с психическими отклонениями, в доме престарелых, помогают отряду патрульно-постовой службы разбираться с хулиганами. Георгий Анатольевич убежден, что если есть такие «супермены», как он и иже с ним, и они в состоянии позитивно общаться с Флорой, понять Иуду, заткнуть за пояс какого-нибудь хама, причем совершенно дипломатичными средствами, значит, будущее у общества есть.
Пересадить свою доброту в душу
ребёнка - это операция столь же редкая,
как сто лет назад пересадка сердца.
Аркадий и Борис Стругацкие
«Отягощенные злом»
Работаю в школе много лет, и очень давно меня волнует вопрос: Возможно ли в современной школе встретить Учителя? Именно так: Учителя (название профессии с большой буквы). Или такой Учитель - исключительно результат трудов классиков современной научной и социальной фантастики братьев Стругацких?
Среди учеников моего класса в настоящее время очень популярны блогеры, ведущие передачи с вопросами из общего курса школьной программы. Блогер, как правило, располагается в общественном месте, например, популярном торговом центре, и в прямом эфире посетителям различных возрастов задает простые или сложные вопросы из школьной программы. Некоторые респонденты не знают, что такое «бином Ньютона», некоторым очень сложно объяснить, что такое «матрица», еще меньшее количество людей (или большее, в зависимости от возраста аудитории) могут объяснить, кто такой Мефистофель или назвать имя Моцарта. Но мне никогда еще не встречался человек, который на просьбу найти произведение, например, «тройки» и «восьмерки», стал бы проделывать данную математическую операцию с помощью мобильного телефона, калькулятора или интернета. Что получается? Данного индивида когда-то, в детстве, заставили усвоить преподаваемый материал, в данном случае таблицу умножения. И это сделал учитель на уроке. Таким образом, делаем вывод, что любого обучаемого с учетом его способностей, склонностей, привычек, при определенных условиях можно заставить усвоить преподаваемый материал так, чтобы он зафиксировался где-то там, глубоко в подсознании. И это может сделать учитель на уроке.
Возражения, которые можно предъявить нашему тезису, вполне очевидны. Неправильно ставить на одну чашу весов таблицу умножения и гуманитарные знания, Моцарта либо те или другие гуманитарные компоненты. Так как первое вполне четко подлежит заучиванию, оно уже запрограммировано на автоматическое запоминание, а второе принадлежит развитой фундаментальной культуре. Возражения эти понятны. Но цель данного примера не в том, чтобы свести гуманитарное знание, ценностное, культурологическое, к какому-то автоматизму, к какой-то «сделанной наново таблице умножения» но уже из гуманитарных образов, понятий, ценностей представлений и дат. Следует нечто изменить в самой конфигурации школьного образования, где можно было бы не превратить в таблицу умножения биографию Вольфганга Амадея или структуру образа литературного героя Мефистофеля, но действительно сделать эту информацию более доступной для запоминания. Представить гуманитарный процесс образования более воспитывающим, более понятным, более ёмким, пусть не примитизировать Моцарта в трижды восемь, но сделать его ближе по степени очевидности и понятности обычному школьнику.
В жизни многое, если не всё, начинается с детства. Детство осознанно начинается в школе. А в школе все начинается с учителя. Каждое время формирует своего учителя. Каждое время выдвигает к нему свои требования. Отказываясь от устаревших или случайных качеств, общество строго и пристрастно отбирает нужные (с расчетом на будущее) составляющие личности учителя и создает его оптимальную модель. В чем сущность этой модели? Оптимальная модель учителя - это абстрактная (как всё идеальное), теоретическая (в исключительных случаях, практическая) конструкция, представляющая систему необходимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, которые должны быть присущи учителю и должны совершенствоваться на протяжении всей практической деятельности. Каковы основные компоненты этой модели? Каким должен быть учитель, чтобы соответствовать высокой должности? Фундаментальная классическая наука уже давно подготовила развернутые ответы на все эти сложные вопросы. В педагогических учебных заведениях специалисты проводят профессиональную подготовку по различным направлениям. Целью этой подготовки является формирование прежде всего профессиональной компетентности учителя. Получение фундаментальных знаний по своей специальности, с учетом современного уровня развития, - одна из основных задач каждого будущего и настоящего учителя (данные прилагательные определяют принадлежность ко времени, а не ценностные характеристики). В настоящее время темпы обновления знаний исключительно высокие. Современные условия предъявляют особые требования формированию профессиональной компетентности, совершенствованию навыков по сбору и обработке информации по специальности. Давняя истина: учитель живет, пока учится, учитель учится, пока живет, превращается в актуальную социальную проблему. Чем профессионально богаче будет учитель, тем больше у него возможности настроить учеников на волну познания. Учитель, находясь в состоянии перманентного персонального ученичества, становится структурным элементом некой когнитивно-коммуникативной модели. Ученик становится не предметом обучения, которому учитель транслирует собственные знания по своему предмету, а участником процесса познания. Содержание предметных дисциплин должно быть нацелено не на освоение определенного набора знаний, а на формирование целостной картины мира, освоение логики предметного материала. Следующий компонент модели учителя: высокая нравственность и культура. Настоящий учитель (данное прилагательное определяет не принадлежность ко времени, а ценностные характеристики), кроме профессиональных знаний и умений, должен обладать огромным духовным, нравственным, этическим потенциалом, такими человеческими качествами, как доброта, милосердие, сострадание. Учитель должен быть образцом в области практической реализации таких моральных категорий, как ответственность, совесть, честь. Учитель должен уметь понимать другой образ жизни, мысли, поведения, проявлять терпимость к непохожему, неправильному, иногда враждебному. Ведущими элементами духовной культуры признаны сформированный эмоциональный интеллект, знание мировой и отечественной истории, понимание многообразия мира, быта людей, знание и уважение традиций. Конкретные запросы учителей в самосовершенствовании разнообразны. Проведенные исследования показали, что на первое место выходит потребность в изучении возрастной психологии, изучении отраслей современного человековедения (конфликтология, стрессоустойчивость личности, имиджелогия, риторика); 58% отметили потребность в совершенствовании компьютерной грамотности, 48% проявили желание совершенствоваться в изучении иностранных языков. Педагогическая культура - это интегральное качество личности учителя, синтезирующее его общую культуру в профессиональную сферу, это объединение высокого профессионализма, владения методикой преподавания и культурологических способностей. Это мера творческого освоения и преобразования накопленного человечеством опыта.
Да, ты не врач. Ты не приносил клятву Гиппократа.
Но ты принимал присягу Януша Корчака!
Так вот, врач может делить человечество только
на больных и здоровых, а больных – только
на тяжелых и легких.
Никакого другого деления для врача
существовать не может.
А педагог – это тот же врач.
Ты должен лечить от невежества,
от дикости чувств, от социального безразличия.
Лечить! Всех!
Аркадий и Борис Стругацкие
«Отягощенные злом»
Образование и будущее - два ключевых аспекта, исходя из которых, необходимо рассматривать состояние дел, которое складывается в школе. Сегодня всё более актуальным становится значение учителя, который нарабатывает собственный инструментарий, создаёт благоприятные условия для развития и раскрытия способностей обучающихся. Акцент учебно-воспитательного процесса переносится с традиционной передачи информации школьникам на такие формы и методы работы, в ходе которых учитель формирует у школьников ключевые компетенции. Именно компетенции являются теми индикаторами, которые дают возможность определить готовность обучающегося - выпускника к жизни и к активному участию в жизни общества, дальнейшее развитие его личности. Современным школьникам нужны не только умения использовать собственные знания, они должны быть готовыми меняться и адаптироваться к новым условиям жизни, новым потребностям рынка труда, оперировать и управлять информацией, активно действовать, быстро принимать решения, учиться на протяжении всей жизни. Основы формирования будущей личности закладываются в раннем возрасте. И чем прочнее знания и умения, приобретенные в детстве, тем увереннее чувствует себя человек в жизни. Именно поэтому идет постоянный поиск путей творческого развития детей, с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей расти здоровыми и счастливыми. Обеспечение качественного и доступного образования, воспитание здоровой и компетентной личности являются главными приоритетами школьного образования.
В каждом учебном учреждении существуют свои управленческие стратегии. Создаются комиссии, методические объединения, привлекаются специалисты различных уровней для разработки подобных стратегий. Эффективной стратегией может стать внедрение в школе проекта «Полиметодологичность как принцип концепции урока».
Полиметодологичность - это базовый принцип системного соединения в одной теоретико-практической концепции ряда моделей, опирающихся на различные методологические и предметные основания, в результате чего достигается эффект, невозможный в условиях действия одной отдельно взятой модели. В применении к теории и практике учительского труда полиметодологичность состоит в совмещении объективно-информационных и эмоциональных аспектов обучения, соединении материала, принадлежащего разным областям знаний, в результате чего «простая» трансляция знания, предусмотренная учебной программой, превращается в процесс ценностного, морального роста учащегося, инициирования его компетенций и навыков.
Проблемы школьного образования актуальны для всего мира. Обзор немецкого журнала «Шпигель» подтверждает это. «Кто лучший учитель – интерактивная доска или я?», «Никогда не покупай попкорн ученикам!», «Учитель берет с собой собаку», «Является ли Фейсбук сектой?». Арне Ульбрихт пишет о том, что интерактивная доска на уроке необходима. С её помощью обучение возможно сделать наглядным, информационным, возможно показывать фильмы, демонстрировать опыты, ставить эксперименты. В своей статье Арне Ульбрихт описывает почти катастрофу, которая может случиться с уроком в случае, если разрядится батарея и перегорит лампа. После прочтения данной статьи ответ на поставленный вопрос «Кто лучший учитель - интерактивная доска или я?» для немецких читателей становится очевидным. Статья Андреа Биетц, председателя международного общества зоологической терапии рассказывает о том, что в Германии уже насчитывается 349 школ, в которых в определенные дни (как правило, два раза в неделю) на уроках совместно с обучающимися присутствует кинолог с питомцем. Правила на таких необычных уроках следующие: разговаривать на уроке разрешается исключительно шепотом, резкие движения запрещены, играть с питомцем и ухаживать за ним разрешено на переменках. Учитель объясняет это тем, что четвероногим питомцам по физиологическим причинам весьма утомительно присутствовать в классе, где определенное количество детей производят неупорядоченные движения и пронзительные звуки. Автор статьи призывает к дискуссии о том, что эффективнее? То, что на уроках царит тишина и обучающиеся лучше усваивают учебный материал или нравственный аспект, ведь ребенок думает о том, кто рядом, контролируя свои эмоции. Представители администрации подтверждают, что именно в эти дни в школе поддерживается обучающимися строгая дисциплина, и это они, дети, делают по собственной инициативе.
Понимание - это рычаг, орудие, прибор,
которым учитель пользуется в своей работе.
Милосердие - это этическая позиция учителя
в отношении к объекту его работы, способ восприятия.
Аркадий и Борис Стругацкие
«Отягощенные злом»
Существует истина, что успешного, креативного ученика может воспитать успешный, уверенный в себе, талантливый учитель. И воспитание это происходит, по большей части, посредством урока. «Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для ученика свершается на уроке». Школьник за годы своего ученичества посещает почти одиннадцать тысяч уроков. За период своей профессиональной деятельности каждый учитель в среднем даёт девятнадцать тысяч уроков. Расхожая истина, что учитель живет от урока к уроку, в большей мере подходит и для обучающегося. Получается, что ученик «проживает» большее количество уроков, чем учитель. Обратим внимание на то, что все эти уроки разные (а у учителя все-таки год от года повторяются уроки в параллелях), и все эти уроки несут различную эмоциональную, интеллектуальную нагрузку, и количество уроков для обучающегося сосредоточенно на более коротком временном промежутке. И тогда оказывается, что урок, основная форма работы для учителя, является такой же основной, а иногда - и более насыщенной, концентрированной формой деятельности для ученика.
Цель проекта «Полиметодологичность как принцип концепции урока»: усовершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса, формирование концепции урока, как процесса диалога и обмена личностными, эмоциональными и информационными параметрами бытия учителя и ученика; повышение результативности образовательного процесса школы, создание модели современного успешного учителя и современного успешного ученика.
Задания проекта:
- формирование системы научно-методической работы, направленной на повышение профессионального мастерства каждого учителя;
- создание модели современного успешного учителя и современного успешного ученика;
- обеспечение благоприятных условий для развития профессионального учителя;
- создание условий для успешного обучения ученика;
- создание благоприятного морально-психологического климата в учреждении для проявления способностей учителя и ученика.
Ожидаемые результаты:
- повышение профессионального мастерства каждого учителя;
- совершенствование творческих особенностей учителя (с учетом его личностных особенностей и опыта), обеспечивающих проведение им творческого, информационно и результативно насыщенного урока.
Целевой итог реализации такой программы как нельзя лучше выражается словами из уже не раз упоминавшегося нами текста советских писателей-фантастов, в котором они запечатлели свою концепцию педагогики, приведшую к их модели «прекрасного далёка», так любимой многими поколениями читателей: «Десять задумавшихся - это совсем не так мало. Дай бог каждому из вас на протяжении всей жизни заставить задуматься десять человек».
ИСТОЧНИКИ
1. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Отягощенные злом, или сорок лет спустя. – М. : АСТ, 2016. – 224 с.
2. Beetz Andrea. Lehrer sind auf den Hund gekommen.// Der Spiegel.-28.12.2017. - [Электронный ресурс] / Beetz Andrea – Режим доступа:
www.spiegel.de
3. Maas Marie-Charlott. Gib Schulern niemals Popcorn!// Der Spiegel.-29.11.2017. - [Электронный ресурс] / Maas Marie-Charlott. – Режим доступа:
www.spiegel.de
4. Ulbricht Arne. Wer ist der bessere Lehrer - das Whiteboard oder ich? // Der Spiegel. – 03.01.2018. - [Электронный ресурс] / Ulbricht Arne– Режим доступа:
www.spiegel.de