«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Воспитательный час

- Любовь, в том числе и любовь к своей стране, – чувство, которое каждый человек, будь он президентом или школьником, пытается выразить в своих действиях и поступках. Акыны, поющие о бескрайних просторах Казахстана; художники, переносящие на полотна купола мечетей; музыканты, изливающие домброй звенящую степь; обычные люди, которые в душевном порыве пишут стихи о городах и аулах, о краях, в которых живут, – все они отдают частичку души Казахстану.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Воспитательный час «Я – патриот Республики Казахстан»


Цель: формирование гражданственности, казахстанского патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины.


-Не жарким солнышком согреты. 
Леса еще листвой одеты, 
У всех детей в руках букеты, 
День хоть и грустный, но веселый, 
Грустишь ты: 
- До свидания, лето! 
И радуешься: 
- Здравствуй, школа!

-Сегодня у нас необычный час, сегодня воспитательном часе, мы будем рассуждать, доказывать, наблюдать и делать выводы.

Родина — это город, в котором родился,

аул, где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать их, они нужны тебе,

как воздух и вода.

М. Ауэзов

Сообщение темы и целей:

- просмотр видеоролика о природе Казахстана

Наш час мы недаром начали с этих строк и просмотра этого видео, ведь в них отражена любовь казахстанцев к своей Родине.

- Ребята, что вы сейчас увидели?

- Любовь, в том числе и любовь к своей стране, – чувство, которое каждый человек, будь он президентом или школьником, пытается выразить в своих действиях и поступках. Акыны, поющие о бескрайних просторах Казахстана; художники, переносящие на полотна купола мечетей; музыканты, изливающие домброй звенящую степь; обычные люди, которые в душевном порыве пишут стихи о городах и аулах, о краях, в которых живут, – все они отдают частичку души Казахстану.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем классном часе?

- Правильно, мы будем говорить о нашей Родине, о том, как вы к ней относитесь. Тема нашего классного часа «Я – патриот Республики Казахстан». Подумайте и сформулируйте цели, которые мы должны достичь на нашем классном часе. Сообщение целей.

2.Основная часть

- Для того чтобы достичь поставленных нами целей, предлагаю вам поработать в группе. Давайте попробуем составить портрет патриота


1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
2.Каждый, кто любит прогулки на природе
3.Тот кто любит себя и у него много увлечений
4.Тот, кто любит и не забывает свою мать, родных и свой дом
5.Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
6.Кто хорошо знаком с Конвенцией о правах ребенка
7.Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
8.Готов стать на защиту Отечества
9.Отстаивает престиж свой страны
10.Знает государственную символику
11.Готов отдать своей родине все силы и способности
12.Изучает другие языки, не зная родного языка
13.Любит свою Родину
14.Мечтает жить в стране с лучшим экономическим положением
15.Верит в возрождение своей страны
16.Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
17.Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
18.Знает свой родной язык
19.Сильно развито чувство собственничества, не любит делиться тем, что имеет20.Уважение к прошлому и настоящему своей страны
21.Знает историю своей страны, гордится своими предками.
22.Гордится Родиной, переживает за нее
23.Сострадает своему народу
24.Готов служить в армии
25.Всегда покупает продукты отечественного производства

Учащиеся зачитывают составленный в группе портрет патриота

Воспитатель: По мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”. А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”. А что, на ваш взгляд, вы можете сделать для своей родины?

Следующее задание вы выполните опять в группах. Я предлагаю подумать и все свои мысли и идеи изобразить на небольших постерах.

1 гр – что вы можете сделать во благо своей малой родины в данный момент

2 гр - что вы можете сделать во благо своей малой родины в будущем

3 гр - что вы можете сделать во благо будущего своей страны


(подготовка 5 мин, отвечает 1 учащийся)

1. Патриот – это человек, служащий своей Родине.
Н.Г.Чернышевский.
2.«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»
(Словарь С.И.Ожегова)
3. «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.»

Толковый словарь Даля

Сделаем вывод, что вы действительно патриоты своей страны, и многое хотите для нее сделать.

Игра «Доскажи словечко»
Он собирает всех гостей и приглашает всех друзей
Здесь ты найдёшь казы – карта и чай душистый есть всегда
Гостеприимство дарит вам казахский щедрый ….(дастархан)
Он каждую юрту завершает, 
Надёжным куполом укрывает 
Не одолеет нас даже враг
Когда над нами общий ….(шанырак)
Земля эта богата и щедра, гостеприимна и добра
Нам на века на счастье дан великий и родной наш …(Казахстан)

Просмотр видеофильма о Казахстане.

Выступления учащихся:


1.В традициях родной земли

И мудрость предков, и народов достояние.

По верному пути вы нас вели,

Преодолев во времени большие расстояния,

Мы честный путь избрать могли.

Учили вы нас старших уважать,

Родную землю от напастей защищать.

И знаем мы: нет ничего дороже,

Чем ты – моя Отчизна – Мать!

2.В Казахстане — сердце настежь,
Двери настежь для друзей.
Если друг приходит в дом,
В доме веселей.
Ходит с песней по дворам
Дружбы караван.
Ты всегда в душе моей,
Мирный Казахстан!


3.Мы разные, но здесь мы все равны

Мы дети нашей матери – страны.

Мы вместе с любимой страной.

Цвети и дерзай Казахстан!

Мы рядом, мы вместе с тобой!

Мой независимый Казахстан!


4.Как хорошо тебе и мне,

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья,

Куда ни глянь – кругом друзья.

Казахи мы и русские,

Немцы и уйгуры,

Мы дети нашей Родины,

Ее мы очень любим.

Мы школьники – ровесники,

Мы верные друзья,

Пускай живем на свете мы –

Мы все одна семья!


В исполнений Какировой Баян песня «Ақ көгершін»


Воспитатель:  В заключении, я хотела бы сказать, что Патриотами не рождаются, а ими становятся. И мне хотелось бы знать смогла ли я внести свой вклад в ваше становление как патриотов, помогла ли вам сделать еще один шаг на вашем пути к патриотизму. Ответьте, пожалуйста на вопросы анкеты, результаты которой и помогут мне сделать выводы.

1.Считаете ли вы себя патриотом?
2.Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию родины?
3.Хотели бы вы уехать из Казахстана навсегда?
4.Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
5.Вы за или против службы в армии?
6.Есть ли у вас пример для подражания? Кто?
7. Чтобы Вы пожелали Родине


Подведение итогов.

  Подводя итоги нашего воспитательного часа, я предлагаю послушать стихотворение:

 В тиши, в уединении лугов, 
Я слышу отзвук жизни дальней. 
Звенит кобыз – наследие отцов, 
Волнует кровь своим звучаньем. 
Здесь мудрый страж Коркыт-ата 
Слагал волнующие гимны 
Про жизнь батыров, подвиги сынов 
И воспевал полет орлиный.

И легкий трепет струн Курмангазы 
Доносит ветер вольных странствий, 
Аксак- Кулана долгий бег, 
Как миг звезды упавшей яркий. 
И мчится конь, его не остановишь, 
Развеял гриву яростным ветрам. 
О, степь моя, каких еще батыров 
Подаришь ты грядущим временам.

  ИТОГ: - Наш воспитательный час подошёл к концу. Наш воспитательный хочу завершить словами Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы гордимся тем, что Казахстан называют в мире территорией дружбы и диалога. Для людей разной веры, живущих одной мечтой о добре и дружбе по силам задача построения нового Казахстана в новом мире". Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья! 







































Классный час «Путешествие в космос»

Форма: игра

Возраст: 6-7 класс

Цели: познакомить детей с историей освоения космоса, воспитывать чувство гордости за историю своей страны, за достижения отечественных учёных, конструкторов, космонавтов, способствовать развитию чувства солидарности и здорового соперничества.

Оборудование: реквизит для конкурсов, сувениры.

Слово учителя: Сегодня мы совершим путешествие в космос. Человек постоянно стремился к небу. Сначала – мыслью, взором и на крыльях , затем- с помощью воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических кораблей и орбитальных станций. О  существовании галактик еще в прошлом веке никто даже не подозревал. Впрочем, астрономические наблюдения и математические расчеты, графическое и компьютерное моделирование, а также абстрактно-теоретическое мышление позволяют сделать это, не выходя из дома. Но стало это возможно лишь в результате долгого и тернистого развития науки. Чем больше мы узнаем о Вселенной, тем больше возникает новых вопросов. Давайте попробуем ответить на некоторые из них: конкурс «Разминка»

Каждой команде задается по 1 вопросу, побеждает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.


Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами) 


Кто изобрел первый телескоп? (Итальянский ученый Галилео Галилей) 


Как называется летательный космический аппарат? (Ракета) 


Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Только вспыхнет и погаснет, так как на Луне отсутствует кислород) 


За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней) 


Космонавту в условиях невесомости нужно заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели? (Нет, так как они потеряют вес) 


Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека. (Луна) 


Что такое астрономия? (Наука о небесных телах) 


Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений)


Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) 


Какую планету называют Утренней звездой? (Венера) 


Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер) 


Какая планета самая маленькая? (Плутон) 


Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник)


Молодцы! Продолжим наш путь в мир космоса. Каждый космонавт должен уметь отлично дышать и разрешать все задачи быстро. И поэтому следующий конкурс «Надуй шары»

От двух команд выходят по шесть человек. Они работают парами. По сигналу мальчик надувает шар, девочка его завязывает. Затем необходимо связать все нитки от шаров. Та команда, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.



^ Слово учителя: Вселенная  настолько огромна, что астрономы до сих пор не смогли установить, насколько она велика! Однако благодаря последним достижениям науки и техники мы узнали много нового о космосе и нашем месте в нем. В последние 50 лет люли получили возможность покидать Землю и изучать звезды и планеты не только наблюдая  их в телескопы, но и получая информацию прямо из космоса. Запускаемые спутники оснащены сложнейшим оборудованием, с помощью которого были сделаны удивительные открытия, в существование которых астрономы не верили, например, черные дыры и новые планеты. 

Проверим, как много вы знаете о космосе. 

Конкурс « Космический словарь».

Ребята по очереди должны написать на своей половине доски по одному слову, имеющему отношение к полёту в космос.

- Нам хорошо известны планеты, вращающиеся вокруг нашей звезды- солнца. А есть ли планеты у других звезд? Должны быть, считают ученые. Но обнаружить их чрезвычайно трудно.  Даже ближайшая к нам звезда настолько далека от Земли , что и мощный телескоп кажется маленькой светящейся точкой.  А ведь любая планета в тысячи раз меньше, и значит, разглядеть ее во столько же раз труднее.

С космосом связана также астрология. Группы звезд складываются в созвездия. Существуют 12 основных созвездий, и вы их наверняка знаете. И следующий конкурс заключается в нахождении соответствующего символа для каждого созвездия. Победит та команда, которая сделает это быстро и правильно.

Задание № 4. Найдите соответствие между созвездиями и символами, которыми они обозначаются. 


Созвездие


Символ


1 Овен



2 Телец



3 Близнецы



4 Рак 



5 Лев



6 Дева



7 Весы



8 Скорпион



9 Стрелец



10 Козерог


10 


11 Водолей


11 


12 Рыбы


12 


Ответ: 1 - 10, 2 - 6; 3 - 11; 4 - 1; 5 - 12; 6 - 5; 7 - 9; 8 - 2; 9 - 7; 10 - 8; 11 - 3; 12 - 4. 



Дополнительный конкурс « Космонавт».

Ведущий раздаёт игрокам карточки с написанными на них буквами. Карточки с буквами перемешаны. По сигналу переворачивают карточки вверх буквами и быстро складывают слово «космонавт».

^ Ребята! Вы прекрасно прошли испытания, в полёте доказали, что многое знаете, умеете ,а главное- помогали друг другу. Теперь мы можем вернуться на Землю.


Заключительное слово: Каждый полет человека в космос – это научная экспедиция, где космонавт должен выполнить научные, технические, медицинские  эксперименты, наблюдать за земной атмосферой, солнцем, звездами. И чем разнообразнее программа полета, тем больше должен знать космонавт. Если Вы обладаете хорошим здоровьем, будете воспитывать в себе волю, характер, проявите настойчивость в приобретении знаний, то и Вы сможете быть причастным в освоении космоса.


Подведение итогов: награждение победителей.











Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. 

Оформление: Плакаты с высказываниями о Родине и патриотизме.

Ход классного часа.

1.Организационный момент


Катя: Родина — это город, в котором родился, 
аул где ты вырос, 
школа, где ты учился, 
одним словом, это среда, которая способствовала 
твоему формированию как человека. 
Если это так, ты должен знать 
их, они нужны тебе, как воздух и вода 
Мухтар Ауэзов 

-Сегодня праздник – День знаний посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели, а значит, со всем справимся. И начнем это прямо сейчас.

-Сегодня у нас необычный урок, сегодня на уроке классного часа, мы будем рассуждать, доказывать, наблюдать и делать выводы.


2. Сообщение темы и целей:

- просмотр видеоролика о природе и о чудесах Казахстана

Наш классный час мы недаром начали с этих строк и просмотра этого видео, ведь в них отражена любовь казахстанцев к своей Родине.

- Ребята, что вы сейчас увидели?

- Любовь, в том числе и любовь к своей стране, – чувство, которое каждый человек, будь он президентом или школьником, пытается выразить в своих действиях и поступках. Акыны, поющие о бескрайних просторах Казахстана; художники, переносящие на полотна купола мечетей; музыканты, изливающие домброй звенящую степь; обычные люди, которые в душевном порыве пишут стихи о городах и аулах, о краях, в которых живут, – все они отдают частичку души Казахстану.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем классном часе?

- Правильно, мы будем говорить о нашей Родине, о том, как вы к ней относитесь. Тема нашего классного часа «Я – патриот Республики Казахстан». Подумайте и сформулируйте цели, которые мы должны достичь на нашем классном часе. Сообщение целей.

Учитель: По мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”. А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”. А что, на ваш взгляд, вы можете сделать для своей родины?

Следующее задание вы выполните опять в группах. Я предлагаю подумать и все свои мысли и идеи изобразить на небольших постерах.

1 группа – что вы можете сделать во благо своей малой родины в данный момент

2 группа - что вы можете сделать во благо своей малой родины в будущем

3 группа - что вы можете сделать во благо будущего своей страны (подготовка 5 мин, отвечает 1 учащийся)

- А сейчас я предлагаю вам обсудить высказывания, которые даны нам на доске:

1. Патриот – это человек, служащий своей Родине.
Н.Г.Чернышевский.
2.«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился»
(Словарь С.И.Ожегова)
3. «Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.»

толковый словарь Даля

Президент Н.А. Назарбаев идею патриотизма рассматривает как основной элемент стратегического развития Казахстана на отдаленную перспективу. И это, конечно, потому что речь идет о национальной безопасности, суверенитете и целостности стран. Стратегическое развитие страны в определенной, даже может быть, в решающей степени зависит от того, как мы будем воспитывать у казахстанцев чувство патриотизма, любовь к Отчизне, Родине. И каждый из нас должен понимать важность этого вопроса. 

Выступления учащихся:

Степан: Родина–это земля, что воспета 
Делом рабочего, словом поэта. 
Здесь тебе выпало строить и жить, 
Родине, верно, умей послужить, 
С Родиной вместе расти и мужай 
Родину, сын мой, умей защищать! 
Н. Назарбаев 


Виктория: Как имя любимое, нежно и свято 
Храни в себе имя любимой земли. 
В ней прадедов счастье осталось когда-то, 
По ней боевые победы прошли. 
Твои и рассветы ее, и закаты, 
Полина: Твое, все, что предки тебе сберегли. 
Твое это небо, твои эти зори. 
И ливни твои, и твои – ветерки. 

И если ты Родину любишь, 
Так это докажут пускай не слова, а дела! 

Вероника: Мы разные, но здесь мы все равны 
Мы дети нашей матери – страны. 
Мой Казахстан, для всех ты есть Отчизна, 
И мы горды тобой, тобой сильны! 
Наша сила, конечно в единстве, 
Мы вместе с любимой страной. 
Цвети и дерзай Казахстан! 
Мы рядом, мы вместе с тобой! 
Мой независимый Казахстан!

Работа в группах

1 группа – патриот. Какими качествами должен обладать патриот.

2 группа – патриотизм. Какие понятия включает в себя слово «Патриотизм»

(Боль за родную природу, высокая нравственность, любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине)

3 группа – Казахстанский патриотизм

4 группа (родителей) – воспитание казахстанского патриотизма в семье

(подготовка 2 мин, отвечает 1 учащийся)

- Перед выступлением родителей хочу, чтобы вы послушали стихотворение:

Людмила: В традициях родной земли

И мудрость предков, и народов достояние.

По верному пути вы нас вели,

Преодолев во времени большие расстояния,

Мы честный путь избрать могли.


Анна: Учили вы нас старших уважать,

Родную землю от напастей защищать.

И знаем мы: нет ничего дороже,

Чем ты – моя Отчизна – Мать!


Видеоролик «Казахстан - 2050». Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик и после него я задам вам несколько вопросов, но прежде чем ответить на них, вы должны хорошо подумать.


Творческие задания 
1. Подберите близкую по смыслу русскую пословицу к казахской «Жолдасың жақсы болса, өзің де жақсы боласың" (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты) 
2. Что считается символами Независимого Казахстана, кроме Герба, Флага и Гимна? (беркут, юрта, домбра, тюльпан, барс, золотой человек, байтерек и т. д.) 
3. Подберите близкую по смыслу русскую пословицу к казахской «Отансыз адам — ормансыз бұлбұл» (Человек без родины — соловей без леса) 
4. Какие 7 национальных блюд вы бы поставили на праздничный дастархан? (бесбармақ, бауырсақ, қымыз, шұбат, құрт, айран, қуырдақ) 

Сейчас, мы с вами проведем небольшое анкетирование. Вам дается 1 минута, чтобы ответить на 8 вопросов.

Анкета 
I. Для меня «патриот» - это человек, который (выбрать из перечисленных только 3 утверждения): 
1. любит Родину; 
2. гордится Родиной, переживает за нее; 
3. готов встать на защиту Родины; 
4. предан Родине и отстаивает ее интересы; 
5. уважает людей всех национальностей; 
6. сострадает своему народу; 
7. защищает интересы только своего народа. 
II. Для меня понятия «Родина» и «государство» (выбрать только одно утверждение): 
1. тождественны; 
2. имеют разное значение. 
III. Для меня понятие «Родина» - это (выбрать только одно утверждение): 
1. место, где я родился и живу (город, село); 
2. родная семья, родной дом; 
3. Казахстан в целом; 
4. другое. 
IV. Черты характера, свойственные человеку-патриоту (выбрать из перечисленных только 3 утверждения): 
1. ответственность; 
2. справедливость; 
3. стойкость; 
4. преданность; 
5. решительность; 
6. терпимость; 
7. благодарность; 
8. усердие. 

Подводя итоги нашего классного часа, я предлагаю послушать стихотворение:

Кирилл: В тиши, в уединении лугов, 
Я слышу отзвук жизни дальней. 
Звенит кобыз – наследие отцов, 
Волнует кровь своим звучаньем. 
Здесь мудрый страж Коркыт-ата 
Слагал волнующие гимны 
Про жизнь батыров, подвиги сынов 
И воспевал полет орлиный.

Екатерина: И легкий трепет струн Курмангазы 
Доносит ветер вольных странствий, 
Аксак- Кулана долгий бег, 
Как миг звезды упавшей яркий. 
И мчится конь, его не остановишь, 
Развеял гриву яростным ветрам. 
О, степь моя, каких еще батыров 
Подаришь ты грядущим временам.


Заключение: Хочу поблагодарить гостей, которые пришли к нам на наше мероприятие и всех ребят 7 «Б» класса, принимавших активное участие. Закончить наш классный час я хочу словами древнего пожелания казахов, положенного в основу государственного герба: 
“Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома 
Мир –солнышку и детям, 
Мир - природе, мир –весне! 
Мир – былинке, мир – планете! 
Мир – всем людям на Земле! 









1. /кл.ч. Патриот 8 к.docx

Классный час на тему: «Патриот достойный гражданин своей Родины»


Классный час на тему: «Патриот – достойный гражданин своей Родины»


Цель: обобщение знаний об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны. 

-помощь учащимся в уяснении значения государственных символов Республики Казахстан. Закрепление сформированных знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан. 

-формирование умения использования знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан в ходе бесед и игр. 

-развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности; 

-воспитание учащихся в духе солидарности, национального согласия, уважения -воспитание любви к Родине; 

-воспитание законопослушности и уважения к Основному Закону. 


Оборудование: 

Конституция Республики Казахстан, 1995г., плакат с государственными символами республики Казахстан, физическая карта Казахстана.

Для игры «Ассоциации: »3-4 альбомных листа, ручки. 

Для игры «Память»: карточки с названиями основных разделов Конституции, Конституция- 2 шт. 


Ход классного часа:

1.Организационный момент 

2.Вступительное слово учителя 

Среди множества законов есть один, значение которого трудно переоценить. Часто его так и называют - ОСНОВНОЙ ЗАКОН, это – КОНСТИТУЦИЯ. 

Казахстаном пройден непростой путь к нынешнему конституциональному согласию, достигнутому и засвидетельствованному на республиканском референдуме (всеобщем голосовании) 30 августа 1995 года. 

Обретенная Независимость со всей остротой поставила во главу угла вопросы государственного строительства. Объявив о своем суверенитете 25 октября 1990 года, Казахстан продолжал оставаться Советской республикой до 13 января 1992 года, пока не был принят Закон «О приостановлении действия отдельных норм Конституции (Основного Закона) Казахской ССР в переходный период». Но лишь в январе 1993 года с принятием Конституции был положен конец советской государственности Казахстана. Переход к президентской форме правления потребовал создание нового Закона, так как Конституция Республики Казахстан 1993 года не решила эту проблему, обойдя многие принципиальные вопросы взаимоотношений Президента и парламента, парламента и правительства. И лишь с принятием Конституции Республики Казахстан 1995 года президентская форма правления была введена в полном объеме. 

В Послании народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев остановился на тех наиболее значимых результатах, которые казахстанцы действительно достигли благодаря Конституции 1995 года. 

Если попытаться наиболее ёмко обобщить их, то можно сказать, что Конституция дала стабильность, устойчивость и уверенность. 


3. игра «Ассоциации» 

Учитель: Давайте обобщим ваши представления ,связанные со словом «Конституция». 

(учащиеся разделены на 2 группы, им раздали альбомные листы и ручки. 

Учащимся предлагается в течение 3 минут написать ассоциации со словом «Конституция» и затем спикер каждой группы защищает работу. 

4. игра « Расположи верно » 

Учитель: Настоящий гражданин должен отличаться правовой грамотностью. Сейчас мы познакомимся с основными разделами Конституции и узнаем, сколько статей в нашем Основном Законе. 

Учащиеся работают в группах (по рядам). Им раздаются карточки с названиями основных разделов Основного Закона (на одной карточке - название одного раздела).Каждая группа должна иметь на парте Конституцию. 

Задание: Надо расположить карточки в правильном порядке, ориентируясь по названиям разделов в Конституции. Побеждает команда, выполнившая работу правильно и быстрее остальных. 

Разделы Основного Закона Республики Казахстан 

1.Общие положения 

2.Человек и гражданин 

3.Президент 

4.Парламент 

5.Правительсво 

6.Конституционный Совет 

7.Суды и правосудие 

8.Местное государственное управление и самоуправление 

9.Заключи- тельные и переходные положение 

10.Всего 98 статей 


5. «Государственные символы» 

Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб, и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом 

Какие вы знаете государственные символы? 

6.«Права человека и гражданина» 

Учитель: Конституция Республики Казахстан 1995 года явила собой новый шаг в развитии страны как демократического правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. 

Одно из центральных мест в Конституции Республики Казахстан занимают основные права и свободы человека и гражданина. 

7. «Мозговой штурм» 

Как вы думаете, понятия «человек» и «гражданин» различаются? 

(учащиеся высказываются) 

Делаем вывод, что человек - биологическое понятие, а гражданин-сын своей страны, ведь еще 


Н.А.Некрасов писал: 

Поэтом можешь ты не быть, 

Но гражданином быть обязан. 

А что такое гражданин? 

Отечества достойный сын… 



Ни одна конституция в мире не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина, как в нашей стране. Важно и то, что в Конституции РК в полном объеме зафиксированы положения из Всеобщей декларации прав человека и других международных правовых документов. В этом проявляется не только уважение нашего государства к общепризнанным нормам международного права, но и повышенная ответственность за их неукоснительное выполнение. 


8.«Мозговой штурм» 

Прошу высказаться, что такое «права», как вы определяете понятие «права человека»? 

(учащиеся высказываются) 

Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. 

В Конституции Республики Казахстан записаны следующие права и обязанности человека и гражданина: 

(учитель может зачитать все ниже перечисленные права или выбрать некоторые, в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса и возрастных особенностей детей) 


-на жизнь; 

-на равенство; 

-на защиту; 

-на личную свободу; 

- на неприкосновенность достоинства; 

- на неприкосновенность частной жизни 

-на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; 

-на свободу передвижения; 

-на свободу совести: 

-на свободу слова и творчества; 

-на свободу объединений; 

-на свободу труда; 

-на неприкосновенность жилища; 

-на охрану здоровья; 

-на владение частной собственностью; 


-на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей) 

-на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,; 

-на бесплатное среднее образование; 

-равное право на доступ к государственной службе; 

9.Игра «Верно ли, что…» 

Учитель зачитывает утверждения, а учащиеся выражают свое согласие или несогласие разными способами: поднимают руки, встают с места, переходят из угла «Верно» в угол «Неверно», хлопают в ладоши 1 раз и т.п. 

Учитель просит высказаться 1-2 учащихся по каждому утверждению. 

ВЕРНО ЛИ, ЧТО: 

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения? 

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде? 

3.Права должны соблюдать только взрослые? 

4.Права - это сама жизнь 

5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет. 

6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав. 

(неверные ответы –№ 3, 5) 

10..«Обязанности человека и гражданина» 

У каждого человека и гражданина есть определенные обязанности, которые можно условно разделить на моральные и правовые. Есть много моральных обязанностей, которым вас учат с детства, например: здороваться, уступать место старшим, не перебивать … Продолжите. За невыполнение этих обязанностей Вас накажут морально - поговорят по душам, лишат каких-то удовольствий и т.д. 

Но те обязанности, за неисполнение которых государство может привлечь человека к ответственности - это правовые обязанности, они записаны в Конституции Казахстана и подзаконных актах. 

В статьях №34-38 нашего Основного Закона записаны основные обязанности граждан Республики Казахстан. 

Каждый обязан

-соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан; 

-уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц; 

-уважать государственные символы Республики; (мы об этом говорили ранее) 

-защищать Республику Казахстан (воинская служба); 

-заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; 

-сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. 

- на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей); 

- совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. 

11.игра «Ситуация» 

1 вариант. 

Давайте вспомним знакомые с детства сказки и попробуем разобрать ситуации с точки зрения соблюдения прав главных героев. 

Можно дать задание по группам, а можно обсудить всем классом. 

Предлагаю разобрать сказку «Колобок» и ответить на вопросы: 

1.Главный герой-пострадавший от нарушения прав или правонарушитель? 

2.Какие права были нарушены? 

(дети забывают, что бабка и дед сами покушались на жизнь колобка)











































Тема: «Я – патриот своей страны»

Цель: формирование гражданственности, казахстанского патриотизма,

ответственности за судьбу своей Родины.


Здравствуйте дорогие родители, дети. Я поздравляю вас с началом учебного года. Вот

и пролетело еще одно лето, и вы снова сидите за партами вашего класса. Хочу

пожелать вам много-много сил, терпения, здоровья, хороших оценок и хорошего

настроения на весь учебный год.

Ну, а сейчас поговорим немножко о теме нашего классного часа.

Земля моя! Была ты колыбелью

И стала нам родимой навсегда,

Здесь рождены, отсюда мы взлетели,

Как птицы вылетают из гнезда.

С.Муканов

2. Сообщение темы и целей:

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем классном часе?

- Правильно, мы будем говорить о нашей Родине, о том, как вы к ней относитесь. Тема

нашего классного часа «Я – патриот своей страны». Подумайте и сформулируйте цели,

которые мы должны достичь на нашем классном часе. Сообщение целей.

3. Основная часть

Слово учителя

-Ежегодно 16 декабря мы отмечаем самый главный праздник нашего государства -

День независимости Республики Казахстан.

В этом году независимости Казахстана 25 лет.

-На протяжении многих веков казахскому народу приходилось бороться за

независимость и суверенитет. Благодаря своим лучшим качествам, умению сплотиться

и быть единым в минуту опасности, стремлению жить в мире и согласии и

добрососедстве с другими народами, он не исчез в потоке истории и через десятилетия

смог восстановить свою государственность.

Казахстан, встав на новый путь развития, воплотил вековые мечты народа о свободе.

Народ впервые вновь приобрел возможность развивать свою культуру, язык, веру,

религию, традиции. Сегодня каждый гражданин республики гордится своей

независимостью. Независимость нашей страны – это самое святое приобретение

казахского народа, восстановившее прерванную на триста лет национальную свободу.

Работа в парах

Дается пояснение: Вам надо на полосках бумаги, которые подготовлены на столах,

завершить незаконченное предложение.


Патриот – человек, который

любит_____________________________________________________________

хранит___________________________________________________________

уважает__________________________________________________________

переживает________________________________________________________

гордится_________________________________________________________

помогает_________________________________________________________

- Расскажите, что у вас получилось….

- Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает….,

гордится….,

помогает….

- Действительно, вы правы, потому что гражданин, патриот своей Родины не может

быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину

процветающей.

-Ежегодно мы отмечаем День Конституции. - Что это за праздник? (ответы учащихся)

- Как называется основной закон страны? (Конституция)

- Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?

- А на что имеете право вы?

Работа в группах с карточками

Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАВО НА БЕЗОПАНОСТЬ И ЗАЩИТУ

ПРАВО НА ДРАКИ

ПРАВО НА ОТДЫХ

ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ ЗА ПОМОЩЬЮ

ПРАВО НА РАЗГОВОРЫ НА УРОКЕ

ПРАВО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ПРАВО НА НАКАЗАНИЕ

- Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями

обладают школьники?

Прилежно учиться

Выполнять правила школьников

Бережно относиться к школьному имуществу.

Уважать права других

Работа в группах с карточками

- А сейчас каждой группе я предлагаю обсудить ситуацию и найти из неё выход.

Ситуация 1.

В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в

классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем,

что девочка «неказашка». Как ты поступишь?

Ситуация 2.


Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна

государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает


запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им

замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?

Беседа

- В ходе 24 сессии Ассамблеи народа Казахстана, состоявшейся 26 апреля 2016 года в

Астане, был принят патриотический акт «Мәңгілік ел». В основе Мәңгілік ел простые,

понятные и самые ценные истины

1) благополучие наших семей

2) трудолюбие и гостеприимство

3) стабильность

4) безопасность и единство

5) уверенность в завтрашнем дне.

-Как вы понимаете значение этих понятий?

-В 2017 году в Казахстане пройдет международная выставка.

–Что вы знаете о ней? (ответы учащихся)

Выступление ученика об ЭКСПО – 2017.

Рефлексивный анализ.

-Кто такой патриот?

- А должен ли патриот защищать свою Родину?

- Итак, давайте подведем итог, какого человека можно назвать патриотом?

-Что открыл вам сегодня классный час? Что нового вы узнали?

Подведение итогов

Повидал я в жизни много стран

Нет милей земли чем Казахстан

По родной земле своей пройдусь

Я казах и этим я горжусь


Я казах, в Казахстане я живу

И люблю я родину свою

От Алтая и до Каспия

Это всё отчизна моя


Мен казах - Казахстан туран жерен

Мон султан - елба сыбырздэн

Жасасы - казах еремыс

Казахстан - быздым жеремыс


Юскем жеремате мекенай

Жайдасын - казах елемай

Менус елдум тумасы

Мен казах, култун алжендын баласы


Мен казах - Казахстан туран жерен

Мон султан - елба сыбырздэн

Жасасы - казах еремыс

Казахстан - быздым жеремыс


Я казах, в Казахстане я живу










азработка классного часа для учащихся 7-8 классов на тему духовно- нравственного воспитания.

«Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию,  воспитанию нравственных качеств учащихся;

           Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;

           В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

           Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

            Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование:презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

Подготовка: класс делится на три группы . Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

Ход занятия:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

1.Мотивационный блок.

Учитель:Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком?Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик:Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении  слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Учитель:Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- единовластный, единодушие, единоличник.

Л- Легкомысленный, лжец, любознательный.

О- обманчивый, образованный, ответственный.

В- вероломный, внимательный, воспитанный.

Е-

К- каверзный, капризный, коллективный, контактный.

Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы,оформлявшей кабинет)

3.Ученики предложили высказывания:

1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)

4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

Учитель:А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

Ученик:                 Привычки ( Татьяна Валяева)

 Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

 Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

 И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!

 Совсем невозможны беседы с тобой!"

 А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"

 Но только сказала – и снова на крик;

 Привычка – не то, что приходит, уходит

 Легко, словно ветер поднялся и стих.

 Движенье к привычке идёт вертикально,

 К хорошей – с огромным усилием вверх,

 А вниз – оступился, как будто случайно,

 И дальше сползаешь без всяких помех.

 И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

 На уровень прежний вернуться дано,

 Но вряд ли кому удаётся подняться,

 Спустившись в привычке на самое дно.

 Лишь редкие лица со дна выползают,

 А чаще и взгляда на верх не ведут,

 От лени привычку свою оправдают

 И даже достойной её назовут.

 Жестокость – желаньем добиться порядка,

 А ревность – особенной формой любви,

 Красивая с виду, пустая накладка,

 Попытка прикрыть недостатки свои.

 Подмена понятий с названием новым,

 И вместо падения виден успех.

 Так проще, так легче – оправдывать словом,

 Чем делать попытки подняться наверх.

Ученик:А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

А что такое- сила воли?-

Уменье не кричать от боли,

Когда поломано крыло?

Уменье ждать: пока срастётся,

Потом летать- не как придётся,

А чтобы только повезло?

Но, может быть, совсем иначе?

Крича от ярости и плача,

Заставить целое крыло

Решить нелёгкую задачу:

Подняться выше неудачи.

И победить- беде назло!

4.Учитель:Тренинг «Волшебные  руки»(10 пальцев- 10 качеств.)

На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

(от 1 до 5 баллов)

Человечность

1.Благодарность

2.Великодушие

3.Вежливость

4.Доброжелательность

5.Сострадание

6.Любовь к людям

7.Забота о ближних

8.Послушание

9.Щедрость

10.Умение прощать


Сделай вывод:

К чему ещё стремиться?


Учитель:«Человек  познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза.Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

5.Работа в группах с задачами.

1.Стрелка-советчик.

Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда.А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

2.Цветок на клёне.

Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

3.Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

4.Забивон.

Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.( на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

6.Учитель:Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

Давайте послушаем советы.

Ученик:Умейте управлять собою,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбо.,

Учитесь жизнь начать с начала.

Споткнувшись , самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять.

Не надо жаловаться всем

Ни на судьбу, ни на болезни-

Ничто не будет бесполезней

Избитых, жалких этих тем.

Не жгите сердце табаком,

И мозг вином не заливайте,

И жизнь свою не сокращайте

Воспоминаньем о плохом.

Друзей имейте- в трудный час

Они поддержат и помогут,

Не будет трудною дорога

Ни для друзей и ни для вас.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,-

Ненастья тоже устают.

За днём несчастья- день счастливый.

7.Учитель:Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»( просмотр и комментарии)

8.Учитель:Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

1.Самый лучший день- сегодня.

2.Самая большая ошибка- потеря надежды.

3.Самая большая слабость- ненависть.

4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.

5.Самая нелепая черта характера- самомнение.

6.Самый опасный человек- лжец.

7.Самое большое богатства- здоровье.

8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

Человек! Это высокое звание.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

Дм.Голубков.

«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти словаФ.Абрама должны стать девизом  каждого человека.

8.Рефлексия:отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора:а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по       крайней мере сейчас;

                                б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;

                                в)красный цвет( жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.

Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

                      2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.

                      3.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах.

                      4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.

                      5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.







Тема: «Чем я богат»

Цель: воспитание духовно-нравственной культуры учащихся




Комплекс воспитательных задач:

  1. познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;

  2. помочь развить интерес к человеку, как к явлению природы вообще и к самому себе в частности;

  3. формировать умения различать истинные и мнимые ценности.




Комплекс образовательных задач:

  1. дать представления о первоначальных ценностях;

  2. обогатить словарный запас учащихся;

  3. развивать умения выражать свои мысли.




Оборудование:

средства ИКТ, презентация, демонстрационный материал (бусинки, две шкатулки , солнышки в подарок ).






















Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Cегодня у нас будет классный час на тему: «Чем я богат » (слайд 1)

Давайте улыбнемся друг другу и подумаем о чем-нибудь приятном. Ведь для того, чтобы наш классный час прошел хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было прекрасное настроение (слайд 3)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но понятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.




  1. Введение в тему

- Ребята, протяните мне свои ладошки ( каждому ребенку в ладонь кладется бусинка ).

- Рассмотрите бусинку. На что, по вашему мнению, она похожа?

(дети высказывают свои мысли)

- А может она похожа на нашу планету Земля? Такой мы видим ее из космоса (слайд 4).

- Как живется нам с вами на планете Земля?

На нашей планете около 5 миллиардов жителей и каждый из них - это целый мир. У каждого есть душа.

– Можете ли вы дать определение понятию «душа»?

На протяжении многих веков люди бились над определением «души». Ее нельзя ни увидеть, ни пощупать, можно лишь только ощутить. Душа имеет свой мир (слайд 5).

Она способна жить своей жизнью. Поэтому сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется», «душа болит»… (слайд 6,7)

- Что еще говорят о душе? (слайд 8, 9)

У каждого человека есть свои духовные ценности. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся и попытаемся разобраться: чем же богат каждый из нас?

  1. Знакомство с духовными ценностями.

- Сейчас я прочитаю сказку Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево», а вы внимательно послушайте и вдумайтесь в ее название ( см. приложение 1).

- Ребята, что означает название сказки? Как вы это понимаете?

- Назовите главных героев? (мальчик и яблоня). Представьте, что слова мальчик и яблоня превратились бы в магнит, имели бы способность притягивать. Какие из ниже перечисленных слов притянет к себе слово «яблоня». Объясните свой выбор.

- Какие слова притянет к себе слово «мальчик». Докажите (дети в парах работают на карточках) (проверка ответов по слайду 10).

- Какой частью речи являются слова мальчик и яблоня? (существительные) Поставьте к ним вопросы (яблоня-что?, мальчик-кто-? ).

- У кого из них больше душевного и живого?

Вывод: на самом деле живого и душевного у яблони больше, чем у мальчика, так как она способна чувствовать, ощущать, переживать.

- Ребята, я для вас приготовила совет-пожелание. (слайд 11)




  1. Различия между истинными и мнимыми ценностями

- А теперь поразмышляем над темой нашего классного часа «Чем я богат?»

У меня есть две шкатулки ( слайд 12 , а также демонстрируется шкатулка с драгоценностями).

В одной лежат украшения, деньги – это богатство. Что можно сделать с этим богатством? Для чего люди копят богатства? (ответы учащихся)

А в другой шкатулке – пусто. Что мы можем туда положить? (размышление детей).

Давайте в шкатулку положим свою бусинку с названием духовной ценности, которой обладаете именно вы (дети кладут в подготовленную пустую шкатулку свою бусинку с названием духовной ценности)

- Это тоже богатство, но только богатство человеческого сердца, духовное богатство. Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатство из первой шкатулке или из второй?

Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое копится в нашей душе, находится в нашем сердце. Его у нас никто не отнимет – это наша с вами собственность. Чем больше людей с таким богатством будет на нашей Земле, тем лучше и добрее будет наш мир (слайд 13)










V .Рефлексия деятельности

- Изменилось ли у вас настроение?

- Наше солнышко по-прежнему продолжает улыбаться и согревает нас своим теплом (слайд 14) .

И в память о нашем сегодняшнем разговоре, солнышко дарит вам частичку себя (детям раздаются маленькие солнышки).
















































































Щедрое дерево

Жила в лесу дикая яблоня ... И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плел из них венок, надевал его как корону и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была счастлива... Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям. - ответил мальчик - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их? г

Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив! И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.

Иди скорей сюда, малыш! - воскликнула она.

Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик, - мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет дома. Мой дом - вот мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив. И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

Иди сюда, мальчик, - прошептала она, - поиграй со мной.

Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, - ответил мальчик. - Я хотел бы

построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку?

Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым. И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...Хоть в это и нелегко поверить.

Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.

Прости, мальчик. - вздохнула яблоня. - Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

На что яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.

У меня не осталось ветвей, - сказала яблоня - Ты не сможешь посидеть на них.

Я слишком стар , чтобы качатъся на ветках - ответил мальчик.

У меня не осталось ствола,- сказала яблоня. И тебе больше непочему взбираться вверх.

Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.

Прости - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...

А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик. Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

Ну что ж, - сказала яблоня. - старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива


















Классный час по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Чем я богат»Скачать материал

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее