Воспитательный час
«Конституция РФ – основной закон страны»
Выполнила воспитатель 1группы Рязанова Г.А.
Цели:
- разъяснить воспитанникам сущность Основного закона страны;
- познакомить с правовым статусом гражданина РФ;
- сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
Задачи:
- формирование чувства истинного патриотизма;
- воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране.
Ход мероприятия.
Мероприятие начинается с исполнения гимна России.
Воспитатель: Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют – Основной Закон, но чаще – Конституция.
Конституция (от латинского слова «конститутио» - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий:
- как устроено общество и государство,
- как образуются органы власти,
- каковы обязанности граждан,
- герб, гимн и флаг государства, его столица и др.
Основным законом Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.
Мы с вами, ребята, возвратимся в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.
С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции (но этот проект так и не был реализован). В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.
17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.
В 1918 г. 1-я Конституция Советской России была принята большевиками, после которой были приняты еще три Конституции СССР – 1924 г., 1936 г., 1977 г.
Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2- й – 9 положений. Так как Конституция принималась на длительный период времени, то предусмотрено, что для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Наша страна перестала быть социалистической и советской.
В соответствии со статьей 1. Конституции оно – демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления.
Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Ст. 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через ораны власти и органы местного самоуправления.
Гл. 2. Права и свободы человека и гражданина (дети перечисляют основные права).
Воспитатель: Большие государства со сложным внутренним устройством бывают федерациями, т.е. состоят из земель, штатов, республик, которые имеют собственные органы власти, Конституции, но при этом образуют единые для всех субъектов Федерации органы власти, имеют единое гражданство, денежную единицу и т.д.
Дети, а что такое: «Россия – федеративное государство»?
Ответы детей: это значит, что
- Россия состоит из равноправных субъектов (самостоятельно действующих частей) федерации – республик, краев, областей, городов федерального значения;
- Россия имеет государственную целостность, т.е. она как государство едина и неделима.
А теперь, ребята, я предлагаю вам закрепить ваши знания и ответить на вопросы:
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
- Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
- Форма правления в России? (Республика)
- Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
- Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
- Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )
- Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
Ребята, давайте поиграем в игры на знание своих прав и обязанностей.
Игра «Да! Нет!»
Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Игра «Сказка ложь, да в ней намек…»
Ребята, отгадайте сказку.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный).
Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями и поняли, что когда закон не только соблюдается, но и тщательно продуман от А до Я на благо всего народа и каждого человека, только тогда в стране можно жить хорошо и привольно. И я хочу пожелать вам не забывать вносить свой маленький вклад в светлое будущее нашей страны, ведь на кого она может рассчитывать, кроме как не на вас, будущих строителей ее счастья?
Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!