«Зимний фестиваль знаний 2025»

Воспитательная работа в школе

Воспитательная работа в школе, критерии оценивания развития воспитания посредством диагностики

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Что значит быть одаренным или талантливым?


Одаренный ребенок-это ребенок, который имеет навыки выше среднего и специфические характеристики, которые играют важную роль в росте, развитии и образовании этих детей. Исследователи подтверждают важность ранней социализации, семьи и учителей начальных классов в непрерывном развитии одаренного ребенка на интеллектуальном, социальном, эмоциональном и соматическом плане.


Известно, что одаренный ребенок обладает специфическими характеристиками и свойствами, такими как оригинальность, индивидуальность, эмоциональная устойчивость, высокая степень интеллектуальных способностей, самостоятельность, беглость речи и перфекционизм.


Внутри понятия одаренности связывают некоторые термины, которые иногда указывают на очень четкое различие. Поэтому можно говорить об одаренном ребенке, гении, таланте.


Одаренность, как правило, считается исходящей как от природы (наследственность), так и от воспитания (окружающая среда). Известно, что одаренные дети должны воспитываться в интерактивной и стимулирующей среде.


Роль окружающей среды начинает влиять на развитие ребенка до рождения и во время родов. Первые четыре и пять лет жизни ребенка особенно важны для определения его дальнейшего развития. Обогащенная среда предлагает одаренным детям дополнительный опыт стимуляции и взаимодействия для удовлетворения их особых потребностей.


Поведение одаренного ребенка имеет определенные характеристики, которые могут развиться в гениального творца. В то же время эти признаки многочисленны, возникают рано и часто, в основном связаны с наличием высоких интеллектуальных способностей или специфических способностей (Siegel, D., 2000).


Эти дети могут быть одарены во многих различных областях, которые включают в себя:

  • вербальные / языковые (например, умение писать, говорить или читать),

  • логические и математические (например, число и классификация),

  • изобразительное и исполнительское искусство (рисунок, живопись, музыкальные способности),

  • тело/движение/психомоторные способности (например, танец),

  • межличностные (например, коммуникация, лидерские способности),

  • внутриличностные (например, рефлексивные, самодостаточные способности).


Развитие и проявление креативности у одаренных детей зависит от их когнитивного компонента, личностных качеств, мотивации. Одаренный ребенок рано проявил особый интерес к той или иной области.


Такой ребенок обладает позитивным самооценкой, высокой самооценкой, уверенностью в себе, высокими целями, а чувство собственного достоинства, большей самостоятельности, которое проявляется через нонконформизм и инициативность.


Каждый ребенок заслуживает особого внимания родителей, школы и общества, особенно одаренный ребенок, который является ребенком с особыми потребностями в отношении своих средних способностей и особых образовательных потребностей.


Все дети обладают уникальными сильными сторонами и талантами. Однако некоторые дети обладают особенно развитыми или хорошо развитыми навыками и способностями в одной или нескольких областях. Таких детей можно назвать одаренными и талантливыми.

Определения одаренности и таланта

Прежде чем приступить к разработке положения для одаренных и талантливых студентов необходимо понять, что именно подразумевается под этими терминами, и как они применяются к детям в наших классах. Существует большой разброс в диапазоне и широте определений одаренных и талантливых детей, и мало консенсуса по удовлетворительному определению. Это отсутствие ясности привело Ганье к замечанию, что понятие одаренности иногда трудно защитить, потому что оно “определяется слишком свободно, в то время как измеряется слишком ограничительно” (Gagne, 1995, p. 104).

Л. Корен (1990) определяет одаренность как некий комплекс черт характера, навыков, мотивации и креативности, который позволяет индивидам преуспеть выше среднего балла в какой-то области человеческой деятельности, так что продукт, может быть признан новым и оригинальным вкладом в эту область.

Однако со временем появились некоторые новые понятия, которые помогли определить некоторые общие знания о природе одаренности. Одна из них заключается в том, что одаренность - это не результат одной характеристики, а сочетание нескольких качеств-способности и личности.

Одаренность против таланта

Первоначально слова "одаренный “и” талантливый" часто использовались как взаимозаменяемые, или иногда понятие "талант" рассматривалось как нечто меньшее по сравнению с идеей одаренности. Например, Morelock (1996) ссылался на иерархическую категоризацию с "талантом", относящимся к специализированным способностям, которые, как предполагается, не связаны – и уступают - общему интеллекту и одаренности. В середине 1990-х годов термин “талантливый” часто использовался вместо “одаренный”, который, как считалось, имел коннотации “получить что-то за ничего” или быть специально выбранным каким-то образом. Фримен (2000) и Уинстенли (2004) отмечают, что термин “одаренный” часто имеет религиозный подтекст даров, дарованных Богом. Уинстенли также отмечает, что это также подразумевает моральные коннотации, связанные с одаренностью, как будто ребенок несет ответственность за то, чтобы применять себя и не тратить свои способности. Термин "способный" и его вариации часто используются в учебной литературе, поскольку он считается более подходящим и менее эмоциональным. Как в Уэльсе, так и в Шотландии ученики классифицируются как “более способные и талантливые” и “способные” соответственно. Уинстенли (2004) отмечает, что термин “способный” часто предваряется такими словами, как “больше”, “очень”, “строго” или “глубоко”, чтобы создать тонкие различия, которые часто не являются ни объективными, ни полезными. Она выступает за использование термина "высоко способный" для большинства способных учеников и “исключительно способный” для тех, кто особенно выдающийся. Однако термины "одаренный” и "талантливый" чаще всего используются в правительственных стратегиях и научной литературе и поэтому будут использоваться в остальной части настоящего обзора. Ганье (Gagné, 1991) разграничил понятия одаренных и талантливых, определив одаренность как компетентность выше среднего в области человеческих способностей, а талант-как эффективность выше среднего в конкретной области. Одаренность относится к человеческим способностям, таким как интеллектуальные или творческие способности. Талант, однако, проявляется в такой области человеческой деятельности, как математика, литература или музыка. Фримен (2000) вторит этому определению, добавляя, что дары обычно легко измерить как интеллектуальные аспекты развития, в то время как таланты обычно обнаруживаются экспертами в этих областях. Это может быть дополнительно уточнено различием Манро (2001) между талантливыми студентами, проявляющими исключительные способности в областях, в которых они были явно обучены, и одаренными студентами, как теми, кто проявляет исключительные способности в определенных областях без явного обучения. Отсюда следует, что одаренный ученик не обязательно может быть определен, как талантливый.

К примеру, в 1988 году Конгресс США определил одаренных и талантливых как:

"Термин" одаренные и талантливые студенты " означает детей и молодежь, которые свидетельствуют о высокой работоспособности в таких областях, как интеллектуальный, творческий, художественный или лидерский потенциал, или в конкретных академических областях, и которые требуют услуг или мероприятий, обычно не предоставляемых школой для полного развития таких возможностей”

Дебора Эйр (1999) дает более простое определение: “способный ребенок, как определено нашей школой, - это тот, кто достигает или имеет возможность достичь на уровне, значительно опережающем группу сверстников. Это может быть во всех областях учебной программы или в ограниченном диапазоне.”

Наряду с этими категориями следует помнить, что идеи одаренности и таланта зависят и от культуры, и от контекста. Какие категории определений пропагандируются на международном уровне, зависит от образовательной культуры и школьной системы этой конкретной страны. В более локальном масштабе, и поскольку термин одаренный всегда является сравнением, детей можно назвать одаренными на очень разных уровнях достижений. В очень избирательных школах некоторые дети могут рассматриваться одноклассниками как “глупые”, в то время как в других школах они могут называться “одаренными”.

Выявление одаренных и талантливых студентов.

Для выявления наиболее способных учащихся в сфере образования и удовлетворения их потребностей необходимы четкие, объективные и полезные критерии. Ряд психологических теорий и исследований подтвердили важность интеллектуальных и неинтеллектуальных факторов для развития и проявления одаренности. Тем не менее, широкий спектр определений, а также общие предрассудки о том, что представляет собой одаренность, талант часто может препятствовать созданию этих руководящих принципов.

Одаренность часто приравнивается к высокому IQ,и все же только измерения IQ не могут подобрать всех высоко способных детей в классе. Ряд исследователей предложили контрольные списки характеристик, подразумевая, что должно быть возможно просто поставить галочки, относящиеся к отношениям и поведению учеников. Уистенли (2004) отмечает, однако, что желание быть всеобъемлющим означает, что контрольные списки часто громоздки, слишком расплывчаты, чтобы быть полезными, а иногда и полностью противоречивы. Чтобы дать пример этого ниже приведены элементы из контрольных

списков, отображаемых бок о бок:

Способные ученики, скорее всего:

Демонстрируют необычное любопытство

Заканчивает работу с легкостью и довольно высокой скоростью

Тратят дополнительное время, чтобы закончить задачи на высоком уровне

Имеют много друзей

Однако, могут быть достаточно изолированными

Вносят свой вклад охотно в классе

Отказываются выполнять инструкции

Заинтересованы в широком разнообразии тем

Выражают интерес только к узкому кругу предметов


Неуспеваемости одаренных и их трудностям может способствовать школьная программа, жесткие требования и заботы в образовании, недостаточное стимулирование учителей. Исследования показывают, что из-за важности обеспечения одаренных детей соответствующими средствами, поддержкой и стимулятором с раннего возраста следует, что они должны быть идентифицированы как можно раньше, если они хотят достичь своего потенциала развития (Dauber, S. L., 1990). Выявление одаренности детей может быть трудной задачей, отчасти из-за того, что многие формы одаренности не всегда легко увидеть в раннем детстве (Bow, S. M. @ Owen, SV., 2004): Так что теперь очень понятно, почему большое значение имеет раннее выявление одаренных детей, а также создание условий в семье и в школе, чтобы они могли правильно развиваться.

Когнитивные, социальные и эмоциональные аспекты одаренности.

Ряд психологических теорий и исследований подтвердили важность интеллектуальных и

неинтеллектуальных факторов для развития и проявления одаренности.


Таким образом, личностные качества, способствующие развитию одаренных, наибольшее значение придают той специфической мотивации к труду, которая была проявлена одаренными личностями. Она включает в себя конкретную приверженность задаче, принятие рисков, принятие будущей перспективы, предвосхищение и планирование. Это подтверждается выводами, сделанными на практике. Когда учителя описывают одаренных людей, они часто сообщают, что они всегда работают быстрее, лучше, успешнее, чем раньше. Эти дети проявляют гендерные интересы в той или иной области, что заметно в их увлеченности проблемой и ее решением, высокой любознательности и большом энтузиазме в своей работе. Они проявляют большую энергию для работы с явной потребностью в успехе (Cross, T. L., Coleman, LJ. @ Стюарт, А. Р., 1995).


Однако одаренность зависит не только от когнитивных или интеллектуальных факторов, но и от социальных и эмоциональных аспектов развития. Одаренные дети могут иметь некоторые особые потребности в одном или нескольких аспектах своего развития и многие переживают особые стрессы и трудности. Некоторые из них являются:

  • дополнительное давление со стороны родителей и учителей, чтобы быть постоянно успешным,

  • повышенный страх неудачи, когда они не " успешны",

  • развитие высоких требований и ожиданий окружающих,

  • разочарование, вызванное наличием навыков на разных этапах развития,

  • трудности, связанные с другими детьми того же возраста и поиском друзей того же возраста.

Как отдельное сословие, одаренные склонны идти на риск, более чувствительны к

ожиданиям и чувствам окружающих, очень рано проявляют идеализм и чувство справедливости, независимы и конкурентоспособны. У них есть склонность к перфекционизму, самокритике. Их межличностные проблемы связаны с их Я-концепцией, самооценкой, самопринятием.

Таким образом, общепризнано, что одаренный ребенок будет иметь потенциал для выполнения на уровне, который значительно превосходит уровень большинства других детей того же возраста, в одной или нескольких областях навыков, таких как язык, решение проблем, физические или межличностные навыки. Одаренный ребенок имеет потенциал стать, например, великим писателем, мыслителем или художником. Этот ребенок не только обладает этим потенциалом, но и развивает навыки, чтобы выступать на этом продвинутом уровне.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее