Родительское собрание в начальных классах
Воспитание
ребёнка в семье.
Подготовила
Турцина Надежда Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ « Качульская СОШ»
Каратузского района
Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение . Эрих Фром
Цели:
- познакомить родителей со стилями воспитания;
- дать понятие о чувствах, которые воспитывает у ребёнка мать и отец;
- развивать умение применять полученные знания на практике;
- воспитывать внимание к детям, отзывчивость.
История, которая произошла в Индии в 1920 году
- « Две девочки двух и семи лет были обнаружены в волчьем логове. Они бегали на четвереньках, питались только мясом и выли, как настоящие волки. Девочек взяли в приют, где младшая через год умерла, а старшая прожила в человеческом обществе ещё восемь лет. Несмотря на большие старания воспитателей, девочка только на третьем году жизни «встала на ноги. » Людей она полюбила, но не воспринимала их, как себе подобных. В семнадцать лет, по уровню развития, девочка была четырёх - пятилетним ребёнком. Особенно безуспешным было обучение речи. Она научилась произносить немного более пятидесяти слов».
- Судьба всех детей, попавших на воспитание к животным, трагична.
Людей должны воспитывать люди
- -Процесс воспитания и обучения у животных протекает в течение нескольких месяцев. Они учат подрастающее поколение охотиться, добывать себе пищу, спасаться от хищников и укрываться от холода, то есть всему тому, что приходится во взрослой жизни. А процесс воспитания и обучения у людей гораздо сложнее и продолжительнее. Он затягивается почти на двадцать лет. То есть треть своей жизни человек обучается жить в обществе людей. Учёные доказали, что сейчас этот период продолжается всю жизнь.
- Как утверждал английский писатель Вильям Годвин: «Всем, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом воспитания общества и семьи»
Воспитание ребёнка в семье
Стили воспитания:
- Попустительский (низкий уровень контроля) Ребёнок может стать наркоманом, бандитом, попасть в тюрьму, связаться с плохой компанией, уйти из дома и так далее.
- Демократический (тёплые отношения, высокий уровень контроля) Дети уверены в себе, хорошо учатся в школе, высоко себя оценивают, многого добиваются в жизни.
- Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля) Дети в таких семьях, как правило, лживые, замкнуты, боязливы, раздражительны, впоследствии могут стать неуправляемыми и агрессивными.
- Либеральный (Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство). Дети непослушные, агрессивные, нетребовательны к себе, безответственные.
-Как вы считаете, какой стиль является наиболее удачным? (Демократический).
-Почему? (Родители учитывают интересы ребёнка, но в тоже время доверяют.)
Решение ситуаций
- Разыграть ситуацию и определить стиль воспитания
1 ситуация
- Отец: (даёт ребёнку подзатыльник)
Ты опять разбил чашку? Да что же это такое, сколько раз говорил, не трогать! Может руки тебе мёдом намазать, чтобы из них ничего не падало.
- Сын : Я же нечаянно!
- Отец: Каждый раз, что ли нечаянно? Да ты это специально делаешь!
2 ситуация
- Сын: Мама, я сегодня в школе за контрольную получил «двойку».
- Мама : Почему же так получилось? Решить, что ли не мог?
- Сын: Нет, я решил, а учительница сказала, что я всё списал, и поставила «двойку».
- Мама : Ну, что же теперь делать?
- Сын : Я буду хорошо работать на уроке, чтоб учительница видела, что я сам могу хорошо решать .
Решение ситуаций
- Разыграть ситуацию и определить стиль воспитания
- 3 ситуация
- (Отец сидит, работает, что-то пишет)
- Сын : Папа, мы завтра с №56 школой играем в футбол. Ты придёшь посмотреть на нас.
- Оте ц: Ты же знаешь, что мне некогда, у меня завтра совещание.
- Сын : А, может, быть в выходные сходим в кино?
- Отец: Нет, в выходные я не могу, уезжаю в командировку. И вообще, отстань, мне некогда с тобой. Иди, займись чем-нибудь!
- 4 ситуация
- Сын : (весело забегает в дом)
Мама, мы на улице такую большую горку сделали!
- Мать (кричит): Куда ты прёшься весь в снегу? Я только что пол вымыла. Вернись, говорю, а то сейчас получишь у меня?
Вывод:
- Я надеюсь, что вы выберете именно тот стиль воспитания, который будет способствовать воспитанию хорошего Человека, ответственного гражданина, семьянина, труженика нашей страны .
Основная задача семьи и школы:
научить ребенка учиться
Ожидаемые результаты:
преемственность и развитие
- деятельный и активный
- аккуратный
- исследова-
тельский
интерес
- любознательный
- инициативный
- чувство собственного
достоинства
- коммуника-
тивность
- открытый внешнему миру ,
доброжелательный и отзывчивый
Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников . Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
- положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
- ответственность
- саморегуляция
- уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
В семье закладываются основы физического развития человека и его здоровье. Приобретаются элементарные знания о человеческом организме, его гигиене, осваиваются первоначальные санитарно-гигиенические навыки.
В семье ребенок начинает понимать, что все создается трудом.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
- 1. Хорошо или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому, может ли ребёнок сказать: «Я счастлив !»
2 . Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.
3. Чаще говорите ребёнку главные слова: «Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!».
4. Если дети слишком увлечены ТВ: не ходят гулять и потеряли друзей, то ТВ должен… сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока ребёнок не придёт в себя. А как же взрослые? Воспитание детей , как искусство требует жертв.
5. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.
6. Джон Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникает необходимость в мужчине». Хотите вырастить мужчину- создавайте такую необходимость в доме.
7. Вы пришли домой и увидели, что ваш 8-летний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто дети играли в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».
8. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом : «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим, поим». 19. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.
9. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты»…Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
10. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.
11. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья : «Ты хорош, но не лучше других».
12. Скажите ребёнку : «Не будь чистюлей- в классе не любят чистюль, не будь грязнулей- в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
13 . Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? А какую оценку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».
- 14. Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
Создайте необходимые условия
- Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.
Что же это за условия?
- Семейная атмосфера
- Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье
- Любовь родителей
- Авторитет родителей
- Единые согласованные требования семьи и школы
Запомни, дорогой родитель!
- Ребёнок учится тому,
- Что видит у себя в дому,
- Родители - пример тому,
- Кто при жене и детях груб,
- Кому язык распутства люб.
- Пусть помнит, что с лихвой получит
- От них всё то, чему их учит.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери (В. А. Сухомлинский).
Здоровья Вам и удачи
в воспитании Ваших детей!
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь.
А это так важно…
Источники информации:
1.социальная сеть работников образования
http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/118-questionnaires-for-parents/836-questionnaires-to-parents-evening-styles-and-methods-of-educating-a-child-in-the-family
2.Тренинг педагогического общения
Автор: Н.А.Морева Издательство: Просвещение
Год: 2003 ISBN.