«Грамотный родитель – крепкая семья»
(родительское собрание)
Цель: воспитание правовой культуры семейных отношений.
Задачи:
Способствовать формированию правовой культуры родителей,
Актуализировать проблему соблюдения прав ребенка в семье, обществе.
Познакомить родителей с правами, обязанностями и ответственностью по российскому законодательству.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Форма проведения: круглый стол
Участники: родители 7 (8) класса, председатель комиссии по делам несовершеннолетних; начальник ПДН; педагог-психолог школы, социальный педагог; прокурор города по защите прав несовершеннолетних; библиотекарь школы.
Оформление:
- на партах, расставленных по кругу, конверты с ответами детей на тест, памятки родителям «Каким должен быть Я», «Права ребенка», схема по защите прав ребенка, «Ваш ребенок попал в полицию», задания для практической работы;
- в классе: подборка литературы по правовому воспитанию, Конверт откровений.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
I. Изготовление приглашений каждой семье (Примечание 1)
Приглашения пишутся от имени классного руководителя и раздаются за неделю до собрания.
II. Изготовление памяток с советами
Содержание памяток носит актуальный характер, текст напечатан крупным шрифтом.
III. Подготовка выставки
Вместе с библиотекарем подготовлена выставка художественной и методической литературы.
Основные этапы проведения родительского собрания:
I.Организационный
Классный руководитель отмечает явку родителей, информирует о выполнении решения предыдущего родительского собрания, знакомит с повесткой и предоставляет слово педагогу-организатору.
Текстовое сопровождение
Содержание слайдов
1)ВСТУПЛЕНИЕ
Педагог – организатор: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада встрече с вами на родительском собрании «Грамотный родитель – крепкая семья». Собрание пройдет в форме круглого стола с участием специалистов.
За долгие годы мы привыкли, что все в нашей стране делается на благо детей. «Всё лучшее - детям!» Но решают в чём это «лучшее», всегда взрослые.
Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы, родители? С самого рождения начинаем давать установки: ты должен, ты неумеха, «вот я в твои годы», «посмотри на старшую сестру». Он всегда виноват, потому что мы, взрослые, лучше знаем, как надо поступить в тех или иных случаях. «Мы пожили – мы знаем…» Но возникает вопрос: А так ли много мы знаем? Отсюда и хамство, грубость, несправедливость взрослых по отношению к ребенку. Мы требуем с ребенка дать слово хорошо себя вести, хорошо учиться, выполнять правила, извиняться…
А всегда ли он виноват? Давайте представим, что чувствует наш ребенок.
2) ИГРА «СВЯЗАННЫЙ РЕБЕНОК»
(Предлагается двум родителям для демонстрации – 1- ребенок, 2 – помощник).
Педагог - организатор: Вы - ребенок.
Мы говорим: «Не бегай, не прыгай, не упади…», т.е. связываем ему ноги (вызванному родителю ленточкой связывают ноги).
Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки.
Не слушай, это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.
Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот.
Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.
Давайте спросим нашего «ребенка», как он себя сейчас чувствует? (ответ родителя)
Педагог - организатор: Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. Родители, воспитывающие своего ребенка, не должны забывать о его правах. Как же найти гармонь между дозволенным и запретным?
II. Содержательный
1). ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Педагог - организатор: Существует международный термин «воспитание родителей», означающий помощь родителям в исполнении их функций.
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. По данным социологических исследований на воспитание ребенка влияют:
Семья - 50%, СМИ, телевидение - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Семья - важнейший фактор, влияющий на формирование личности. Именно в семье дети приобщаются к жизни, усваиваются моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Поэтому актуальность проблемы прав ребенка сегодня не вызывает сомнений. Без знания своих прав и обязанностей, законодательных актов невозможно ориентироваться в современной жизни.
Начнем с себя. У вас на столах лежат памятки родителям «Каким должен быть Я» (Приложение 2). Прибегая к помощи этих памяток, вы станете авторитетом у своего ребенка, будете пользоваться успехом в общении с ним.
2). НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА
Педагог - организатор: В настоящее время права каждого человека на Земле защищает международная организация — Организация Объединенных Наций. Важнейшие задачи ООН - предотвращение военных конфликтов и защита прав человека. Важнейшими документами для людей всего мира стали «Всеобщая Декларация прав человека» (1948) и «Конвенция о правах ребенка» (1989).
Особенность международного документа «Конвенции по правам ребенка» в том, что она действует посредством внутреннего права в каждой стране через свои конституции, кодексы, различные законодательные акты.
Я подготовила для вас Памятку «Права ребенка» (Приложение 3), содержащую извлечения из основных нормативно-правовых документов, которая пополнит вашу «Родительскую копилку».
( классный руководитель раздает памятки)
3). ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА
Педагог - организатор: Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью? На этот вопрос нам ответит прокурор города по защите прав несовершеннолетних и социальный педагог школы.
(выступление прокурора и соц. педагога. Соц. педагог раздает схему по защите прав ребенка, разработанную и согласованную с администрацией школы (Приложение 4))
Педагог – организатор: Спасибо. А мы работаем дальше.
Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Поэтому, вы, родители, не должны ждать, когда ребенок обратится к вам за помощью или советом, а создавать в своем доме тепло, понимание, уважение, физическую безопасность, соблюдение прав всех членов семьи, независимо от возраста, и воспитывать ответственность за слово и дело.
Ваш подросток стал взрослеть. Вы видите в нем много перемен. Стараетесь изменить подходы в общении, ищете новые приемы воздействия на него, «входите в роль» строгого или, наоборот, доброго родителя, пытаетесь применять «родительскую силу». Одна из важных потребностей переходного возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми. Но данная потребность не освобождает родителей от ответственности за своего ребенка. Об ответственности родителей нам расскажет председатель КДНиЗП.
(выступление председателя КДНиЗП)
Педагог – организатор: Конвенция подчеркивает, что родители первыми несут ответственность за своих детей. Спасибо.
4). ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Педагог - организатор: Наши дети имеют много прав. Их соблюдение зависит не только от взрослых, необходимо напоминать детям, что рядом с ними живут ровесники, обладающие такими же правами. Права одного человека не должны ущемлять права другого человека.
Эту тему продолжит начальник ПДН.
(выступление начальника ПДН, родители задают вопросы)
Пример: 1. Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?
2. Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?
3. Что относят к мелкому хулиганству?
Памятка «Ваш ребенок попал в полицию» подскажет вам, как вести себя родителям и ребенку в подобной ситуации. (Приложение 5)
III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1)АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ (работа в группах)
Педагог - организатор: Спасибо. Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам рассмотреть и обсудить несколько конкретных ситуаций.
№1. Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы. Расцените поведение родителей.
№2. Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка. Расцените поведение родителей.
№3. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
№5. Учащиеся 8 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№6. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
2)«КОНВЕРТ ОТКРОВЕНИЙ»
Педагог - организатор: Перед вами конверт с откровениями ваших детей. Заглянем в него.
(Родителям предлагается вскрыть конверт большого размера, в котором лежат ответы детей на тест, проведенный педагогом – психологом (Приложение 6))
Педагог – организатор: Эти откровения призывают нас, взрослых, соблюдать право на защиту и помощь, право на личную жизнь, свободу выбора наших детей.
Слово дадим педагогу-психологу.
(Выступление педагога - психолога).
Педагог – организатор: Вопрос о правах особенно важен в отношениях между родителями и подростками, поскольку вокруг него возникает много конфликтов, чтобы избежать их, помните:
Ребенок имеет право быть самим собой.
Право на уважительное отношение к себе.
Право выражать свои мысли, чувства.
Право принимать решения, изменить свое мнение.
Право на ошибку.
Право быть независимым от одобрения других.
Педагога - организатор: Спасибо. А я хочу завершить нашу встречу стихотворением:
Ребенок имеет право
На жизнь, на заботу и ласку,
Ребенок имеет право
На нежную добрую сказку.
Ребенок имеет право -
На солнечный луч и надежду.
Ребенок имеет право -
На хлеб и простую одежду.
На торты, конфеты, печение -
Ребенок имеет право,
На качественное лечение,
Бесплатное обучение
Ребенок имеет право.
И папы и мамы в ответе,
Все взрослые тоже в ответе.
За то, чтобы на планете
Не плакали больше дети.
Давайте всем миром,
Все дружно,
Права детей защищая,
Поймем, что это нам нужно,
Чужих детей не бывает!
Спасибо за внимание!
Примечание 1
Уважаемые _____________________________________________! (имя и отчество обоих родителей) Приглашаю Вас на родительское собрание по теме: «Грамотный родитель – крепкая семья» Буду рада Вас видеть 30 октября в 17 –00 часов. Заранее благодарна, Валентина Николаевна.
|
Примечание 2
Памятка родителям «Каким должен быть Я»
|
Приложение 3
Приложение 4
Схема защиты прав ребенка (поэтапное обращение за помощью)
Социальный педагог, психолог
|
Приложение 5
Памятка «Ваш ребенок попал в полицию» 1.Советы родителям:
2. Советы ребенку: |
Приложение 6
Тест
|