Воспитание личности в коллективе.
Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что человек - существо социальное, его развитие невозможно без контакта, без совместной деятельности с другими людьми. Он неосознанно стремится к обществу, и в то же время человек испытывает желание выделяться, осознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой, яркой индивидуальностью. Поэтому современные условия диктуют разработку новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.
В процессе исследования было установлено, что разработка теории коллектива в зарубежной и отечественной педагогической науке восходит к рубежу XVIII-XIX веков. Начиная от работ И.Г. Песталоцци, К. Маркса, определявшего коллектив специфической формой организации людей социалистического общества, и др., обосновавших данный подход в педагогике. В начале XX века теоретические основы и необходимость формирования детского школьного коллектива раскрывали в своих трудах и широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко, которым принадлежит первый опыт практической реализации теории коллектива в деятельности школ-коммун, на примере которых была доказана действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Последователем А.С. Макаренко стал В.А. Сухомлинский, сформулировавший в 60-70-х гг. XX века совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива. В 80-х гг. XX века вопросы коллектива в своих работах рассматривал ряд известных ученых, среди которых - И.П. Иванов, Кирпичник А.Г., Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Т.А.Куракин, Л.И.Новикова, А.В. Мудрик - они охарактеризовали детский коллектив как социально-педагогическую систему, разработали современную концепцию воспитательного коллектива. Инновационным подходам к пониманию новой роли коллектива в формировании личности в контексте современного демократического мышления посвящены исследования Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга, Н.Л.Селивановой, И.А. Колесниковой и др.
При изучении публикаций, посвященных вопросам воспитания личности в коллективе, возникла объективно существующая потребность в анализе психолого-педагогической литературы по проблеме – изучение особенностей воспитания личности в коллективе в условиях демократизации воспитания и соблюдения прав и свобод человека. Исходя из поставленной проблемы, была обозначена цель работы – определение роли коллектива в воспитании личности в современных условиях. Объект – воспитание личности. Предмет – процесс воспитания личности в коллективе. При реализации данной цели среди задач были выделены следующие: рассмотреть теоретические подходы воспитания личности в коллективе в трудах отечественных и зарубежных педагогов; проанализировать виды и типы коллектива, его структуру; описать этапы развития коллектива; рассмотреть цели и основные направления воспитания личности в коллективе; охарактеризовать коллективно-творческое дело как форму воспитания личности в коллективе; описать «Школу лидера» как ведущую форму КТД в воспитании личности в коллективе.
Проведенное исследование позволило придти к заключению, что под коллективом в современной педагогической литературе понимается группа объединенных общими целями людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Ученые и педагоги выделяют два основных формальных признака коллектива: совместная цель и формализация органов; и ряд неформальных, которые оказывают серьезное влияние на его функционирование. Каждый коллектив имеет свою структуру, которая представляет собой совокупность композиционной структуры, структуры межличностных предпочтений, коммуникативной и функциональной структур. Для отечественной педагогики характерна классификация коллективов на виды по разным основаниям: по содержанию деятельности, по сложности структуры, по длительности функционирования, по возрастному составу. Сплачивающим ядром коллектива является актив, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.
Формирование коллектива – длительный процесс. На современном этапе педагогической науки выделены следующие уровни развития коллектива: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия и, собственно, группа-коллектив. Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования.
Особое значение для развития современного общества имеет процесс включенности личности в коллектив, при котором необходимо учитывать его организационно-методические аспекты, что реализуются при помощи цели – формирование разносторонней и гармонично развитой личности, в гармонии личного и коллективного; взаимосвязано с содержанием – качества и свойства всесторонне развитой личности – духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные; через организацию (формы, методы, средства), в которой воплощается содержание; приходим к выводу: процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны.
Рассматривая КТД как приоритетное условие воспитания личности в коллективе, которое предполагает способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, выделяем в технологии КТД основные этапы: предварительная работа коллектива, коллективное планирование, коллективная подготовка КТД, проведение КТД, коллективное подведение итогов КТД, стадия ближайшего последействия КТД. Каждому из этапов соответствуют свои формы и способы его осуществления. Установлены пять условий педагогического успеха КТД и его ведущие характеристики – системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания.
КТД, пройдя многие стадии своего развития, на современном этапе может быть осуществлено в форме творческого проекта, который строится на принципах партнерства, сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки и включает все стадии: выбор темы проекта, сбор материала, его обработку, выстраивание проекта, согласование, его реализацию, защиту и оценку. Данный проект содержит в себе основные направления воспитательной работы современного образования: обладает прагматической направленностью на результат, предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения и воспитания, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что «Школа лидера» может являться на современном этапе одной из ведущих форм КТД, потому что ей присущи все основные этапы, формы и способы реализации данной технологии. В соответствии с программой «Мы вместе» по организации совместной деятельности учащихся МОУ «Веневская СОШ №2» через детские и молодежные общественные объединения и организации, в рамках второго обучающего этапа «Школа лидера» участниками программы был совместно разработан одноименный проект «Школа лидера» по подготовке лидеров детских и молодежных общественных объединений организаций на базе пришкольного оздоровительного лагеря. По типу проект - практико – ориентировочный (прикладной), т.е. в нём изначально обозначен результат деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Была проведена серьезная координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, тщательно продумана структура, даже сценарий всей деятельности участников проекта с определением функций каждого из них.
Для работы над проектом участникам было необходимо: определить его цель, задачи и структуру; проанализировать условия современной политической и экономической обстановки в стране; выяснить потребности в воспитании определенных качеств личности; организовать систему занятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков. В основу проекта легло убеждение в том, что лидерами не рождаются – лидерами становятся, а социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения; ведь мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации. Большое внимание было уделено вопросу формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.
При реализации проекта большое внимание было уделено вопросу формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Было установлено, что работа в группах развивает у детей чувства товарищества, взаимопомощи, способствуя интеллектуальному, нравственному, гражданскому, эстетическому, экологическому, физическому, трудовому воспитанию.
Исследование имеет теоретическую и практическую значимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая значимость состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая – в определении современного взгляда на роль коллектива в формировании личности, а так же в составлении и разработке практико-ориентировочного проекта «Школа лидера» по воспитанию и развитию лидерского потенциала личности подростка.
Таким образом, в настоящее время вопрос о воспитании личности в коллективе, о переосмыслении роли коллектива требует нового теоретического рассмотрения, разработки больших и малых проблем.
7