«Зимний фестиваль знаний 2025»

Концепция воспитательной системы 8 А класса

Концепция воспитательной системы восьмиклассника разработана на основе обеспечения оптимальных условий развития и самоконтроля личности ребенка в классном коллективе.

Результатом воспитывающей деятельности должна стать реализованная на практике модель личности каждого ребенка в классном коллектике.

В основу концепции положено определение воспитания как управление процессом развития личности. А необходимым условием данного процесса является воспитательная система класса.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Концепция воспитательной системы восьмиклассников на основе обеспечения оптимальных условий развития и самоконтроля личности ребенка в классном коллективе

Гусятникова Марина Дмитриевна
учитель математики , МБОУ СОШ № 4, рп Ванино, Ванинского района, Хабаровского края.

Известный педагог Л.И. Новикова считает, что классный коллектив может влиять на личность ребенка непосредственно и косвенно. В итоге все это находит отражение в структуре и характере взаимоотношений, формирующихся в классном коллективе, которые и служат мощным фактором влияния на личность школьника.

Отечественные педагоги В.А. Краковский и И.П. Иванов указывали на то, что именно коллектив является условием и средством становления личности ребенка.

В моем классе сложилась следующая ситуация. Я проанализировала результаты диагностики воспитанности учащихся и пришла к выводу, что слабо учитываются и развиваются индивидуальные особенности личности ребенка в процессе урочной и внеурочной воспитательной работы, что возможности моих детей не используются в полном объеме.

Я пришла к выводу, что плодотворное сотрудничество учителей, психолога, родителей должно способствовать обеспечению оптимальных условий развития и самоопределения личности каждого ребенка в классном коллективе.

Результатом моей воспитывающей деятельности должна стать реализованная на практике модель личности выпускника второй ступени.

В основу концепции положено определение воспитания как управления процессом развития личности. А необходимым условием данного процесса является воспитательная система класса.

Главная цель воспитательной системы класса: создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей знаниями за курс неполной средней школы.

На основе цели были сформулированы задачи:

Р – раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи;

А – активизировать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;

Д – добиваться приобщения детей к поиску смысла жизни, формировать привычку размышлять о жизни, анализировать свою жизнь, смысл своей жизни, формировать привычку к духовному осмыслению происходящего в твоей жизни с тобою;

У – успешно способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса;

Г – гуманизм и дружелюбие в отношениях между учащимися;

А – активизировать участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Содержание воспитательной работы определялось следующими направлениями:

  • валеологическое (здоровье);

  • гражданско – патриотическое (взаимодействие);

  • интеллектуальное (учебно-познавательное);

  • досуговое (художественно-эстетическое);

  • трудовое.

Содержание каждого направления реализовывается через различные формы:

  • игра;

  • воспитательные часы;

  • классные огоньки;

  • экскурсии;

  • беседы;

  • дискуссии.

Вместе с детьми мы строим “Лестницу счастья”.

Преобразуем мир (состояние удовлетворенности от деятельности по совершенствованию жизни, умение делать счастливыми других)

Творим (состояние удовлетворенности в момент творчества)

Общаемся (состояние удовлетворенности от общения с другими людьми)

Имеем (состояние удовлетворенности материальными благами)

Живем (состояние удовлетворенности самим фактом существования, радость пребывания на Земле)

Мне важно провести обучающихся по всем ступенькам счастливого проживания жизни во всех ее проявлениях, обуславливая будущее умение детей выстраивать свое счастье, вне зависимости от воли обстоятельств. Образ счастья меняется с возрастом и может быть через несколько лет “лестница счастья” будет выглядеть иначе, ведь расширение человеческого счастья и усовершенствование его качеств являются самым точным показателем прогресса общества и отдельной личности.

Создание, практическая разработка и реализация концепции воспитательной системы класса способствовала нашим достижениям. Чтобы следить за ходом процесса развития личности развития учащихся, по мере необходимости корректировать его, осуществляю планомерное и систематическое изучение этого процесса. Был проведен экспресс-опрос учащихся и их родителей на предмет удовлетворенности жизнедеятельностью в школе (на основе карты развития личности можно проследить положительную динамику).

Разнообразные интересы и увлечения учащихся делают нас постоянными участниками школьных и районных мероприятий.

В учебе дети средние по успеваемости, но именно участие в жизни коллектива, использование своих способностей позволяет им самореализоваться и комфортно чувствовать себя в стенах родной школы.

Критерии эффективности воспитательной системы:

  • Уровень воспитанности учащихся,

  • Защищенность и комфортность ребенка в классе,

  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса,

  • Уровень сформированности классного коллектива,

  • Наличие системы самоуправления,

  • Степень участия в общешкольных делах,

  • Проявление индивидуальности классного коллектива.

Я твердо уверена, что реализация на практике теоретических положений воспитательной системы моего класса будет способствовать тому, что мой класс станет реально существующим и активно развивающимся коллективом. В этом коллективе будет нормой оптимистическая атмосфера доверия и веры в силы и возможности ребенка.

Когда я подвожу итоги
того, что за год я постигла,
Когда исследую истоки
Своих побед, что я достигла,
То, как в насмешку, непрестанно
Я с истиной встречаюсь странной:
С кем достиженья эти связаны?
Скажу коллегам я своим,
Кому я больше всех обязана -
Клянусь: ученикам моим!

В наш XXI век прогресс не стоит на месте. Каждый день приносит миру маленькие и большие открытия, которые пополняют копилку коллективного человеческого интеллекта. И современному человеку необходимо повышать свой интеллект, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать профессионалом в своей профессии, а, следовательно, стать личностью, легко адаптирующейся к многообразному яркому жизненному процессу. Но “образованный человек без нравственности опаснее необразованного”, “кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает” (Я. Коменский). Поэтому одной из главных задач своей воспитательной системы считаю развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью. Эта задача неразрывно связана с доминантой воспитательной системы класса – гражданско-патриотическим воспитанием.









Характеристика класса

В 8 А классе обучается 30 учащихся, 15 мальчиков и 15 девочек. В классе существуют микрогруппы, ребята общаются по интересам, между собой не все дружны. Между микрогруппами складываются хорошие, дружеские отношения, на переменах ребята не конфликтуют, после уроков продолжают общаться, не спешат сразу уходить домой. Девочки иногда жалуются на мальчиков. Лидерами класса являются хорошие ученики, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» - Ким Ксения, Макаренко Олеся. Многие ребята не проявляют себя в общественных делах.

«Отверженных» ребят в классе нет, хотя активного общения с Солодковой Ольгой, Куковкиным Данилом не наблюдается. Земцов Алексей отказывается отвечать у доски.

В классе есть ученики, требующие к себе особого отношения со стороны педагогов – Андриенко Влад, Шмалев Роман, Егоров Николай, Титоренко Данил, Кравчук Сергей. Ребята отличаются капризным, вспыльчивым характером, Влад, Коля, Сергей, Рома и Данил плохо учатся, могут плохо вести себя на уроках, отвлекаться от учебного процесса сами и вовлекать других ребят в плохое поведение на уроках. Регулярно работаем с родителями данных ребят.

Взаимоотношения класса с другими классами школы не всегда доброжелательные, ровные. Ребята не конфликтуют, но приходится держать вопрос на контроле, проводить беседы.

Среди особенностей, существующих в классе, можно выделить следующие:

- есть ребята, стремящиеся к знаниям, добросовестно выполняющие обязанности и разовые поручения (Ким Ксения, Балахнина Наталья, Солодкова Ольга, Павлова Вероника, Пономарева Лилианна, Мельник Мария, Макаренко Олеся, Поленова Юлия, Саранцев Арсений).;

- во время классных часов, чаепитий, походов, экскурсий и других мероприятий ребята не все активны;

- не забывают поздравлять с днем рождения своих одноклассников.

Развитие самоуправления в классе идет, хотя медленно. Научились организовывать дежурство по классу. Работа на субботниках, полив цветов, подготовка мероприятий, участие в конкурсах и т.д. осуществляется под контролем классного руководителя.

К традициям класса можно отнести:

- первое собрание класса по выбору актива, распределению поручений;

- поздравления всех ребят с днем рождения с вручением подарков;

- оформление классного уголка и стендов с фотографиями;

- чаепития с игровыми программами к новому году, 23 февраля, 8 марта, окончанию учебного года;

- генеральные уборки кабинета, регулярный уход за мебелью;

- участие в субботниках;

- осенний поход.

Среди видов деятельности можно выделить – познание, общение, труд и игру. Мотивами участия школьников в деятельности класса и школы являются- потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, в получении поощрений.

Не все учащиеся ответственно относятся к учебной деятельности, отдельные ребята требуют постоянного контроля со стороны учителей и родителей. Нельзя сказать, что коллектив полностью сформирован, он еще находится в стадии формирования.









































Анализ воспитательной работы в 7А классе

2016-2017 учебный год

Классный руководительГусятникова Марина Дмитриевна


На начало учебного года в классе обучалось 22 учащихся, из них 11 девочек и 11 мальчиков. Состав класса по возрасту 12 лет ( все учащиеся 2003 года рождения). В неполных семьях воспитывалось 6 человек, с одним неродным родителем – 4 человека. В классе не было учащихся группы риска.


Зоткина Валерия окончила школу с отличием, Мельник Мария, Шустов Никита, Саранцев Арсений, Солодкова Ольга, Симчук Назар, Павлова Вероника, Михальчук Настя, Каплей Захар, Васильченко Катя, Балахнина Наталья окончили школу на «4» и «5». Екимков Никита имеет одну тройку по русскому языку, Меньшикова Вика одну тройку по истории. 12 учащихся класса посещали кружки и спортивные секции.


Воспитательная работа в классе осуществлялась через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую деятельность.


В связи с этим, разработана концепция воспитательной системы восьмиклассников на основе обеспечения оптимальных условий развития и самоконтроля личности ребенка в классном коллективе.


Воспитание проходит:

- через уроки;

- через внеклассную деятельность;

- через внешкольную деятельность.


Целью воспитания является создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей знаниями.


Воспитательные задачи на 2017-2018 учебный год стояли следующие:

Р – раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи;

А – активизация творческих устремлений детей, создание условий для самовыражения и самореализации учащихся;

Д – добиваться приобщения детей к поиску смысла жизни, формировать привычку размышлять о жизни, анализировать свою жизнь, смысл своей жизни;

У – успешно способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности класса;

Г – гуманизм и дружелюбие в отношениях между учащимися;

А – активизировать участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе, в помощи учащимся при подготовке и проведении различных мероприятий.


Организация воспитательной деятельности в классе проходила через:

  1. Общешкольные мероприятия: «День знаний», «День учителя», день самоуправления, новогодний вечер, ярмарка, работа на пришкольном участке, субботники, спортивные соревнования , предметные олимпиады и предметные недели, участие в шахматном турнире, турнире по пионерболу, литературно-музыкальная композиция «Эх, дороги…», литературно – музыкальная композиция «России верные сыны», «Робинзонада», конкурс букетов, конференция учащихся школы, конкурс снеговиков

  2. Классные мероприятия: осенний поход «Классный пикник», развлекательно-игровые программы «День именинника», «Встреча Нового года», «День защитника отечества», «Международный женский день», классный час «День Победы», классный час «Хвала тебе, хлеб!», единый интернет классный час, «День Матери», совместный просмотр мультфильма и видеоролика, оформление классного уголка, уход за цветами кабинета, генеральные уборки кабинета.

  3. Встречи с интересными людьми: встреча с ветераном Великой Отечественной войны Малышкиным П.И.; десятиминутка «Финансовая грамотность»

  4. Акции «Милосердия» и благотворительная помощь:

- благотворительная помощь ветеранам (подарок);

- помощь малообеспеченным детям (собраны деньги);

- участие в акции «Помоги зимующей птице».

5) Посещение учащимися учреждений дополнительного образования, учреждений

культуры, Дворца спорта:

- Посещение Ледового дворца (катание на коньках);

- выезд в молодежный центр «Западный» (программа выходного дня);

- занятие по робототехнике при Институте;

- планетарий «Подводный мир динозавров»;

- Дом культуры. Посещение театрализованного представления в формате 5D.

  1. Участие в районных конкурсах и мероприятиях: краевой конкурс детского рисунка «Безопасный труд глазами детей»



Все мероприятия работали на сплочение коллектива, способствовали повышению роли ученического самоуправления, раскрытие творческой индивидуальности личности. В проведении мероприятий проявили себя Мельник Маша, Екимков Никита, Балахнина Наташа, Титоренко Данил, Симчук Назар, Задорожная Лиза, Андриенко Влад, Салиев Иван.


  1. Развитие ученического самоуправления. В классе работает орган ученического самоуправления, который участвует в соуправлении жизнедеятельностью коллектива нашего класса. С должностью старосты класса Меньшикова Вика справлялась хорошо. Проявляла инициативу и объединяла ребят на общие дела.. Дежурство по классу хорошо организовывала Мельник Мария. За мебелью в кабинете следили Столбов Алексей, Земцов Алексей, Саранцев Арсений. Поливать цветы помогали Андриенко Влад и Екимков Никита. На отлично выполняла поручение Михальчук Настя и в ее отсутствие помогала заказывать завтраки в столовой Крохалева Анна. Ученическое самоуправление состояло из представителей совета интеллекта, совета порядка, совета досуга и культуры, совета спорта, совета дизайна, редколлегии.

  2. Дополнительное образование.

12 ребят класса посещали кружки, секции, студии, индивидуальные занятия:

- робототехника;

- пионербол;

- класс по вокалу;

- студия «Дело»;

- аккардион;

- занятия английским языком;

- занятия русским языком;

- факультатив по математике;

- студию ИЗО.


Проводились индивидуальные беседы с учащимися и родителями.

На протяжении всего учебного года у ребят было стремление творчески расти, совершенствоваться, добиваться поставленных задач. Ребята охотно принимают участие в районных и краевых мероприятиях. Уровень проведения мероприятий в классе, качество их подготовки был хорошим. Не всегда можно наблюдать доброжелательные отношения внутри коллектива. Хотя учащиеся за время проведения праздников получали большой эмоциональный заряд от общения, учились взаимодействию, еще остаются случаи обид друг на друга.


  1. Создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся.

Одним из определяющих факторов успешной работы класса являлось обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся.

Все вновь прибывшие ученики адаптировались успешно.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее