| Журавлева Надежда Александровна Кемеровская обл.
|
Волонтерская миссия учителя
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)
В толковом словаре русского языка и в этимологическом словаре русского языка находим значение слова «учитель». Сама семантика и этимология (происхождение, история) этого слова - «учитель», «педагог» говорит об огромной роли учителя в жизни человека.
Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Примеры нам известны из истории: учителем, например, Александра Македонского был древнегреческий ученый и философ Аристотель. И кто знает, стал бы Александр настолько великим воином и царем, если бы не уроки его наставника.
Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание, миссия. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям.
Часто, в разговоре с просто знакомыми, слышу их отношение к профессии учитель. Многие считают, что это неудачный выбор и мало оплачиваемый труд. Другие с сожалением и сочувствием смотрят на меня и пожимают плечами. Есть такие, кто не скрывает своего негативного отношения к учителям. Но есть такие, в том числе и я, которые понимают и с уверенностью говорят, что учитель – это лучшая профессия на Земле.
Во все времена учитель был уважаемым человеком, потому что он учил не только наукам, но и жизни, наставлял. К сожалению, современные учителя не завоевывают такого уважения как раньше. Мне часто вспоминается рассказ В.П. Астафьева как односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям. И с тех времен многое изменилось. И изменились не только ученики, но и сами учителя. А так сильно хочется, чтоб все учителя были именно такими, как описывают их авторы книг.
В рассказе В. П. Астафьева повествуется о том, как дорог для нас учитель и что доброта его безгранична.
В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе...»), особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.
Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу. Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как таковая практически отсутствовала - вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами».
Меня в этом рассказе особенно привлекают такие личностные качества учителя, как доброта, внимательность, уважительное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам - слушал учеников внимательно, «хвалил, благодарит даже за то, что рассказывали многое, неизвестное ему, городскому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учеников. В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце».
А если обратиться к произведению А. Лиханова, в котором рассказывается о молодой учительнице, которая в начале своей карьеры столкнулась с трудным ребёнком и, общаясь с ним, переживала, что не справится с Севой Агаповым. Однако проблемы закалили ее характер, и она научилась подбирать ключик к любому ученику с помощью опыта и сдержанной любви.
Кроме того, обращусь к рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Нельзя не сказать, что это произведение автобиографичное и посвящено учительнице писателя Анастасии Прокопьевне Копыловой. Герой вспоминает своё трудное голодное детство. Приехав в чужой город к малознакомым родственникам, он знакомится с молодой учительницей, которая стала его лучшим другом. Лидия Михайловна учила его, помогала решать жизненные проблемы и защищала. Она повлияла на духовные ориентиры рассказчика.
И постоянно вспоминая все эти рассказы, понимаешь, что педагогический труд – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный, что учителем стать легче, чем быть им.
Мастерство заключается не только во владении своим предметом, правильности применении методик, использовании проектной деятельности, но в первую очередь, быть нужным, делать добрые дела, умении находить новые пути, обучатся различным трудовым навыкам, участвовать в реальных проектах, получая новые знания, делясь профессиональным опытом и педагогическим мастерством. Все это в полной мере реализуют волонтерскую миссию учителя.
Волонтёрство – благородная работа на благо общества, это часть души каждого неравнодушного человека.
Всемирная декларация добровольцев говорит о том, что настоящий волонтёр должен быть примером нравственности, толерантности, бескорыстия и уметь сотрудничать. Помогая людям, добровольцы обретают душевное равновесие и покой, внутренний дискомфорт покидает их. Это ощущение настолько притягательно и приятно, что человек хочет ощутить его еще раз и снова помогает нуждающимся. Общественная деятельность не только приносит духовную эйфорию, но помогает почувствовать себя необходимым и полезным для мира.
Проработав уже большое время в школе, глядя в глаза своих учеников, когда внутри их зажигаются маленькие искорки интереса, добра, когда они с интересом расспрашивали меня обо всем - я понимаю, что испытываю чувство восторга. Хочется, чтобы в работе это было как можно чаще, вот и стараюсь, ищу, придумываю, творю. Приходится много тратить времени на подготовку к урокам, зачастую жертвуя своим личным временем и интересами, но как приятно видеть горящие глаза ребят, радостные улыбки. Мне это очень нравится! Это часть моей жизни, моя дорога, которую сама себе обозначила, и сворачивать пока не собираюсь.
Сейчас, имея опыт, осмыслив свои жизненные позиции, я гордо могу сказать: «Я – учитель волонтер!»
Закончить свою мысль хотела бы отрывком из стихотворения И.Львовой:
Не волнуйтесь, по полочкам все разложите,
Цель урока: добро, запишите в свой план.
И пятерки, пятерки, пятерки дарите,
Остальные отметки не свойственны вам.
Вам не уснуть, вам опять до рассвета,
То задачки решать, то дарить всем стихи.
Вы блестящий учитель, запомните это,
И у вас бесподобные ученики!