Военно-патриотическое воспитание обучающихся Дворца пионеров и школьников города Курска посредством проектно-исследовательской и литературно-творческой деятельности
«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою Родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Белинский В.Г.
Современное общественное развитие России остро ставит задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания детей и молодёжи. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Одной из главных основ духовного единства российского государства был и остается патриотизм. Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это обуславливает особую важность укрепления и развития эффективной системы патриотического воспитания. Значимость патриотического воспитания особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность, гуманизм, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Убеленные сединами победители фашизма, в одном строю с ветеранами последующих поколений, участниками боевых действий, ветеранами военной службы передают эстафету наследникам Победы, юному поколению граждан России, которым еще только предстоит стать достойными сынами Родины и быть ее верными защитниками. Воспитательный, героический и трудовой потенциал Победы, не имеет себе равных по воздействию на молодое поколение.
Целью патриотического воспитания является - развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу, в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Среди задач патриотического воспитания выдвигаются следующие:
формирование у детей и подростков чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил Российской Федерации, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;
сохранение памяти о великих полководцах, формирование у детей готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;
формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
изучение истории и культуры Отечества и родного края;
утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы.
Проектно-исследовательская и литературно-творческая деятельность обучающихся детских объединений Дворца пионеров и школьников, внедренная в практику, как наиболее эффективная форма и один из методов идейного влияния на сознание детей и подростков, формирования у них высоких патриотических качеств, таких как любовь и преданность Родине, готовность к ее вооруженной защите и самопожертвованию, других принципов нашей морали и нравственности, широкое использование наследия Победы, как важнейшего ресурса героико-патриотического воспитания обучающихся прослеживается в участии детей в городских и областных мероприятиях военно-патриотического направления, таких как городская воспитательная программа «Возрождение» - это конкурс литературного творчества патриотической направленности «Взгляд сквозь, подвиг», посвященный освобождению города Курска от немецко-фашистских захватчиков. Дети подготовили творческие работы: «Детство, опаленное войной», «Из воспоминаний военного детства педагога», «Освобождение города Курска - взгляд сквозь десятилетия», «Фотография К.К. Рокоссовского - реликвия моей семьи». Работы детей были удостоены Дипломов (1-й, 2-й, 3-й степени. В конкурсе презентаций «Их имена носят улицы нашего города» обучающиеся проявили чувство уважения к памяти героев Великой Отечественной войны, бережное отношение к архитектуре родного города. Тематика презентаций была разнообразной: «Герой Социалистического труда, Почетный железнодорожник – Шубин Петр Алексеевич», «Десант Ольшанского», «Дважды герой Советского Союза, генерал армии – Черняховский Иван Данилович», «Именем Героя Великой Отечественной войны – К.К. Рокоссовского названа площадь в городе Курске». Работы явились дипломантами первой и третьей степени.
В областном конкурсе творческих работ "Символы Победы", среди обучающихся образовательных организаций Курской области, обучающиеся определили 10 символов Победы, аргументировали свой выбор и оформили результат в виде социальной рекламы (буклет) «Мы этой памяти верны!».
Задачи конкурса заключались: в сохранении памяти и правильного отношения общества к знаменательной дате «День Победы», изучение и развитие интереса к важнейшим событиям, героям войны, совершившим подвиги, ради жизни других людей, боевым наградам, культурному наследию, отражающим памятные страницы ВОВ и символизирующие Победу, пропаганда художественными средствами героической истории и Славы Отечества, воспитание уважения к памяти ее защитников, повышение роли и значимости героико-патриотической тематики в художественном творчестве, создание условий для развития духовного, творческого потенциала личности обучающихся. В проект вошли Символы Победы: «Знамя Победы»; «Георгиевская лента»; «Мемориал "Могила неизвестного солдата"; «Гвоздика - символ памяти и благодарности»; "Священная война - гимн защиты Отечества"»; «Плакат «Родина-мать зовет!»; «Сталин Иосиф Виссарионович - стратег Великой Победы!»; «Жуков Георгий Константинович - «Главный Маршал Победы»; « Юрий Левитан - голос войны»; «Зоя Космодемьянская - первая женщина "Герой Советского Союза".
На занятиях в детском объединении «Юный исследователь» был разработан проект «Улицы города Курска, носящие имена героев: «Николай Федорович Ватутин», «Герой Советского Союза, командир роты морских пехотинцев, старший лейтенант Константин Фёдорович Ольшанский», «Пигарёв Николай Григорьевич - Герой Советского Союза», «Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский», «Иван Данилович Черняховский - самый молодой генерал армии и самый молодой командующий фронтом в истории Советских Вооруженных Сил». «Лейтенант Иван Егорович Сонин, участник Курской битвы, герой Советского Союза».
Для участия во Всероссийской акции: «День юного героя – антифашиста» обучающиеся подготовили литературный проект «Рассказы о детях- героях – антифашистах». Цель проекта заключалась в приобщение детей к литературе, развитие у них потребности возрождения и сохранения культурных и духовно-нравственных ценностей, формирование гражданской позиции – будущих защитников Отечества на примере подвигов детей – героев-антифашистов. Дети подготовили рассказы по темам: «Разведчик Сан-Саныч - Колесников Александр - герой войны»; «Босоногий гарнизон - десять ангелов улетели в небо»; «Витя Коробков - разведчик партизан Крыма»; «Лиза Матвеева - ленинградская пионерка - герой войны»; «Леня Голиков - юный партизан, Герой Советского Союза»; «Зина Портнова - Герой Советского Союза»; «Саша Бородулин - разведчик партизанского отряда». К Всероссийской акции: «День юного героя – антифашиста» была приурочена городская акция «Дети – войны», в рамках, которой проводился конкурс исследовательских работ «Хроника детской военной судьбы». Обучающиеся научного общества «Поиск» Дворца пионеров и школьников подготовили девять исследовательских проектов: «История возникновения термина «Пионер- герой». «Вечный подвиг юных защитников Родины. «Морская душа Володи Дубинина»; «Пионеры – герои – антифашисты. Валя Котик, юный партизан, Герой Советского Союза»; «Дневник Ленинградской девочки Тани Савичевой – свидетельство войны»; «Курский соловей – сын полка, Иван Суржиков»; «Дети и война. Курская область. (Из воспоминаний педагога); «Маленькие герои большой войны»; «Дело всей жизни»; «Детство, опаленное войной». Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне с взрослыми. Они, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Сегодня долг современного молодого поколения – позаботиться о качестве жизни ветеранов, постараться записать и передать воспоминания о пережитом ими в годы войны.
Таким образом, организуя систематическую работу по военно-патриотическому воспитанию, возможно сформировать у обучающихся российскую гражданскую идентичность, патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовность к служению Отечеству, его защите.
Список использованной литературы
Демакова И.Д. «С верою в ученика». Москва.- «Просвещение», 1989г., 2007г.
Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избр. Пед.соч. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. С.14
Макаренковские педагогические чтения. Выпуск 7
Ряшина А.С. «Тема для классного часа». Москва.- «Просвещение», 1990г.,192 с.
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. Т.2. - с.160.
«Концепция духовно-нравстенного развития и воспитания гражданина России». Интернет-ресурсы