Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146 «Петушок» города Чебоксары Чувашской Республики
План-конспект на тему:
«Опасная дорога»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Палладина Е.В.
воспитатель
2022 г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
-формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках;
- развивать активное внимание, логическое мышление детей;
- воспитывать навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.
Социально – коммуникативное развитие:
-развивать логическое мышление, память, внимание, ориентацию в окружающей детей обстановке;
-воспитать у детей ответственность за безопасность на дороге.
-расширить знания детей о дороге и правилах движения по ней;
-знакомство с понятием «скользкая дорога» и «тормозной путь»
-закрепить знания о правилах перехода проезжей части;
Речевое развитие:
-обогащение словарного запаса: «дорога», «транспорт», «пешеход», «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «скользкая дорога», «тормозной путь».
Физическое развитие:
- развивать чувство ритма;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- создавать условия для двигательной активности детей;
Виды детской деятельности
- Познавательно – исследовательская деятельность;
- Игровая деятельность;
- Коммуникативная деятельность;
- Речевая деятельность;
- Восприятие художественной литературы;
- Двигательная деятельность.
Предварительная работа:
1. Прогулка
2. Наблюдение за движением транспорта и пешеходов.
Материалы и оборудование: дорожные знаки, слайды, дидактические игры, Лунтик.
Ход деятельности
Воспитатель: Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе
И мир открываем мы с ней.
Дети: дорога.
Воспитатель: правильно, дорога.
Воспитатель: Какие бывают виды дорог?
Дети: автомобильная, железнодорожная…
Воспитатель: Какие из них наиболее опасные?
Дети: мокрая дорога, покрытая снегом…
Воспитатель: На разных дорогах люди и машины чувствуют себя по-разному. Хорошо, когда дорога сухая и гладкая. Но после дождя дорога становится мокрой и скользкой. Дорога может испортиться от сырого снега, ото льда, также опасна дорога, покрытая упавшей листвой, облитая посторонней жидкостью.
Водители и пешеходы должны быть осторожны и быть готовы к опасностям. Нельзя приближаться к машинам на близкое расстояние. Особенно если они поворачивают, тормозят или трогаются с места.
Воспитатель: Ребята, сейчас с вами поиграем в игру:
«Скажи наоборот»
Дороги бывают разные:
длинная -… короткая
мокрая -…. сухая
шероховатая -…. ровная
асфальтированная -…. грунтовая
узкая- … широкая
Воспитатель: Молодцы, дети, вы были внимательными и дали правильные ответы.
Физминутка: «Мы - шоферы»
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (согнуть ногу в колене и вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе и от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь прикладывается ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы – хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
Дети усаживаются. Стук в дверь. Входит Лунтик, здоровается с детьми и начинает рассказывать про свои приключения – «На дворе сейчас зима и на улице очень скользко. Я пошел в детский сад и забыл, что скользко. Вдруг вижу – совсем близко от меня едет автобус. Я думаю – «Ну и пусть себе едет – успею дорогу перейти – и пошел. Вдруг как поскользнусь, да как упаду! Водитель увидел это и начал тормозить, а автобус на скользкой дороге тормозов не слушается, все равно едет. Хоть и не быстро, но едет словно на лыжах. Остановился возле самого моего носа, еще чуть-чуть и задавил бы. Ох, и ругал меня водитель, а за что я так и не понял.
Воспитатель: Дети, за что же водитель отругал Лунтика?
Дети: За то, что он перешел дорогу в неположенном месте.
Воспитатель: Что должен был соблюдать Лунтик?
Дети: Соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель: Как называют людей идущих по дороге?
Дети: Пешеходами.
Воспитатель: А кем оказался Лунтик на дороге?
Дети: Пешеходом.
Воспитатель: Дети, выберите те знаки, которые должен знать пешеход?
(дети выбирают знаки).
Воспитатель: Из-за чего Лунтик чуть не попал под колеса автобуса?
Дети: Дорога была скользкой, поэтому автобус не смог быстро остановиться.
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как поедут машины по скользкой и шероховатой дороге. Воспитатель показывает, как едут машины. Почему так едут машины?
Дети: Потому что одна дорога скользкая, а другая шероховатая.
Воспитатель: Вот дети вы сами увидели, что на шероховатой дороге тормозной путь короче, а на скользкой дороге тормозной путь длиннее.
Дети еще раз показывают этот прием с целью закрепления знаний. Лунтик благодарит детей.
Воспитатель: Какие знаки предназначены для пешехода?
Лунтик: я не знаю
Воспитатель: Дети, поможем Лунтику?
Дети: Да!
Воспитатель: Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит.
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым. (Пешеходный переход)
Воспитатель: Пользуясь пешеходным переходом нужно быть очень внимательным. Ведь ты будешь идти на другую сторону дороги по проезжей части улицы. Подойдя к пешеходному переходу: посмотри налево, а дойдя до середины дороги, посмотри направо, убедись, нет ли поблизости транспорта.
Надземный и подземные пешеходные переходы наиболее удобны, потому что тебе не придется выходить на проезжую часть дороги.
Воспитатель: Лунтик, теперь тебе все понятно, что означают эти знаки?
Лунтик: Да
Воспитатель: Лунтик, а какие еще машины движутся по дороге?
Лунтик молчит.
Воспитатель: Подскажем Лунтику!
Дети: Троллейбусы, трамваи, грузовые машины, легковые автомобили, такси.
Лунтик: Спасибо, дети, я все запомнил.
Воспитатель: На красный свет – дороги нет
На желтый – подожди
Когда горит зеленый свет
Счастливого пути.
Лунтик прощается с детьми и уходит!
Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали?
Дети: мы познакомились с новым знаком – скользкая дорога.
На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Вы уже знаете некоторые знаки. Давайте вспомним, какие мы знаем знаки? (Проводится дидактическая игра «Какой это знак?»).
На асфальте есть полоски,
И на знаке есть полоски,
Только здесь при зеленом свете,
Переходите дорогу, дети!
Дети: «Пешеходный переход».
Этот знак – нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети!»
Дети: «Внимание, дети».
Велосипед на круге красном,
Значит, ехать здесь опасно!
Дети: «Движение на велосипеде запрещено».
В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя
Что за место здесь такое?
Дети: «Автобусная остановка».
(Детям во время игры показывают нужные знаки).
Воспитатель: Вот мы с вами вспомнили дорожные знаки и рассказали Лунтику, что они обозначают. А вы знаете, что когда я шла сегодня в детский сад, то делала фотографии. Предлагаю вам стать полицейскими и найти нарушителей правил дорожной безопасности.
(Дети делятся на две команды и внимательно рассматривают картинки с различными ситуациями на дороге).
Первая команда: При переходе проезжей части нельзя:
- Читать книгу.
- Завязывать шнурки посредине улицы.
- Нельзя бегать.
- Нельзя детям ездить на велосипеде, останавливаться и разговаривать.
Вторая команда: Порядок поведения во дворе:
- Опасно ездить на велосипеде в наушниках, можно не услышать сигнал автомобиля.
- Нельзя драться и громко кричать, не надо бросать вещи, они могут помешать другим пешеходам.
- Играть за машиной запрещено, водитель может не заметить.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сделали правильно. Вот мы и вспомнили правила поведения на улице и дороге, а также назвали знакомые дорожные знаки. Вы сегодня многому научили Лунтика. Я думаю, что вы, ребята, и Лунтик, будете соблюдать все правила дорожного поведения неукоснительно и подсказывать другим ребятам. Не забудьте рассказать о них своим друзьям.
В конце занятия детям можно подарить светоотражающие значки.