Занятие по внеурочной деятельности
с использованием активных методов обучения
Направление внеурочной работы: « Умелые ручки»
Форма организации: работа в парах
Программа: УМК «Школа России»
Класс: 1 класс
Подготовила: Кривова Надежда Евгеньевна
МОУ «СОШ №3»,
учитель начальных классов
Саранск, 2017г.
Тема: Карандашница « Сова»
Цель занятия: Используя бросовый материал сделать поделку с практическим применением.
Задачи занятия:
познакомить с новыми технологиями работы с бросовым материалом;
развивать и формировать исследовательские умения младших школьников, ключевые компетенции и универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по технологии;
бережное отношение к используемым материалам;
умение работать в паре, группе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: раскрыть понятие «бросовые материалы».
Личностные УУД:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи ;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- проводить анализ объекта с целью выделения существенных признаков (особенности внешности совы);
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- освоение способа изготовления изделия;
Коммуникативные УУД:
- выслушивать и слышать учителя, одноклассников;
- умение объяснять свой выбор;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Фаза 1
Начало образовательного мероприятия
1 этап модерации: инициация приветствие (знакомство)
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настройка на рабочий лад (5 мин)
АМО Упражнение « Солнышко»
Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.
Участники: все учащиеся.
Проведение: Звучит музыка «Твори добро»
Предлагаю всем встать в круг.
Нарисуйте в своем воображении солнышко хорошего настроения.
Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительное тепло и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого солнышка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
- Думаю, что наше занятие пройдет в доброжелательной обстановке, с пользой для всех.
Фаза 2
Вхождение в тему занятия (определение целей)
Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения (5 мин)
Метод: «Работа с бросовыми материалами».
Цели использования метода: конкретизировать тему занятия, направить мыслительную деятельность в «правильном русле», создать условие непринужденной обстановки на занятии, переключить внимание школьников на изучение нового материала.
Технология проведения: дети должны догадаться, что объединяет вещи и сформулировать тему занятия.
Учитель:
- Посмотрите, пожалуйста, на эти такие разные вещи и подумайте, что их объединяет? Какова тема нашего занятия? (Дети высказывают свои предположения).
Учитель:
- Сегодня мы с вами попробуем сократить количество мусора, выбрасываемого в природу, научимся использовать вторичные материалы. Мы научимся давать жизнь тем предметам, которые привыкли выбрасывать. Ежедневно мы сталкивается с обычным бытовым мусором, но, к сожалению, задумываемся о его дальнейшей судьбе. Покупая, а затем, выбрасывая очередную пластиковую или пенопластовую тару, думаем ли мы о том, что вскоре она будет лежать в природе и, не разлагаясь, столетиями отравлять окружающую среду? Во время масштабного промышленного производства особую популярность приобретают эксклюзивные изделия, то есть выполненные в единственном экземпляре. Такие изделия уникальны и очень дороги.
Вы что предпочтете? Изделие , которое существует в тысячах экземплярах, или изделие, которое есть только у вас?
Фаза 3
0пределение опасений и ожиданий. Концентрация внимания, создание психологически-комфортной обстановки (3-5 мин)
АМО «Лучики солнышка и тучки»
Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Карточки с изображением лучиков солнышка и тучек для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов лучики рядом с солнышком, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале занятия можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству лучиков в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Учитель раздает учащимся тучки и лучики (по 2 шт.) вырезанные из цветной бумаги, и предлагает подписать. Далее учитель поясняет классу о том, что тот из учащихся, кто уверен, что он все поймет и у него все получится при изучении темы, прикрепляет с помощью магнитов к доске лучик рядом с солнышком, а у кого есть какие-либо сомнения, просит прикрепить тучку.
Фаза 4
Работа над темой
2 этап модерации : погружение в тему
Сообщение нового (10 мин)
АМО «Информэй-ка»
Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Необходимые материалы: банки от любых консервов, цветные лоскутки ткани ( драп, фетр, кримплен), пуговицы разного цвета и размера, бусины, клей ПВА или « Момент», технологические карты, картинки с изображением совы.
Предварительная подготовка: Что вы знаете о совах? ( ответы детей)
- Внешность сов весьма необычна. Огромные глаза окружены ресницами и смотрят почти по - человечески с большого "лица". Хищный клюв загнут крючком. Совы приспособлены к ночному хищному образу жизни, хотя видят и днем. Оперение у птиц пушистое, мягкое и рыхлое. Благодаря особой мягкости рулевых и маховых перьев птица совершает бесшумный полет. Птицы обладают хорошо развитым слуховым аппаратом и очень хорошим зрением. Совы могут поворачивать голову на 270° без вреда для здоровья. На лапах, два средних пальца направлены вперед, крайние - назад. Совы питаются животными кормами. Мелкие виды птиц питаются насекомыми, мелкими позвоночными животными и грызунами. Более крупные виды охотятся на зайцев, птиц, ежей и т. д. Птицы в основном охотятся на слух, периодически они используют и зрение. Падалью совы не питаются. Гнезда строят в дуплах, норах, расщелинах и брошенных гнездах. В кладке может находиться от одного - двух до десяти - тринадцати яиц, но чаще всего кладка состоит из трех - пяти яиц белого цвета. В малокормовые годы птицы могут не откладывать яиц.
Насиживает яйца самка, а самец охотится и кормит ее. Насиживание начинается сразу же после откладки первого яйца. Сова — символ мудрости, так считали в древнем Египте.
Технология проведения: ребятам предлагается обдумать, как будем использовать приготовленные материалы. Затем учитель раскрывает тему, потом по технологической карте объясняет каждый этап.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Знаково-символические: формируют у учащихся умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы и т.д.
Коммуникативные: развивает умение работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. На данном этапе наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.
Проработка содержания темы. Выработать умение применять знания на уроках технологии, дома для изготовления другой или самостоятельно выбранной поделки.
АМО «Путешествие в страну Мастеров»
Цель: научиться обсуждать и анализировать, выполнять работу в паре.
Необходимые материалы: банки от любых консервов, цветные лоскутки ткани ( драп, фетр,кримплен), пуговицы разного цвета и размера, бусины, клей ПВА или « Момент», технологические карты, шаблоны деталей, картинки с изображением совы.
Примечание: дети «путешествуют», обращаясь за помощью к другим ребятам, меняясь с ними какими либо материалами.
Предварительная подготовка: ребята определились с выбором всех деталей, с выбором цвета ткани для основы поделки, выбором размера и цвета пуговиц для глаз.
Технология проведения: Ученики начинают выполнять работу по технологическим картам.
№ | Графическое изображение | Последовательность работы | Материалы, инструменты |
1 |
| Пуговицы наклеить друг на друга ( черную на белую) и приклеить к основе, к ткани(или же на белую пуговицу приклеить чёрную бусину) | Ткань – основа, пуговицы, бусины, клей |
2 |
| По шаблону вырезать детали клюва, крыльев и бровей | Ткань, шаблоны, ножницы |
3 |
| Все детали ( клюв, брови) приклеить к основе | Ткань – основа, детали, клей |
4 |
| Ткань – основу с приклеенными деталями приклеить к банке | Банка, ткань – основа, клей |
5 |
| На банку с приклеенной основой приклеить крылья | Банка с приклеенной основой, детали крыльев |
Регулятивные: наряду с координацией действий педагогом происходила и саморегуляция учеников.
Коммуникативные: во время вербального (в паре) и невербального (между группами) общения дети вступали в диалог, направленный на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Познавательные, включая общеучебные и логические.
Информационная компетентность - формируются умения отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Коммуникативная компетентность - включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.
Происходит быстрое и эффективное усвоение и закрепление материала.
Фаза 5
Завершение образовательного мероприятия
3 этап модерации: Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока эмоциональная разрядка) Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии (2 мин)
АМО «Совушка»
Нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Проведение: исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как будто сова сидит на ветке. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они как крылья совы перед полётом, теперь помашите руками как сова крыльями. Станьте такими же мягкими и подвижными, как сова во время полёта . Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Вы летите, высматривая добычу. Теперь снова покажите сову сидящую на ветке, замрите, не двигайтесь.
Личностные формируются позитивная моральная самооценка и моральные чувства.
Данная технология формирует способность владения развитыми формами игровой деятельности, учит управлять проявлениями своих эмоций, позволяет учащимся снять напряжение и усталость, а значит, позволит учащимся продолжить активный процесс познания предмета.
Оценивание и анализ работ: дети анализируют свои работы и выбирают лучшие поделки, комментируют плюсы и минусы работ. Делаем выставку из лучших работ.
Фаза 6
Рефлексия
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения (3 - 5 мин)
АМО «Лучики и тучки»
Выявить уровень удовлетворенности своей работы на занятии учащимися.
Карточки с изображением лучиков солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему лучику и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает лучик на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание лучиков солнышка над тучами позволяет сделать вывод о том, что занятие было плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Учитель подводит итоги занятия.
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
http://easyen.ru/load/tekhnologija/1_klass/tekhnologija_pamjatki_1_klass/404-1-0-12455-
http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/tehnologiya-trud/v-1-klasse/vidy-applikaciy
«Копилочка активных методов обучения»
http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 "Технология АМО"
http://moi-universitet.ru/ru/ebooks/AmoBook/amobook/
Бесплатный электронный курс "Активные методы обучения"