Внеурочная деятельность учащихся по естественнонаучному направлении: проблемы и перспективы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования вступил в действие в сентябре 2015 года. ФГОС ООО предъявляет новые требования к результатам обучения школьников. Именно поэтому были выделены следующие результаты обучения: личностные, предметные и метапредметные. Метапредметные результаты среди вышеназванных являются, на мой взгляд, самыми важными.
Свое распространение в отечественной педагогике термин «метапредметность» получил в конце двадцатого века в работах А.В.Хуторского и Ю.В.Громыко и стал одним из ведущих направлений при создании новых образовательных стандартов.
ФГОС ООО дает следующее определение метапредметных результатов образовательной деятельности: «Умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Изучив перечень метапредметных умений и навыков, можно сделать вывод о том, что нет каких-либо значительных отличий от требований предыдущего стандарта, но необходимо отметить, что новые стандарты выделяют среди прочих определение своего мнения и формулирование с собственной точки зрения.
В связи с вышесказанным и на основании ФГОС, метапредметные умения – это усвоенные, отработанные универсальные способы деятельности, которые ученик может использовать как в образовательном процессе, так и в обычной жизни. Формирование же метапредметных умений должно происходить одновременно и в урочной деятельности, и во внеурочной.
Внеурочная деятельность по ФГОС – это, прежде всего, деятельностная организация учащихся, отличная от урочного обучения, т.е. это такие формы деятельности как кружки, конференции, экскурсии, соревнования, проектные и исследовательские работы и другие. Внеурочные занятия по естественнонаучным дисциплинам организуются в рамках общеинтеллектуального направления. Метапредметные умения учащихся можно формировать в соответствии именно с этим направлением.
Освоить первоначальные элементы научной работы позволяет научно исследовательская деятельность. Результаты такой деятельности: формирование адекватной самооценки, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Для выполнения ученических исследовательских работ необходимо следовать определенным этапам:
Выбрать направление и тему исследования.
Определить цели, задачи, гипотезы, которые соответствуют теме исследования.
Изучение литературы и сбор информации.
Проведение непосредственно исследования, а также обсуждение полученных результатов.
Оформление результатов исследования.
Презентация исследовательской работы в какой-либо форме (реферат, доклад на научно-практической конференции и др.)
Выполнение проектов (проектная деятельность) способствует развитию личности учащихся, так как в процессе именно проектной деятельности происходит формирование способности действовать не просто по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию из различных источников, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы нва основании полученных данных, презентовать продукт проекта.
Преимущества проектного метода:
Успешная социализация личности учащихся.
Развитие творческих способностей.
Определение собственной траектории обучения, включая дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Выполнение групповых проектов, решение общей проблемы формирует у учащихся умение работать в команде, прислушиваться к мнению других участников команды, планировать и распределять задачи между участниками группового проекта, соотносить свои действия с действиями коллектива, подводить общие итоги и разделять ответственность.
Этапы проектной деятельности можно определить следующие:
Подготовительный этап (выбор, обоснование темы, составление плана осуществления проекта, подбор методов и средств, изучение соответствующей информации, согласование форм представления продукта (результата) проекта).
Основной этап (самостоятельный или групповой сбор информации из различных источников и её анализ, создание продукта проекта, формулировка выводов, определение степени достижения поставленных целей, решения задач).
Заключительный этап (защита проекта, поиск возможности дальнейшего осуществления или внедрения проекта).
На основании уже приобретенного практического опыта проектной деятельности учащихся, можно сделать вывод о том, что метод проектов в обучении, во внеурочной деятельности способствует формированию метапредметных умений и навыков, включающих в себя умение разрешать возникающие проблемы, в том числе нестандартные; уметь осуществлять коммуникационное взаимодействие, сотрудничать в коллективе, быть толерантными.
Предметные олимпиады по естественнонаучным дисциплинам – неотъемлемая часть внеурочной деятельности учащихся. Проведение олимпиад способствует не только углублению знаний по предметам, но и повышению интереса, выявлению одаренных и талантливых учеников. Для подготовки к олимпиаде требуется кроме учебной работы совместная внеурочная деятельность учителя и учащихся. Естественнонаучные олимпиады предъявляют учащимся такие требования как: умение работать с оборудованием, проводить эксперимент, точно описывать результаты наблюдений, производить расчеты.
Этапы проведения олимпиады:
1. Регистрация участников на основании заявки и личного согласия участников.
2. Подготовка к олимпиаде или тренировочная сессия (выполнение участниками олимпиады пробных заданий).
3. Основной этап олимпиады, во время которого участники выполняют различные задания.
4. Подведение итогов: жюри осуществляет проверку работ и награждает победителей.
Подготовка к участию в олимпиаде заключается не только в совместном решении заданий учителя с учеником, но и в большом объёме самостоятельной работы с дополнительными источниками.В проведении такой работы скрывается большой потенциал формирования метапредметных умений учащихся.
Немаловажен вопрос оценивания метапредметных результатов, которое может быть осуществлено разными способами. Это могут быть комплексные проверочные работы сразу по всем предметам естественнонаучного цикла, либо портфолио школьника, включающеев себя раздел с оценочными листами или листами наблюдения классного руководителя, учителя-предметника. Возможно, однако, что по мере введения ФГОС ООО, уточнения содержания планируемых результатов освоения основного общего образования, будет корректироваться процедура оценки и содержание метапредметных результатов.
С.В.Чеботникова, учитель химии МБОУ «ООШ № 6»