МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОРДОННОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Т.И.СКРЫБЫКИНОЙ»
«Принято» «Утверждаю»
Руководителем МО Заместителем директора по
Естественного цикла ВР _______ Готовцева Т.Д.
_______ Вензель А.В. Приказ №_____ от
Протокол №1 от «31» августа 2018г.
«31» августа 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по курсу
«Арт-терапия»
для 5 класса
Составитель:
педагог – психолог
Вензель А.В.
с. Орто-Балаган, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для «Арт-терапия» составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
Программа основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.
Уникальность программы арт-терапия заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является то, что в ней органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное, театральное искусство и трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной программе. Обучающиеся не усваивают готовые знания, а приобретают их через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно – прикладного искусства, знакомятся с технологией художественного творчества. Затем приобретённые знания обучающиеся используют в своей творческой деятельности, повседневной жизни.
Цели и задачи программы
Цель программы педагогической арт-терапия – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации пятиклассников к школьному обучению.
Задачи:
Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных БУД;
Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных БУД.
Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных БУД;
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных БУД.
Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
Профилактика школьной дезадаптации.
Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
Способствовать повышению адаптационных способностей личности в коллективе, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Помимо обучения, воспитания, творческого и коммуникативного развития личности, программа решает ряд социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование нравственности, гражданской позиции, здорового образа жизни.
Программа арт-терапии включает 4 блока:
Музыкотерапия – 4ч.
Сказкотерапия – 4ч.
Игровая терапия – 10ч.
Изотерапия – 17ч.
Каждый блок имеет определенное коррекционно-развивающее значение.
Изотерапия - способствуют сенсорному развитию, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Музыкотерапия - помогает детям осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах. Активизирующиеся чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления прекрасного и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельно откликнуться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.
Сказкотерапия - расширяет границы воображения, всегда вызывает интерес, эмоциональный отклик, определенные переживания. В процессе занятий закладывается фундамент читательской культуры, потребность в общении с книгой.
Игротерапия- дает положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей.
Объем и срок освоения программы
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год
Режим занятий
Форма занятий – групповая. Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.
Формы и методы работы:
Изотерапия —воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи.
Игровая терапия - воздействие с использованием игры.
Особенности организации образовательного процесса
Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:
обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения образовательного материала;
организации соответствующих для каждого возраста форм активности.
Все уроки проходят с применением здоровьесберегающих технологий, с соблюдением всех принципов специальной педагогики, с учётом индивидуальных особенностей организма каждого ребёнка, на основе личностно - ориентированного, дифференцированного, разноуровневого подхода.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Арт-терапия» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
бережное отношение к своему здоровью;
проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
умение проговаривать последовательность действий;
умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;
умение работать по предложенному учителем плану;
организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
умение формулировать совместно с учителем задание.
Познавательные УД
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;
Коммуникативные УД
умение осуществлять совместную деятельность;
умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Другими результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,
обогащения новым опытом художественной деятельности,
развития эмоциональной сферы и творческой активности,
повышения мотивации к различным видам искусства,
максимально быстрой адаптации средствами искусства в новом коллективе,
развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
активное участие в процессе создания творческих работ;
позитивный настрой детей в работе.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Знания | Умения |
Допустимый уровень |
|
художественные произведения отечественных и зарубежных авторов. - сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы | - Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. -Способность согласовывать свои действия и движения. - Способность опосредовать свою деятельность речью. - осуществлять презентацию индивидуального продукта. -Участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их; уметь различать наиболее распространенные геометрические фигуры и их цвета; согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители; при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.
- Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструктивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. - ---Создавать композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
|
Минимальный уровень |
|
| - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, - выделять существенные признаки предметов, - обобщать, делать несложные выводы, - классифицировать явления, предметы, - определять последовательность выполнения операций, - давать определения тем или иным понятиям, - осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, - слушать и понимать обращенную к нему речь, |
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в мероприятиях. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
по оценке творческой продукции ребенка;
по повышению уровня общей культуры;
по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
по отношению в коллективе.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | знание танцевальных движений и музыкальных игр и произведений, эмоциональных состояний сказочных персонажей, художественных произведений отечественных и зарубежных авторов, форм, величин, цвета, знание негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям. Правила поведения в общественных местах; правила общения со взрослыми; правила общения со сверстниками (девочками и мальчиками); различных техник рисования, 7 цветов сектора, их оттенки по насыщенности и цветовому тону. |
Второй уровень результатов | умения различать речевые и неречевые звуки; выполнять упражнения в определенном ритме и темпе; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная), Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов, преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции, слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их; уметь согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разнообразные заменители; уметь четко и ёмко излагать свои мысли. умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения; Передавать в рисунке своё настроение. Создавать композиции по теме. Уметь проводить коллективные исследования. задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3. Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Музыкотерапия | 4 | 2 | 2 |
2 | Сказкотерапия | 4 | 3 | 1 |
3 | Игровая терапия | 10 | 3 | 7 |
4 | Изотерапия | 16 | 6 | 10 |
| Итого | 34 | 14 | 20 |
4. Содержание курса.
Изотерапия – 16ч
Знакомство с изобразительной техникой марания,
Работа с природным материалом,
Групповое рисование ватными полочками,
рисование акварелью, гуашью,
изготовление объёмной композиции из бумаги, природных материалов
Рисование карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов,
Работа с тестом, пластилином,
Работа с нитками, Рисование с помощью ниток и краски.
Совместное рисование, коммуникативное рисование, рисование в восьмерках.
Музыкотерапия –4ч
Слушание музыки,
Рисование карандашами и акварелью, фломастерами под музыкальное сопровождение
Прослушивание музыкальных композиций, произведений со звуками животных,
пантомима,
релаксация под музыку,
пение песенок, потешек.
Музыкальное моделирование
Сказкотерапия – 4ч
Беседа.
Игровые упражнения, моделирование ситуаций
Чтение сказки. Беседа по прочитанному.
Рисование по прочитанному,
Работа с разными подручными материалами,
Рисование карандашами и акварелью, фломастерами
Сочинение сказок,
Упражнения на ритмизацию.
Упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц.
Сюжетно-игровая импровизация.
Игротерапия- 10ч
Беседа.
Игровые упражнения,
Работа с тестом, пластилином, нитками, водой, глиной, песком,
Коммуникативные упражнения,
моделирование ситуаций,
игры, ориентированные на коррекцию различных страхов,
игры с куклами, различными игрушками ,
подвижные занятия и спортивные упражнения,
5. Календарно – тематическое планирование 5 класс
№ п.п | Тема занятия | Кол. час. | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | Ожидаемый результат | |||||
| 1 четверть | |||||||||
| Знакомство. Изобразительная техника марания. | 1 | Рисование акварелью | Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. | Знание названий основных цветов, правил общения со взрослыми; правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками); их оттенки по насыщенности и цветовому тону. | |||||
| Осенняя фантазия. Работа с сухими листьями. | 1 | Изготовление клеевого рисунка из сухих листьев | Коррекция мелкой и общей моторики. | Пространственная ориентировка на листе бумаги. Умение выполнять задание по образцу | |||||
| Свободный рисунок в круге. Групповое рисование ватными полочками | 1 | Выражение отношения к природе, человеку, обществу средствами худ-го языка Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь,
| Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения | Умение понимать задание, слушать инструкцию. Воспроизведение знаний в игре. Знание названий основных цветов, правил общения со взрослыми; правил общения со сверстниками (девочками и мальчиками); их оттенки по насыщенности и цветовому тону. | |||||
| Музыка-настроение. Музыкотерапия. | 1 | Прослушивание музыкальных произведений. Рисование акварелью. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) | Умение составлять ответ на вопрос | |||||
| Несуществующий зверек. Взаимодействие с бумагой. | 1 | Сборка модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме. представление своей работы. | Развитие творческого воображения, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, развитие межличностного общения | Умение выполнять задание по образцу | |||||
| Тренинг эффективного межличностного взаимодействия | 1 | Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия. | Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь словарных слов. Снижение уровня тревоги у детей, запуск процесса самораскрытия | Учить соотносить понятия «я – ты, я- вы», «я-мы». Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения | |||||
| Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия | 1 | Прослушивание художественного произведения. Чтение сказки. Беседа по прочитанному. Рисование собаки.
| Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей | Обогащение новым опытом художественной деятельности.
| |||||
| Я и мои эмоции. | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.
| Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос Умение выделять главные признаки | |||||
| Я и мои эмоции. Обида. Злость. | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.
| Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос Умение выделять главные признаки | |||||
2 четверть | ||||||||||
| Я и мои эмоции. Радость. Часть 3 | 1 | Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. С помощью мимики и жестов изображать предложенную эмоцию.
| Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, развитие навыков саморегуляции. | Умение составлять ответ на вопрос | |||||
| Групповой коллаж. «Мой мир» | 1 | Рисование карандашами и фломастерами с использованием вырезок из газет и журналов | Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей эмоционально чувственного восприятия окружающего мира Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. | Умение подбирать слова к картинкам активное участие в процессе создания творческих работ;
| |||||
12. | Музыкотерапия. «Мир животных» | 1 | Выполнение творческих заданий. Прослушивание музыкальных произведений со звуками животных | Развитие навыков сотрудничества в творческой деятельности. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности
| Умение составлять ответ на вопрос выявления и инициации потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |||||
13. | Лепка из теста. «Несуществующее животное» | 1 | Закрепление умения собирать модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Представление свою работу. | Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. | активное участие в процессе создания творческих работ;
| |||||
14. | «Тренируем свои эмоции». Игротерапия. | 1 | Выражение с помощью игровых упражнений эмоционального состояния. Игра. Релаксационное упражнение. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к коллективной творческой деятельности | Развитие эмоциональной сферы и творческой активности.
| |||||
15. | Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. | 1 | Игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия. | Развитие навыков сотрудничества в игровой деятельности. Развитие адекватного восприятия других людей, снятие внутренних запретов на свои эмоциональные проявления. | Развития и коррекции коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
| |||||
16. | «Прощание со страхами». | 1 | Рисование карандашами. Работа с нитками Отображать свой страх при помощи рисунка выложенного нитками и при их же помощи заменить страх на что то нестрашное, смешное, быстро сматываемое.
| Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции, проработку страхов, агрессии, снятие напряжения, развитие творческого воображения, гармонизация эмоционального состояния. | согласовывать свои действия с условиями задания ; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, | |||||
3 четверть | ||||||||||
17. | «Я и моя семья». Изотерапийная игра. | 1 | Изображение себя и своей семьи. Размещение всех дорогих и близких ребёнку на листе по отношению к нарисованному себе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Работа с карандашами и фломастерами. Игровое упражнение. Беседа. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через выявление своеобразного эмоционального благополучия ребенка в семье, фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств, чувства безопасности | активное участие в процессе создания творческих работ;
| |||||
18. | «Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия | 1 | Работа фломастерами. Игровые упражнения. Беседа. Импровизация в групповой работе. Умение работать в паре, понимать напарника без слов | Коррекция эмоционально-волевой и когнитивной сфер через развитие умения использовать элементы импровизации, создание положительного эмоционального состояния, дружественной атмосферы, формирование социального доверия, сплоченности, принадлежности к группе. | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
| |||||
19. | «Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие. | 1 | Работа с фломастерами. Слушание музыкального отрывка окружающего мира с последующим обсуждением ощущений и звуков. Изображение человека с исследованием себя. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Умение удерживать внимание. Знание своих особенностей. Иметь представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. | |||||
20. | Работа в команде. Тренинг командообразования | 1 | Игровые упражнения. Работа в парах. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Коррекция коммуникативных навыков через развитие навыков общения. | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
| |||||
21. | Музыкотерапия. «Зимняя сказка» | 1 | Музыкальное моделирование. Изображение на бумаге своих эмоций после прослушивания музыкальной композиции. Формирование состояния покоя, защищённости. Выполнение релаксационного упражнения. | Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
| Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |||||
22. | «Путешествие на облаке» | 1 | Составление сказок по серии рисунков-схем; придумывание названий к сказкам; придумывание продолжений сказки. | Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
| Развитие эмоциональной сферы и творческой активности, Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции | |||||
23. | Погружение в сказку. | 1 | Прослушивание художественных произведений. Чтение сказки Упражнение на ритмизацию. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц | Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. Коррекция мышления через развитие навыков оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
| Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, Уметь выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции | |||||
24. | Сказочная импровизация. Сказкотерапия. | 1 | Прослушивание художественных произведений. Рисование техникой «Клякса». Развитие творческого самовыражения. | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности | Умение выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ, владеть техниками конструк-тивного решения конфликтов, уметь преодолевать свои страхи, адекватно выражать свои эмоции | |||||
25. | « Игра ниток». Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток. | 1 | Рисование с помощью ниток и краски. | Развивать творческое мышление, терпение, аккуратность. Творческое самовыражение, развитие невербального общения | Активное участие в процессе создания творческих работ;
| |||||
26 | «Хорошие и плохие сказочные герои» ч1 | 1 | Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |||||
4 четверть | ||||||||||
27 | «Хорошие и плохие сказочные герои» ч2 | 1 | Выполнение игровых упражнений.. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |||||
28 | «Путаница». Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии. | 1 | Выполнение игровых упражнений под руководством учителя. Работа с цветными карандашами. | Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Умение анализировать увиденное изображение, запоминать зрительный образ.
| |||||
29 | Тренинг невербального общения. Ч1 | 1 | Игровые упражнения. | Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
| |||||
30 | Тренинг невербального общения. Ч2 | 1 | Игровые упражнения. | Повышение уровня познавательной активности. Коррекция эмоционально-волевой сферы через развитие навыков саморегуляции. Формирование понятия невербального общения, учиться общению при помощи мимики и жестов | Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
| |||||
31 | Лепка из теста. «Мой любимый зверёк» | 1 | Закрепить умение лепить модель по плану (схемам). Оформление компози-ции по теме. Уметь предста-вить свою работу. | Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |||||
32 | Работа с песком и манкой. | 1 | Использование различных художественных техник и материалов: песок, манка. | Воспитание самостоятельности, сознательности через поощрение. Развитие творческого восприятия, мелкой моторики, развитие памяти, эмоциональная разгрузка. | Выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка, | |||||
33 | Леплю себя сам. | 1 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Лепка по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки. Использование различных материалов: пластилин, картон, бисер. | Развитие фантазии и воображения детей, воспитывать бережное отношение к труду людей. Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. | Активное участие в процессе создания творческих работ;
| |||||
34 | Заключительное занятие. «Дарим радость». Подведение итогов. | 1 | Слепить по представлению и по наблюдению фигурку с эмоцией радость, дать ей название и характеризовать её. | Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь | Умение согласовывать свои действия с условиями игры; изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера; находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты игры, |