Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов.
Актуальность программы кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Новизна программы «Я познаю мир» основана на комплексном подходе к формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Деятельность учащихся, осуществляемая в рамках курса «Я познаю мир» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы МКОУ «Придорожная СШ» им. А. С. Новикова –Прибоя.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Формирование элементарных представлений о природе, человеке в их взаимодействии;
2. Освоить методы и приёмы изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
Развивающие задачи:
1. Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
2. Склонность к самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание личностных качеств: аккуратности, активности, бережливости, ответственности, отзывчивости, патриотизма, работоспособности;
2. Заинтересованность в расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
3. Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве состовляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся в классах начальной школы.
Режим занятий. Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Возраст, на который расчитана программа 7-10 лет.
Формы организации детей : индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Основные формы работы: соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Планируемые результаты 1 класс: Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
2 класс: Личностные результаты :
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД:
3 класс: Личностные результаты:
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
4 класс: Личностные результаты:
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты |
1-2 класс
3- 4 класс
Предполагаемые результаты реализации программы.
На первом уровне школьник должен уметь:
На втором уровне школьник должен уметь:
На третьем уровне школьник должен уметь:
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Название темы | Количество часов | |||
всего
| ауд | вне ауд. | |||
| Как мы понимаем друг друга | 5ч | | | Познакомиться с учителем и одноклассниками
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.
|
1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. | 1 | 1 | - | |
2-3 | Школьные правила вежливости.
| 2 | 1 | 1 | |
4 | Режим дня школьника.
| 1 | | 1 | |
5 | Ты – ученик.
| 1 | | 1 | |
| Как мы узнаём, что перед нами | 2ч | | | Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
6 | Что за словом?
| 1 | 1 | - | |
7 | Путешествие в Угадайку. КТД
| 1 | - | 1 | |
| Времена года | 4ч | | | Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
8 | Осенние посиделки.
| 1 | | 1 | |
9 | Зимушка-зима.
| 1 | | 1 | |
10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. | 1 | | 1 | |
11 | Весёлое лето.
| 1 | 1 | - | |
| Как ты узнаёшь мир | 3ч | | | Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются . |
12 | Глаза – главные помощники человека.
| 1 | 1 | | |
13 | Память и ум – помощники человека.
| 1 | 1 | | |
14 | Жить – с книгою дружить. КТД
| 1 | | 1 | |
| Твоя семья и друзья
| 3ч | | | Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. | 1 | - | 1 | |
16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
|
1 | |
17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья |
1 | 1 | - | |
| Что нас окружает | 7ч | | | Экскурсия по станице.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
18 | Моя станица. Достопримечательности станицы. | 1 |
| 1 | |
19 | Мы – пешеходы. | 1 | - | 1 | |
20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 1 | 1 | - | |
21 | Из чего что сделано? | 1 | 1 | - | |
22 | Водица-царица.(Три состояния воды) | 1 | - | 1 | |
23 | Транспорт. Мы – пассажиры. | 1 | - | 1 | |
24 | Мой путь от дома до школы. КТД | 1 | 1 | - | |
| Живые обитатели планеты | 8ч | | | Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
|
25 | Живое и неживое. | 1 |
| 1 - | |
26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | 1 | - | |
27 | Путешествие по зоопарку. | 1 |
| 1 | |
28 | Домашние любимцы и комнатные растения. | 1 | 1 | - | |
29 | Собака – верный друг человека | 1 | 1 | - | |
30 | Строение тела человека. | 1 | 1 | - | |
31 | Правила поведения в природе.
| 1 |
| 1 | |
32 | Земля – наш общий дом. | 1 | 1 | - | |
| Итоговое занятие | 1ч | | | |
33 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | 1 | - | 1 |
2-й класс
№ п/п | Название темы | Всего | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |||||||
ауд | вне ауд | ||||||||||
| НАША ПЛАНЕТА | 22 ч | | | | ||||||
1. | Мир живой и неживой природы. | 1 | | 1 | | ||||||
2.
| Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | | 1 | |||||||
3.
| Как без часов определить время суток?
| 1 | | 1 | Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.
Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. | ||||||
4. | Форма Земли.
| 1 | | 1 | |||||||
5. | О чём рассказывает Глобус.
| 1 | 1 | | |||||||
6. | Викторина «Занимательная география» | 1 | 1 | | |||||||
7. | Звёзды, созвездия, планеты. | 1 | 1 | | |||||||
8. | Земное притяжение. | 1 | | 1 | Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . | ||||||
9. | Почему день сменяется ночью?
| 1 | 1 | | Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года
| ||||||
10. | Почему бывает лето?
| 1 | 1 | | |||||||
11. | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | 1 | | |||||||
12. | Прозрачный невидимка (воздух) | 1 | | 1 | Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра
Сравнивать погоду и климат
| ||||||
13. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | 1 | | |||||||
14. | Путешествие по карте России.
| 1 | 1 | | Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . | ||||||
15. | Адрес на глобусе и карте. | 1 | 1 | | |||||||
16. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | 1 | | |||||||
17. | Путешествие по материкам и океанам. | 1 | 1 | | |||||||
18. | Куда текут реки?
| 1 | 1 | | Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
| ||||||
19. | Как рождаются горы?
| 1 | 1 | | |||||||
20. | Моря и острова.
| 1
| 1 | | |||||||
21. | Обитатели морей. | 1 | 1 | | |||||||
22.
| Проект «Моя страна» | 1 | 1 | | | ||||||
| ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | 12 ч | | | | ||||||
23. | Великий круговорот жизни.
| 1 | | 1 | Характеризовать экосистемы | ||||||
24.
| Путешествие по природным зонам. | 1 | 1 | | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте
| ||||||
25.
| Красная книга. | 1 | | 1 | |||||||
26.
| Жизнь леса. | 1 | 1 | | |||||||
27.
| Хрупкая природа степей и пустынь. | 1 | | 1 | |||||||
28.
| Где растут тропические леса. | 1 | 1 | | |||||||
29. | Жизнь в горах. | 1 | 1 | | |||||||
30. | Путешествуем по Европе. . | 1 | 1 | | |||||||
.31
| Страны Африки и Америки.
| 1 | 1 | | | ||||||
32. | Австралия. Антарктида.
| 1 | 1 | | Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион.
| ||||||
33. | Моя Родина – Россия. | 1 | 1 | | |||||||
34. | Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 1 | 1 | | |||||||
| ИТОГО: | 34 | | | |
3-й класс
| Тема | Всего | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся: | |||||||
ауд. | вне ауд. | ||||||||||
| ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 3 ч | | | | ||||||
1. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | 1 | 1 | | Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы | ||||||
2. | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | 1 | | 1 | |||||||
3. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | | 1 | |||||||
| ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | 4 ч | | |
| ||||||
4. | Живая оболочка планеты. | 1 | 1 | | Характеризовать место обитания живых организмов | ||||||
5.
| О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | 1 | | 1 | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого | ||||||
6.
| Солнце - как источник энергии.
| 1 | | 1 | Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов | ||||||
7.
| КВН «Планета загадок»
| 1 | 1 | | | ||||||
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч | | | | |||||||
8. | Цепи питания | 1 | 1 | | Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
| ||||||
9.
| Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
| 1 | | 1 | |||||||
10. | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | 1 | 1 | | |||||||
11. | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | 1 | 1 | | |||||||
| ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | 5 ч |
|
|
| ||||||
12. | Растения и их роль на Земле Экскурсия. | 1 | | 1 | Выяснить роль растений в природе и жизни людей
| ||||||
13. | О братьях наших меньших. | 1 | 1 | | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
| ||||||
14. | Рыбы и их многообразие. | 1 | 1 | | |||||||
15. | Час эрудитов «Птичьи имена».
| 1 | 1 | | |||||||
16. | Проект «Сохраним красоту природы» | 1 | | 1 | |||||||
| ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | 3 ч | | | | ||||||
17. | Человек и его корни. Родословное древо семьи
| 1 | 1 | | Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. | ||||||
18. | Моя Родина – Россия!
| 1 | 1 | | |||||||
19 | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | 1 | | 1 | |||||||
| ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 ч |
|
|
| |||||||
20 | Откуда пошла земля Русская! | 1 | 1 | | Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
| ||||||
21
| Ледовое побоище. | 1 | 1 | | |||||||
22 | Слово о полку Игореве. | 1 | | 1 | |||||||
23
| Московское государство. | 1 | 1 | | |||||||
24
| Московский Кремль. | 1 | 1 | | |||||||
25
| Смутное время в России. | 1 | 1 | | |||||||
26 | Преобразования Петра I
| 1 | 1 | | |||||||
27
| Екатерина Великая | 1 | 1 | | |||||||
28
| Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 1 | | |||||||
29 | Отечественная война 1812 года.
| 1 | 1 | | |||||||
30
| Император Александр II | 1 | 1 | | |||||||
31 | Времена Советской власти и СССР. | 1 | | 1 | |||||||
32 | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | 1 | | 1 | |||||||
| СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | 2 ч | | | | ||||||
33. | Российская Федерация
| 1 | 1 | | . Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
| ||||||
34 | Проект «Сохраним иоторию родного края» | 1 | 1 | | |||||||
ИТОГО: | 34 ч | | | |
4-й класс
| Тема | Все го | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | ||||||||||||
ауд | вне вуд. | |||||||||||||||
| КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 7 ч |
| | | |||||||||||
1. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | 1 | |
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья
| |||||||||||
2. | Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. | 1 | 1 | | ||||||||||||
3 | Опора тела и движение
| 1 | | 1 | ||||||||||||
4 | Наше питание
| 1 | 1 | | ||||||||||||
5. | О дыхании и вреде курения. | 1 | 1 | | ||||||||||||
6. | Органы чувств человека. | 1 | 1 | | ||||||||||||
7. | Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | 1 | 1 | | ||||||||||||
| РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 8 ч | | | | |||||||||||
8. | Растения и животные на службе у человека. | 1 | | 1 |
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..
| |||||||||||
9. | Изобретение рычага и колеса и их применение | 1 | 1 | | ||||||||||||
10. | Свойства воды и воздуха и их использование человеком. | 1 | 1 | | ||||||||||||
11
| Как человек использует горные породы и минералы | 1 | 1 | | ||||||||||||
12
| Как обрабатывают металлы. | 1 | 1 | | ||||||||||||
13 | Невидимая сила
| 1 | 1 | | ||||||||||||
14 | Человек проникает в тайны природы | 1 | | 1 | ||||||||||||
15 | Экологический проект «Земля – планета жизни» | 1 | 1 | | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | 3 ч | | | | |||||||||||
16 | Как стать личностью?
| 1 | 1 | | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека | |||||||||||
17 | Эмоции и чувства | 1 | | 1 | ||||||||||||
18 | Как настроение? | 1 | 1 | | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 3 ч | | | | |||||||||||
| | 1 | 1 | | Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций | |||||||||||
| | |||||||||||||||
19 | Почему возникают конфликты? | |||||||||||||||
20 | Совесть.
| 1 | 1 | | ||||||||||||
21 | Путешествие по правам человека. | 1 | | 1 | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 4 ч
|
| | | |||||||||||
22 | Добро и зло в Первобытном мире | 1 | 1 | | Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. | |||||||||||
23 | Мир средневековых цивилизаций | 1 | 1 | | ||||||||||||
24 | Технические достижения эпохи Нового времени | 1 | 1 | | ||||||||||||
25 | 21 век | | | | ||||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 4 ч |
|
| | |||||||||||
26 | « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» | 1 | | 1 | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. | |||||||||||
27 | Мы не похожи, ну и что же?
| 1 | 1 | | ||||||||||||
28 | Пути духовных исканий.
| 1 | | 1 | ||||||||||||
29 | Выставка работ «Дети разных народов» | 1 | 1 | | | |||||||||||
| ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 5 ч |
| | | |||||||||||
30 | Что такое деньги. | 1 | 1 | | | |||||||||||
31
| Почему разные страны помогают друг другу? | 1 | 1 | | ||||||||||||
32 | Сказки разных народов
| 1 | | 1 | ||||||||||||
33 | Глобальные проблемы
| 1 | 1 | | ||||||||||||
34 | Проект «Моё человечество» | 1 | 1 | | | |||||||||||
| ИТОГО: | 34 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс
|
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч) |
Цепи питания. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч ) |
Растения и их роль на Земле .Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины.
|
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Московский Кремль. |
Смутное время в России. |
Преобразования Петра I |
Екатерина Великая |
Михаил Васильевич Ломоносов |
Отечественная война 1812 года. |
Император Александр II |
Времена Советской власти и СССР. |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним иоторию родного края»
4 класс
|
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч) |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
Опора тела и движение |
Наше питание |
О дыхании и вреде курения. |
Органы чувств человека. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч) |
Растения и животные на службе у человека. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
Как человек использует горные породы и минералы |
Как обрабатывают металлы. |
Невидимая сила |
Человек проникает в тайны природы |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч) |
Как стать личностью? |
Эмоции и чувства |
Как настроение? |
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч) |
|
Почему возникают конфликты? |
Совесть. |
Путешествие по правам человека. |
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч) |
Добро и зло в Первобытном мире |
Мир средневековых цивилизаций |
Технические достижения эпохи Нового времени |
21 век |
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч) |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
Мы не похожи, ну и что же? |
Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» |
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч) |
Что такое деньги. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
Сказки разных народов |
Глобальные проблемы. |