Внеклассное мероприятие по черчению «Занимательное черчение»
Классы: 9 А, 9 Б
Цели:
- формировать познавательный интерес, активизировать знания по предмету;
- развивать творческое, абстрактное мышление, пространственное воображение;
- воспитывать внимание, умение работать с раздаточным материалом, в группах;
Форма проведения: конкурс
Оборудование: цветной картон, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, форматы А4, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Здравствуйте ребята, учителя и гости. Сегодня у нас необычное мероприятие.
Многие говорят, что черчение – скучный и неинтересный предмет. И сегодня главная наша цель доказать, что черчение очень увлекательный и интересный предмет.
1 конкурс:
На столах команд лежат геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шестиугольник, ромб), фломастеры, ножницы, цветная бумага, клей, формат А4.
Команды должны за определенное время придумать название команды, девиз и оформить эмблему, используя предложенные геометрические фигуры.
Приветствие. Ученики говорят название команды и девиз, демонстрируют эмблему. Высший балл за конкурс – 5 баллов.
2 конкурс:
«Разминка»
Вопросы задаются одновременно обеим командам. Право ответа получает быстрее среагированная команда. За правильный ответ – 1 балл.
Как называется набор инструментов в футляре? (Готовальня)
Какие бывают карандаши? (Т М ТМ)
Кого считают родоначальником начертательной геометрии? (Гаспар Монж)
Инструмент для измерения углов? (Транспортир)
Какое геометрическое тело носит имя Хеопса? (Пирамида)
Назовите единицу измерения в черчение? (мм)
Какие бывают масштабы? (Увеличительный, уменьшительный, натуральный)
Какой шрифт используют на уроках черчения? (Чертежный)
Что такое эскиз? (Это чертеж выполненный от руки, для временного ипользования)
Назовите три основных вида? (Главный вид – вид спереди, вид сверху и вид сбоку)
3 конкурс:
Кроссворд: «Чертежные инструменты и принадлежности»
Вопросы задаются поочередно. Если команда не знает ответа, ответить предлагается второй команде. За правильный ответ 1 балл. Ответ за команду противника –2 балла.
По горизонтали:
Циркуль для разметки и переноса размеров. (Разметочный)
Инструмент для рисования. (Карандаш)
Чертеж выполненный от руки. (Эскиз)
По вертикали:
Инструмент для проведения линий. (Линейка)
Набор чертежных инструментов. (Готовальня)
Принадлежность для удаления линий, выполненных карандашом. (Ластик)
Чертежный лист. (Формат)
Прозрачная бумага. (Калька)
4 конкурс:
« Рассуждалки»
Узнать геометрические тела. За правильный ответ – 2 балла.
Рассуждалка1:
У теннисного шарика такая же форма. (Сфера)
Рассуждалка 2:
Одно из чудес света имеет такую же форму. (Пирамида)
Рассуждалка 3:
«это» модно получить, выражая прямоугольный треугольник вокруг оси, оно похоже на колпак. (Конус)
Рассуждалка 4:
«это» можно получить, если вращать прямоугольник вокруг оси, оно похоже на бидончик. (Цилиндр)
Рассуждалка 5:
«это» похоже на спичечный коробок. (Параллелепипед)
5 конкурс:
Диагностика пространственного мышления.
За правильный ответ – 10 баллов.
Постарайтесь, как можно живее представить себе квадрат, разделенный двумя горизонтальными линиями на три равные части. Теперь проведите две диагонали. Представили? А теперь скажите на сколько частей разделен таким образом этот квадрат? (На 10 частей)
Представьте себе окружность. Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какое геометрическое тело получилось внутри окружности? (Квадрат)
Представьте себе равностроронний треугольник. Каждая сторона которогоравна 60 мм. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 60 мм и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой линией. Какая фигура получилась? (Трапеция)
Палку надо распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11)
В доме 4 этажа. На каждом этаже живет по одной семье. Ивановы живут под Смирновыми, Орловы над Бобровыми и Смирновы под Бобровыми. Расположите семьи по этажам.
6 конкурс:
«Ребусы»
Ребусы – загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетание букв, цифр, знаков и всевозможными рисунками. За правильный ответ – 5 баллов.
7 конкурс:
«Укажите линии»
На рисунке дано изображение детали. На нём цифрами отмечены различные линии. В соответствии с рисунком, заполните таблицу. За правильный ответ – 5 баллов.
8 конкурс:
«Конкурс капитанов»
Капитанам раздаются карточки с чертежами. На чертежах изображено два вида детали. Цель капитанов: найти третий вид детали. За правильный чертеж – 10 баллов.
9 конкурс:
«Шифровка»
В этом задании необходимо прочитать зашифрованные слова. Для этого надо соединить короткие слова в одно слово, буквы надо использовать все. Например: ДАР + КАНАШ = КАРАНДАШ. За правильный ответ – 5 баллов.
1 команде:
ТУ + ЕЛЬНИК + РОГ = ТРЕУГОЛЬНИК
Т + АД + ЕЛЬ = ДЕТАЛЬ
ПИР + ТРАНС + ТОР = ТРАНСПОРТИР
ЛАК + ИНЕЙ = ЛИНЕЙКА
2 команде:
ЖУТЬ + РОК + НОС = ОКРУЖНОСТЬ
Т + НАСТ + ДАР = СТАНДАРТ
Я + ВАГОН + ТОЛЬ = ГОТОВАЛЬНЯ
ФАТ + РОМ = ФОРМАТ
Игра
«Друдлы»
Что такое друдлы? Это головоломки для развития воображения и креативности. Основой друдла могут быть любые каракули и кляксы. Друдл – это не совсем законченная картинка, которую нужно додумать, на что она похожа. Особенно цениться в ответах оригинальность и юмор. Предлагаю обеим командам совершенно одинаковый перечень друдлов. Задача каждой команды догадаться что именно изображено, ответы конечно же могут не совпадать. А в избежании этого работаем и обсуждаем как можно тише.
Подведение итогов конкурса:
Слово жюри. Награждение команд грамотами.
Заключение:
Поздравляю вас! Вы все молодцы! Показали прекрасный результат. И я думаю, мы с вами достигли цели и доказали что, черчение совсем не скучный предмет, а даже очень увлекательный! Спасибо за участие ребятам и жюри.
Спасибо за внимание!