«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу!"

Внеклассное мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу!"

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

  Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

По романам Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" и М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Добро и зло - это две философские категории, которые извечно становятся предметом спора учёных, литераторов, обычных людей. Добро - это всё, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности. Зло - это то, что приносит окружающим вред, ведёт к разрушению личности. В нашем сознании добро и зло противоборствуют, а в сказках добро непременно побеждает зло.

Но существует и другое понимание этих категорий: в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро. Думаю, можно согласиться с этим утверждением, потому что эти категории диалектически взаимосвязаны. Бывает так, что, желая добра, приносят зло. Или, наоборот, зло приносит добро.

Для доказательства обратимся к литературным аргументам. В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" главный герой Родион Романович Раскольников стремится к добру, он недоволен окружающим миром, считает, что мир устроен несправедливо. Бывший студент юридического факультета создаёт теорию разделения людей на обыкновенных и необыкновенных. Обычные люди служат для зарождения себе подобных и не имеют права нарушать законы. Сверхличности могут разрешить себе пролитие крови ради благих целей. Раскольников убивает старуху-процентщицу, считая её "зловредной вошью" и желая проверить, к какой категории людей он относится. Но жертвой идейного убийцы становится и сводная сестра старухи Лизавета, ради которой и ей подобным, казалось бы, Раскольников должен был устроить жизнь по законам справедливости. Так, желая добра, герой совершает зло. Он словно открывает ящик Пандоры. Если бы все действовали в соответствии со своим понятием справедливости, мир бы разрушился, люди бы стали убивать друг друга. Именно такую апокалиптическую картину увидел на каторге во сне Раскольников.

В романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в Москве тридцатых годов двадцатого века появляется сатана со своей свитой. Булгаковский князь тьмы вершит суд над грешниками. Автор по-новому раскрывает соотношение добра и зла. В его произведении добро и зло не противоборствуют, а сосуществуют и даже сотрудничают, словно два ведомства с различными функциями. Иешуа Га-Ноцри - художественное осмысление образа Иисуса Христа - несёт добро и выполняет миссию прощения и милосердия. Воланд выполняет противоположную задачу: он несёт справедливое возмездие за грехи. Герои, наказанные Воландом, становятся лучше. Об этом говорит и эпиграф, предпосланный роману: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

Таким образом, в каждом добре есть зло. Это происходит тогда, когда мы руководствуемся благими намерениями, но совершаем нравственные ошибки и приносим окружающим зло. В то же время в каждом зле есть добро, когда за свои проступки люди бывают наказаны и исправляются, становясь на истинный путь добра.



Смысл понятий.

Добро – это всё, что делает человек во благо. Это конкретные действия и поступки по отношению к другим людям, забота о животных и природе, деятельность для народа и страны. Добро наполняет жизнь смыслом. Именно оно способно решить многие проблемы как между людьми, так и между государствами, это основа мирных отношений. Оно спасает от неудач и невзгод, помогает совместно переживать их и выходить победителем, добро поддерживает веру в справедливость и дарит надежду на лучшее, вселяет в души людей любовь, которая способна творить чудеса. Добро, исходящее от каждого в отдельности и народа в целом, спасает наш мир от необдуманных решений и поступков. Это основа счастливой жизни.

Нужно стремиться по мере сил и возможностей делать добрые дела, не быть равнодушными, эгоистичными. Жить по законам добра намного интереснее, чем наполнять свою душу злом.

 

Зло – это всё, что приносит несчастье, что разрушает, разъединяет, становится основой вражды. Зло может составлять основу деятельности людей, тогда неизбежным результатом будет ненависть, способная разрастись до огромных масштабов, вплоть до войн между странами. Зло, наполняющее отношения людей, колкие слова и выражения, сказанные в адрес других, стремление принести боль и страдание другим может навсегда сделать людей врагами. Зло – это и вред, наносимый природе, всему живому на нашей планете. Опасность его в этом случае грозит уничтожению цивилизации вообще.

Необходимо бороться со злом во всех его проявлениях: не проходить мимо несправедливости, помогать тем, кто нуждается в поддержке, не быть равнодушным к происходящему, не жить по принципу «моя хата с краю».

Только тогда зло станет бессильным, ведь только совместное неприятие зла приведёт к торжеству добра, способного сделать нас лучше, счастливее.

 

 Список произведений для аргументов.

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

М. Горький. «На дне».

М. Горький. «Старуха Изергиль».

М. Горький. «Детство».

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

В. Распутин. «Уроки французского».

Б .Л.Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей».

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».

В.М. Шукшин. «Чудик».

Гёте. «Фауст».

 

Примечание: готовится следующий материал:

  • краткие подсказки по данным произведениям для аргументов;

  • подробные аргументы по каждому произведению.

 

Следите за публикациями.

 

Цитаты по теме.

ДОБРО.

  • Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
    (Л. Толстой, русский писатель).

  • Только радостное сердце способно находить удовольствие в добре.
    (И. Кант, немецкий философ 18 века).

  • Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит. (Ж. Ж. Руссо, французский философ, писатель и мыслитель 18 века, эпохи Просвещения).

  • Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе — не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость. (Сенека, римский философ, поэт и государственный деятель 1-го века до н.э.).

  • Добро по указу — не добро. (И. Тургенев, русский писатель 19 века).

  • Не надо ожидать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно принесёт плоды. (Махатма Ганди, индийский политический и общественный деятель конца 19 – середины 20 века).

  • Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский, русский педагог и писатель 19-го века).

  • Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза. (Н. Чернышевский, русский писатель, общественный деятель).

  • Добро — это сохранить жизнь, содействовать жизни. (А. Швейцер, немецкий и французский, теолог, философ, гуманист, лауреат Нобелевской премии).

  • Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. (Эразм Роттердамский, нидерландский учёный эпохи Возрождения, 15 век).

  • Не упускайте случая делать добро. (Марк Твен, американский писатель 19-начала 20-го века).

 

 

ЗЛО.

  • Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником. (Мартин Лютер Кинг, американский общественный деятель 20-го века, лидер движения за права чернокожих).

  • Зло — стремление к утверждению себя за счет остальных и всего остального. (Д. Андреев, русский писатель, философ 20-го века).

  • Малое зло человек совершает по глупости. Большое — потому, что оно выгодно. (Д. Зубков

  • Сокрытие зла питает и оживляет его. (Вергилий, римский поэт 1-го века до н.э.)

  • Зло тихо летать не может. (Пёр Первый, российский император).

  • Зло порождает зло. (М.Ю. Лермонтов, русский поэт и писатель 19 века).

  • Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад. (Генрик Сенкевич, польский писатель 19-начала 20-го вв.)

  • Всякая насильственная мера чревата новым злом. (Фрэнсис Бэкон, английский историк, философ, политик 16-начала 17 вв.)

  • Велико ли, мало ли зло, его не надо делать. (Эзоп, древнегреческий поэт-баснописец, 6 в. до н.э.)

  • Накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека. (Николай Сербский, епископ 19-начала 20-го века.)

 

Примечание.

Как работать с цитатами?

  • Можно выучить краткие цитаты, которые будут использованы в сочинении. За учебный год выучить наизусть 10 цитат (по две на каждое направление) – это, согласитесь, не так уж и сложно.

  • Цитаты содержат очень интересные мысли, в них авторы красиво высказываются по той или иной теме. Это своеобразные подсказки для сочинения. Вдумывайтесь в смысл цитат, учитесь перефразировать их, выделять в них главное и использовать в сочинении.

  • Обратите внимание на выделенные цитат. Их можно запомнить.

 

В пьесе А. Горького «На дне» герои- ночлежники живут в атмосфере злобы, недоверия друг к другу. Они постоянно оскорбляют, подсмеиваются, унижают, грубят. Автор уверен, что многое в жизни зависит от самого человека, он творит свою судьбу. Поэтому он описывает  истории ночлежников, по которым ясно, что они во многом сами виноваты в своём положении. Актёр – спился, Барон - совершил преступление, растратив казённые деньги; Васька Пепел – воровал, Сатин- занимался противоправной деятельностью, воровал, картёжничал. Даже оказавшись в ночлежке, они продолжают ту же жизнь, зарабатывая на жизнь нечестным трудом. Живя в мире зла, они подстраиваются под него.

Можно ли быть добрым в этом случае? Удивительно, но и героям пьесы  свойственно желание ощущать доброту по отношению к себе и совершать её, пусть немного, но помогать другим. Так Настя и Квашня жалеют Анну, понимая, как ей тяжело; Актёр выводит её в сени подышать.

Необычным событием стало для ночлежников появление странника Луки, его  уважительное отношение к любому, потому что, по его мнению, человек , «…каков ни есть – а всегда своей цены стоит». Его доброта, сочувствие, нежные слова оказались так нужны им. Человеку иногда нужно, чтобы их просто пожалели. «...Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!.."
Для каждого нашёл Лука слова утешения: Анне сказал, что скоро закончатся её страдания,Актёру внушил, что ещё всё можно исправить, вылечиться от алкоголизма («От пьянства нынче лечат… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек…»); Настю уверовал, что была у неё настоящая любовь («Твоя правда… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!"
 Даже Сатин признавал, что старик "...умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету..." Лука говорил: "...Человека приласкать – никогда не вредно…"
Да, можно говорить о том, что слова Луки вселяли ложную надежду, что даже привели к гибели Актёра. Но человека всё же нужно жалеть. Милосердие всегда свойственно людям. Конечно, помощь должна быть активной. Необходимо, чтобы и сам человек стремился измениться , а не только ждал, что его поднимут со дна.  Но… зло начинает понемногу исчезать там, где хоть чуть-чуть совершает свои первые шаги добро. А его нужно делать, ведь помощь ближнему очищает души, наполняет их радостью и удовлетворением.

А.М. Горький – человек со сложной судьбой. Он смог не опуститься на дно, не подчиниться злу, а выйти победителем из трудных жизненных ситуаций. Писатель был уверен, что многое зависит от человека, а не только от той среды, в которой он оказался ,хотя и говорит одна из героинь его пьесы, Василиса, что "человек сам в себе не волен...".

И всё же, читая об отношениях ночлежников друг к другу, хозяев Костылёвых к ним, читатель делает вывод, что не должно быть столько злобы, что нужно с сочувствием относиться к людям в любой ситуации. Ведь каждый из нас – Человек, а «это – звучит гордо!».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее