Государственное учреждение
«Луганская школа I-III ступеней № 18»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО ФИЗИКЕ
«Путешествие
в королевство Физика»
Подготовила:
учитель физики
Карасёва Ирина Дмитриевна
г. Луганск
Цели урока
образовательные:
познакомить учащихся 6 класса с интересной наукой физикой;
продолжать формирование представлений о физических явлениях посредством игровой деятельности:
показать, как физика связана с жизнью;
активизировать в игровой форме знания учащимися физических понятий, которые являются основной базой для начала изучения курса физики
развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, их творческие способности;
способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, наблюдательности, умения применять свои знания в новой ситуации
воспитательные:
воспитывать коммуникативные способности учащихся, культуру общения;
развивать чувство ответственности за порученное им дело, чувство коллективизма
Оборудование: презентация; аудиозаписи музыки, минусовок; высказывания о физике; фотопортреты учёных, шаблон для кроссворда на ватмане; фломастеры; приборы и материалы для демонстраций (свеча, бокал, тарелка, спички, подкрашенная марганцем вода, сок в картонной коробке, ножницы, спиртовка, стакан, штатив; бумажные салфетки, овсяные хлопья, воздушные шарики, нитки, шерстяная ткань; таблетка растворимого аспирина, соль, подсолнечное масло, спирт, гуашь, воронка, 3 химических стакана; 2 пластиковых бутылки (большая и маленькая), высокий сосуд с водой, моющее средство, блюдце; литровая банка, бумага); смайлики
Учитель: (Слайд 1)
Вам надоело скучно жить
И надоело всего боятся?
Тогда могу вам предложить
Делом полезным сегодня заняться.
Вы верите в мистику и всякую ерунду?
Боитесь вы грома, боитесь грозу?
Вам страшно, кода начинается дождь?
Не огорчайтесь, смогу вам помочь!
Не стоит ходить к шаманам, магистрам,
Не стоит целителей вам навещать,
Совет наш прост – не нужно бояться,
А лучше физику изучать.
Звучит запись песни “Про науку физику»
Учитель: Приветствую вас, друзья – любители путешествий!
Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся на экскурсию, только вот место будет необычным, так как в этот раз я приглашаю вас посетить Королевство Физика. (Слайд 2)
Кажется, еще совсем недавно вы были маленькими и очень любили задавать своим мамам и папам вопросы: Что? Где? Когда? Почему? На первый взгляд эти вопросы кажутся совсем простыми, но стоит попробовать ответить на такой вопрос и кто знает, к чему он может нас привести: к новым знаниям или к научному открытию? (Слайд 3)
Чтец 1: Все сплошные «что?» да «если»,
«Почему?», «Откуда?», «Как?»!
А на них ответы есть ли?
Говорят примерно так:
Очень скоро подрастешь,
Тайны эти сам поймешь!
Учитель: Ответить на некоторые вопросы и разобраться в некоторых физических явлениях вам поможет мудрая и гордая королева Физика. К ней в гости мы и отправляемся. (Слайд 4)
Владения королевы Физики мы можем объехать по железной дороге, останавливаясь на станциях. Как вы уже видите, на доске висит карта, на которой обозначен план движения нашего маршрута. Мы посетим с вами все отмеченные пункты, причём во время экскурсии вам будут предложены задания, которые вы сможете выполнить, если будете внимательными, активными, культурными по отношению друг к другу.
Чтец 2: Отправляемся в путешествие
Туда, где интересно,
Где каждое мгновение
Приводит в изумление!
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело -
В мир загадок и сложных задач.
Чтец 3: Не боимся, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден:
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Учитель: Итак, поехали… (звучит фонограмма «Звук поезда»)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя этому царству – Природа, а правила в том царстве, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица Физика. (Слайд 5)
Из столетия в столетие она училась разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.
Человек не сразу признал власть Физики. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но всем известно, что страх еще никогда не был хорошим советчиком и другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди не знали, почему это все происходит и часто погибали. А это очень сильно огорчало Физику. Тогда-то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей, и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их для себя. (Слайд 6)
Чтец 4: Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса.
Он всего, всего боялся,
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье…
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во всё вмешаться,
Людям правду рассказать,
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу узнавал.
Учитель: Армия Физики увеличивалась, в ней появились свои сержанты и командиры. Вот некоторые из них: (Слайд 7) Архимед, Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Михаил Васильевич Ломоносов, Джеймс Клерк Максвелл, Константин Циолковский, Альберт Эйнштейн и многие-многие другие…(Слайд 8)
Именно благодаря всем этим людям мы сегодня имеем множество приборов, машин и механизмов, без которых не представляем свою жизнь.
Давайте сойдём на первой станции под названием (Слайд 9) «Полезные изобретения».
И первое задание: отгадайте загадки и назовите то, о чём в них говорится. (Слайд 10)
1. Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)
(Слайд 11)
Первый термометр (точнее, воздушный термоскоп), совершенно непохожий на современный, был изобретен в самом конце XVI века итальянским ученым Галилео Галилеем. Немецкий физик Габриэль Фаренгейт в 1724 году создал первый надежный ртутный термометр, который более всего походил на тот, который и по сей день широко распространен в мире. А лоследнее слово в градуировании шкалы термометра, которым мы пользуемся сегодня, принадлежит шведскому астроному и физику Андерсену Цельсию (1742 год). (Слайд 12)
2. Вечером в стеклянном колпачке
Солнышко сидит на волоске. (Электрическая лампочка)
(Слайд 13)
У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания в 1872 – 1874 годах особенно велики. Усовершенствовал электрическую лампу американский изобретатель Томас Эдисон. (Слайд 14)
3. Без языка живёт,
Не ест и не пьёт,
А говорит и поёт. (Радио)
(Слайд 15)
У нас принято считать изобретателем радио Александра Степановича Попова, который 7 мая 1895 г. впервые публично продемонстрировал прием и передачу радиосигналов на расстоянии около 60 м. Его не менее достойные коллеги примерно в это же время работали над проблемой в других странах. Итальянец Гульельмо Маркони, американец Никола Тесла, француз Эдуард Бранли стоят в одном ряду с Поповым. Их усилиями к началу XX века человечество получило устойчивую и надёжную радиосвязь (Слайд 16)
В нашей комнате одно есть волшебное окно:
В нем летают чудо - птицы, бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет, а зимою сад цветет.
В том окне чудес полно, что же это за окно? (Телевизор)
(Слайд 17 Телевизор не был построен одним человеком. Но Владимира Зворыкина считают создателем первого телевизора в 1929 году, так как именно Зворыкин разработал современную телевизионную систему на основе ЭЛТ. Это позволило создать достаточно простые и качественные телеприёмники. (Слайд 18)
Я в Москве, а он в Луганске, в разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом разговариваем с ним.
Кто нам помогает? (Телефон)
(Слайд 19) 11 июня 2002 года Палата представителей Конгресса США признала настоящим изобретателем телефона итальянца Антонио Меуччи, однако, в силу сложившихся обстоятельств, в большинстве справочников и энциклопедий, изданных на разных языках народов мира, черным по белому написано, что изобретателем телефона в 1876 году является американец Александер Грэмм Белл. (Слайд 20)
6. Сохраняет все секреты
«ящик» справа, возле ног,
и слегка шумит при этом.
Что за «зверь?». (Системный блок)
7. Сетевая паутина
оплела весь белый свет,
не пройти народу мимо.
Что же это? (Интернет)
Звучит песня «До чего дошёл прогресс»
Учитель: Продолжаем наше путешествие.
(Звучит фонограмма «Звук поезда») (Слайд 21)
Станция «Мультяшная»
Задание: вспомнить мультфильмы и ответить на вопросы королевы Физики.
1. Явление природы, название которого есть в названии мультфильма о
ежике. (Туман)
Что представляет собой это явление? (Скопление мелких капелек воды в воздухе)
2. Имя сказочной героини мультфильма, связанное с твердым состоянием
воды. (Снегурочка)
Какое еще твердое состояние воды вы знаете? (лёд)
При каком условии вода превращается в лёд? (при 00С)
3. Прибор, с помощью которого девочка Оля из сказки попала в страну, где все имена звучат наоборот и где она встретила свое отражение — девочку Яло. (Зеркало)
Каково главное свойство этого прибора? (Давать отражение, но лево и право меняются местами)
4. Название звукового прибора, частью которого служит для Совы хвост
ослика Иа. (Колокольчик)
Почему он издает звук? (Язычок колокольчика колеблется, ударяясь о чашечку. И мы слышим звук)
Звучит фонограмма «Звук поезда»(Слайд 22)
Станция «Ребусы»
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя. (Слайд 23)
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье.
На этой станции, как вы уже, наверное, догадались, вам предстоит разгадать ребусы, в которых зашифрованы слова, каким-то образом, связанные с физикой.
Ответ: тело
Что называют телом? (Любой предмет, который нас окружает)
(Слайд 24)
Ответ: радар
А вы знаете, что такое радар? Для чего он используется? (Радар – прибор, с помощью которого определяют местонахождение предмета, независимо от времени суток и расстояния, на котором он находится)
Ответ: масса
С помощью какого прибора можно измерить массу тела? (Весов)
Продолжим наше путешествие.
(Звучит фонограмма «Звук поезда»)
Мы прибыли на станцию «Физические явления». (Слайд 25)
1 |
|
|
|
|
|
| |||||
2 |
|
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
| ||||||
4 |
|
|
|
|
|
| |||||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
На этот раз королева Физика предлагает вам разгадать кроссворд, в котором зашифрованы названия физических явлений. Если вы его разгадаете правильно, то прочтёте ключевое слово, которое также является названием явления.
1. Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила (гроза)
2. Горох стеклянный скачет по полянам (град)
3. Шёл долговяз,
В сыру землю увяз (дождь)
4. Воет ветер, гонит пыль,
Гнёт к земле траву, ковыль.
Хлещет ливень, гром гремит,
Небо с нами говорит.
Мчится, словно хулиган,
Этот страшный... (ураган)
5. Я крылата и легка,
И свищу я без свистка.
На лету, на лету
Всё снегами замету (вьюга)
1 | Г | Р | О | З | А |
| |||||
2 | Г | Р | А | Д |
| ||||||
3 | Д | О | Ж | Д | Ь | ||||||
4 | У | Р | А | Г | А | Н | |||||
5 | В | Ь | Ю | Г | А |
| |||||
С | Н | Е | Г | О | П | А | Д |
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озёрушки
Белый пух да пёрышки (снегопад)
Ключевое слово: радуга.
Звучит фонограмма «Звук поезда»
Станция «Физические фокусы» (Слайд 26)
Чтец 5: О том, что физика наука молодая,
Сказать определенно здесь нельзя,
И в древности, науку познавая,
Стремились постигать ее всегда.
Цель обученья физики конкретна:
Уметь на практике все знанья применять.
И важно помнить: роль эксперимента
Должна на первом месте устоять!
Звучит песня «Мир без чудес» И. Понаровской
И я вам предлагаю погрузиться в мир чудес, проделав серию физических опытов.
Свеча – волшебница
Оборудование: свеча, подкрашенная вода, бокал, тарелка, спички
Выполнение опыта:
Устанавливаем свечу на тарелку так, чтобы она не упала.
Наливаем небольшое количество подкрашенной воды в тарелку.
Поджигаем свечу и накрываем её бокалом.
После того, как воду всю затянет в бокал, переворачиваем тарелку
вместе с бокалом.
Объяснение:
При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Как только мы накрыли бокалом свечу, воздух внутри бокала расширился и вытолкнул свой излишек. Затем, после того как свеча погасла из-за недостатка кислорода, воздух начал охлаждаться и, соответственно, сжиматься, заодно и увлекая внутрь бокала воду из тарелки.
Удивительная коробка
Оборудование: молоко в картонной коробке, ножницы, спиртовка, спички, стакан, штатив
Вопрос: Как вы думаете, можно ли вскипятить воду в бумажной коробке?
Выполнение опыта:
Вскрываем пакет молока и выливаем содержимое в стакан.
2. Отрезаем от пакета дно.
3. Поджигаем спиртовку.
4. Наливаем молоко в коробочку, полученную из пакета, и ставим на
огонь.
Объяснение:
Если пустой пакет из-под молока положить на огонь - пакет загорится. А если в пакете будет молоко, то при установке его над открытым огнем - пакет не загорится, а молоко в нем закипит. Молоко будет забирать тепло и нагреваться, тем самым остужая сам пакет. Температура воспламенения картона (2580С). А молоко кипит при 100,2*С и сразу же "убежит", потому что пузыри воздуха не могут пробиться через пленку на поверхности и "вытолкнут" всю жидкость.
Танцующие хлопья
Вопрос: Знаете ли вы, что некоторые крупы способны производить много
шума? А можно ли научить рисовые хлопья еще прыгать и
танцевать?
Оборудование: бумажное полотенце, 1 чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, нитки, шерстяная ткань
Выполнение опыта:
1. Расстилаем на столе бумажное полотенце.
Высыпаем на полотенце хлопья.
Надуваем шарик и завязываем его.
Натираем шарик о шерстяной свитер и подносим его к хлопьям.
Результат:
Хлопья подпрыгивают и притягиваются к шарику.
Объяснение:
В этом эксперименте нам помогает статическое электричество. Оно образуется за счет трения шарика и свитера.
Трехэтажный коктейль
Оборудование: таблетка растворимого аспирина, вода, поваренная соль, подсолнечное мало, спирт, краска двух цветов (зелёная, красная),
3 стакана, воронка.
Выполнение опыта:
Наливаем в 1 стакан воду, добавляем соль и красную краску.
2. Выливаем содержимое 1 стакана в бокал.
3. Наливаем масло во 2 стакан и через воронку, аккуратно, наливаем в бокал так, что бы масло оказалось поверх соленой воды.
4. Наливаем в 3 стакан спирт и добавляем зеленую краску.
5. Выливаем из 3 стакана в бокал через воронку так, что бы содержимое оказалось поверх подсолнечного масла.
6. Бросаем в бокал таблетку аспирина.
Объяснение:
Жидкости в бокале расположились в следующем порядке: подкрашенная солёная вода, спирт, подсолнечное масло. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды, самая маленькая у подсолнечного масла.
После добавления таблетки аспирина, она падает на дно бокала, где слой соленой воды, и начинает выпускать пузыри. Эти пузыри увлекают за собой красную жидкость и проходя через слой масла, образуют нечто похожее на лава - лампу. По наличию пузырьков можно судить о том, что здесь физика подружилась с химией, так как протекает химическая реакция.
«Джин» из бутылки
Оборудование: 2 пластиковые бутылки (большая и маленькая), ножницы, высокий сосуд с водой, моющее средство
Задание: получить мыльный пузырь
Выполнение опыта:
Отрезать дно у маленькой пластиковой бутылки. Смочить горлышко бутылки мыльным раствором. Опустить бутылку широким концом в высокий сосуд с водой. Из горлышка бутылки появляется пузырь.
То же проделать с большей бутылкой.
Объяснение:
При опускании в воду воздух в бутылке сжимается и выдавливает из горлышка пузырь. Чем больше объём бутылки, тем больше объём пузыря.
Упрямый шар
Оборудование: литровая банка, воздушный шарик, бумага, спички
Задание: поместить шарик в банку.
Выполнение опыта:
Поджечь бумагу, опустить её в банку.
Как только бумага сгорит, сразу же поставить шарик на банку.
Результат: шарик втягивается в банку.
Объяснение:
При нагревании воздух в банке расширяется, потом при охлаждении сжимается, и атмосфера снаружи давит на шар сильнее, чем воздух изнутри. Таким образом, шарик вталкивается в банку.
Звучит фонограмма «Звук поезда»
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы вошли в мир физики. Старт дан! Учитесь! Вам, сидящим сегодня за школьной партой, решать сложнейшие задачи XXI века. Вы должны быть высококвалифицированными специалистами. И физика - чудеснейшая и мудрейшая наука из наук — поможет вам в этом. (Слайд 27)
Чтец 6: Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли,-
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли?
Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поет,
Что на кнопку нажмешь рукою -
И средь ночи день настает?
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей все равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам...
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Учитель: Молодцы, ребята! Я рада, что у Физики появились новые друзья. Надеюсь, что вы будете наблюдательными и любознательными, упорными и настойчивыми, открывая для себя неизведанные тайны природы. И помните всегда, что физика – это наука понимать природу! (Слайд 28)