Открытое мероприятие по математике в 3 классе « Занимательная математика ».
Цели урока:Пробудить интерес к предмету математике, развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию;в оспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество.
Оборудование:
карточки с заданиями,
геометрические фигуры.
эмблемы команд "Квадрат", «Треугольник»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в коридоре. Гости сидят в классе. Звенит звонок на урок.
Учитель: « Уважаемые пассажиры. Скорый поезд отправляется в путь. Просим пассажиров занять свои места»
Дети входят в класс с билетами. На билетах у каждого ученика написано задание, которое они должны решить и записать ответ в квадратике. Билеты они показывают начальнику вокзала (учителю). Учащиеся садятся согласно билетам, тем самым разбились на команды.
На партах таблички с номером вагона.
Билет №5 - Сосчитать сколько треугольников на рисунке.
Билет №7 – задача в стихах.
Учитель: « Уважаемые пассажиры!
Сейчас мы определим маршрут нашего следования.
Станция прибытия – «Занимайкино»
Тут затеи и задачи
Игры, шутки всё для вас.
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях.
Но поезд у нас необычный, порядок вагонов во время поездки будет меняться. В конце поездки мы узнаем, какой же вагончик прибудет на станцию «Занимайкино» первым. А для этого мы будем соревноваться.
Пассажиры каждого вагона – это команда.
- Нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть геометрическим.
Команды, представьтесь.
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья,
Назовите вы меня!
команда – «Квадрат»
Три вершины, три угла,
Три сторонки вот и я!
команда – « Треугольник»
Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения нашего поезда.
На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.
Вести себя спокойно.
Не выкрикивать.
Быть терпеливыми.
Не говорить всем сразу.
Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
Нужно уметь договариваться.
Нужно слушать и понимать друг друга.
Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
Прочитайте слова , зашифрованные в ребусах и вы узнаете, чем мы будем заниматься во время путешествия?
Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то появляются слова.
Ви 3 на Сви 100 к Сказка
Решать отгадывать Смекать
Гудок. Поезд отправляется в путь. Звучит музыка( «Паровозик из Ромашкино»)
Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд №5)
На столе у каждой команды карточки.
Разгадайте высказывание величайшего греческого математика Пифагора о числах.
Он считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
Дети: Миром управляют числа.
Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики.
Слайд Пифагор + фраза
Я вам предлагаю отгадать математический фокус.
Я могу отгадать задуманное вами число.
Задумайте число от 1 до 20
Прибавьте к нему 5
Результат умножьте на 3
От того, что получилось , отнимите 15 и запишите ответ.
Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали.( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).
С помощью чего записываются числа? (с помощью цифр)
Возьмите карточку зелёного цвета.
Перед вами человечек из цифр.
Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось?
Впишите полученное число в окошечко.
Найти в тексте числа.
У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка. 8 чисел
«Математические» пословицы и фразеологизмы
— Вместо пропусков вставьте числа.
.
У него … пятниц на неделе.
… раз отмерь, … раз отрежь.
За … зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
… сапога – пара.
… одного не ждут.
Возьмите карточки, прочитайте задание.
Назовите названия сказок, в которых есть числа.
3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка».
Команда, которая назовёт сказку последней – выиграет.
Следующее задание:
Каждой команде задаётся по 3 задачи.
1 команда:
Четверо играли в домино 2 часа. Сколько часов играл каждый?(2 часа)
На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как все улетели)
Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)
2 команда:
1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)
2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)
3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села).
4. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).
Станция «Арифметическая»
« Арифметика- царица математики»- говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс.
Назовите арифметические действия, которые вы знаете.
Используя эти арифметические действия , выполните следующее задание:
1 команда:
2222=8 2+2+2+2=8
2 команда:
2222=44 22+22=44
3 команда:
2222=111 222:2=111
9999=18 9*9:9+9=18
9999=82 9*9+9:9=82
Станция «Внимательная»
Прослушайте объявления
На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина «Треугольник и квадрат».
Сценка.
1уч:
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
3уч: «Почему ты злишься, брат?»
1уч: Тот кричит ему:
2уч:
«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
1уч: Но Квадрат ответил:
3уч:
«Брат!
Я же старше, я – квадрат».
1уч: И сказал ещё нежней:
3уч: «Неизвестно, кто нужней!»
1уч:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
2уч:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
1уч:
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Спасибо вам, геометрические фигуры.
Станция « Музыкальная»
Пока жюри подводит итоги.
А сейчас мы отдохнём
И частушки попоём
Мы весёлые ребята вам частушки пропоём,
Мы в своей любимой школе замечательно живём.
Ваня целый день зевает,
Почему и сам не знает.
Математики урок
Не идёт Ванюше впрок.
Над тетрадкой Влад рыдает:
Как пример решить не знает.
Плачет баба, плачет дед,
Ну, не сходится ответ.
Я таблицу умноженья
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла.
Мы с соседом сообща
Контрольную решили.
За неё мы на двоих
Четвёрку получили.
Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.
7.Мы частушки вам пропели,
А теперь хотим сказать:
Если цифры полюбили
Всё пойдёт у вас на пять.
— Вот и подошло к концу наше путешествие Мы прибыли на станцию «Занимайкино». Узнаем какой вагончик прибыл первым Давайте посчитаем вместе баллы.
Первым на станцию «Занимайкино» прибыла команда … вагона. Но победил каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал. Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительней, находчивее, остроумнее.
Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие, помашите мне билетиком.