Внеклассная работа с одаренными детьми
(выпуск школьной газеты)
В современной школе главным, ведущим, подходом к обучению становится компетентностный подход. Компетентностный подход – это новый подход, новая модель образования. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а усвоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Поэтому принципиальное значение приобретает описание тех компетенций (умений), которые могут быть использованы в любых ситуациях. Причем язык описания должен быть общим для всех ступеней обучения.
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.
В связи с переходом к профильной школе, был разработан элективный курс «Азы журналистики» для обучающихся 9 классов. Зачетной работой, своеобразным итогом должен был стать выпуск школьной стенгазеты, но ребят настолько заинтересовал курс, что они выступили с предложением сделать газету постоянным изданием, вышли с предложением к администрации школы. Инициативу ребят поддержали. Так родилась школьная газета «Большая перемена». Работа над газетой вышла за рамки урока, расширился круг ребят, которые работают над выпусками. Школьная газета существует четвертый год.
В качестве корреспондентов, дизайнеров выступают сами учащиеся, они пробуют себя в разных публицистических жанрах: репортажах, статьях, интервью, заметках, очерках и др. Редактируют газету ученики-старшеклассники. Они посетили несколько различных занятий, которые проводились в городе специально для редакторов школьных газет. В этом учебном году к творческому коллективу захотели присоединиться новые ребята (ученики 6 класса), и нам это очень отрадно.
Ребята сами разрабатывают дизайн газеты, подбирают темы, которые хотели бы осветить в следующем выпуске. Школьные журналисты решили создать и постоянные рубрики: «школьная жизнь», «наши учителя» «мир увлечений» и др. Первая полоса газеты посвящается, как правило, важным событиям гимназической жизни или рассказу о каких-либо праздниках (гимназических, государственных). Газета также рассказывает о достижениях отдельных учащихся в спорте, об участниках олимпиад, о победителях различных конкурсов и т.д. Периодически в газете появляются результаты соц. опросов (темы для которых придумывают тоже сами ребята, учитывая интересы сверстников), статьи о молодежных течениях. Последняя страница газеты – занимательная: на ней помещают строки из школьных сочинений, стихотворения внештатных корреспондентов, «толковый словарик» и т.д.
В планах журналистов на этот уч.год – продолжить работу над выпусками «Большой перемены», тесно сотрудничать с ребятами среднего звена, чтобы приготовить себе достойную смену.
Школьная газета выходит небольшим тиражом (50 экземпляров) один раз в месяц, бесплатно распространяется среди гимназистов. Она пользуется спросом, новые выпуски с нетерпением ждут читатели. После каждого выпуска газета публикуется на сайте гимназии, чтобы познакомиться с ней могли и родители, и все желающие.
Внеклассная работа над школьной газетой позволяет развивать у ребят интерес и любовь к родному языку, воспитывать чувство патриотизма, учит ребят сотрудничеству, работе в коллективе, и, что немаловажно, видеть результаты своего труда.