Внедрение элементов современных педагогических технологий на уроках естественных наук
Мой педагогический стаж более 30лет. Многое поменялось за время работы и программы , и ученики , и их родители. Нынешнее время требует от учителя поиска и применение новых форм и методов работы.
Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. Большую помощь в этом деле оказывает применение элементов современных педагогических технологий.
Технология проблемного обучения. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него ты получаешь возможность “растормозить” механизм его мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную деятельность на уроке. Поэтому на разных этапах урока я использую несколько приёмов технологии проблемного обучения.
Прием ″яркое пятно″. Сообщение классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока.
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, случаи из истории науки.
При изучении темы «Млекопитающие» рассказываю о открытии европейцами утконоса ( сочетает признаки пресмыкающихся, птиц и млекопитающих) , темы «Опыление растений»- почему клевер в Австралии не давал семена, «Папоротникообразные растения», я рассказываю детям легенду о цветущем папоротнике накануне Ивана –Купалы. Говорю, что люди так и не смогли увидеть его цветок. Почему?
Ещё один приём «противоречивая информация» - я предъявляю классу несколько противоречивых фактов по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Вирусы», ставлю учащихся перед двумя фактами: вы знаете, что вирусы – причины многих опасных заболеваний, но учёные считают , что некоторые вирусы просто необходимы для поддержания здоровья. Затем в ходе изучения материала ребята стараются опровергнуть или аргументировать каждое из утверждений. Либо при изучении значения бактерий ставлю проблемный вопрос: нужны ли бактерии на Земле или нет.
Проблемные ситуации , связанные с созданием эмоционального фона, для восприятия нового материала.
Проблемная ситуация, когда учитель сталкивает мнения своих учеников, не предъявляя ребятам чьи-то точки зрения.
На уроке в 8 классе при изучении темы «Поведение и психика»
задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».
Использование данных приёмов на уроке позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к учащимся, ведь проявить себя, высказать неординарную мысль и в любой форме может каждый из них. Ребёнок будет услышан, понят, не будет бояться высказывать свою точку зрения, пусть и не всегда верную.
Информационно-коммуникационные технологии обучения. Учитывая современные реалии, учитель должен внедрять в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Поэтому, я считаю, что использование мультимедийного оборудования на уроках как никогда актуально. Специфика предмета биологии, обуславливает использование большого количества наглядного материала на уроках. Возможности данного оборудования позволяют мне использовать тематические видеофильмы, а также разнообразные задания, таким образом, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Я имею возможность показать ребятам разные биологические объекты, процессы на макро- и микроуровнях, в их динамике и взаимосвязи, что делает информацию более яркой, понятной и запоминающейся. Например: двойное оплодотворение у цветковых растений показанное в фильме детям понравилось и было понятней. Сочетание текста. рисунка, анимации, звукового сопровождения «включает» максимальное количество видов памяти учащихся. На своих уроках я использую презентации . Созданы папки с презентациями по классам. Дети тоже готовят презентации к урокам.
На этапе контроля очень удобным и интересным для учащихся, является индивидуальное компьютерное тестирование используя вопросы и тестовые заданий на экране.
Технология развития критического мышления. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Синквейн – стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам
Плоды
Сухие, сочные.
Сохраняют, распространяют, питают.
Генеративные органы растений.
Семена. . Кровь.
Артериальная, венозная.
Перемещает, питает, защищает.
Жидкая внутренняя среда организма.
Соединительная ткань.
Бактерии
Аэробные, анаэробные
Разлагают, обогащают, заражают
Используются в пищевой промышленности
Прокариоты
Можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному, можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе.
Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, можно предложить в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями , то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.
Игровые технологии обучения. Учебный материал в игре усваивается непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Игровые моменты я применяю как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий. «Третий лишний»-найти элемент, не подходящий ко всем другим. Н-р, горчица культурная, вишня садовая, сурепка обыкновенная. Устанавливаем, что лишняя – вишня садовая. .«Трехзначное число»-при закреплении какой-либо темы. Суть состоит в том, что учащийся должен выбрать из каждой колонки по 1 числу. Шифры ответов записываются последовательно трехзначным числом.
Созданию оптимальных условий для личностно – ориентированного подхода в экологическом воспитании учащихся, развитее интереса к предмету помогают:
Секция летней «Школы выживания» целью которой было ознакомить учащихся с организмом человека, его органами и системами, повреждениями организма, которые могут произойти, оказание первой помощи себе и окружающим, поведение дома, на улице, в природе, которое способствует сохранению и укреплению здоровья.
Целью создания секции «БИОЛОГИЯ» в летней школе было ознакомить учащихся методами биологических исследований, требованиями к написанию научных работ, расширить знания учащихся о одноклеточных организмах, растениях, грибах, лишайниках, значении в природе и жизни человека.
Был созданы фотоальбом Презентации «Природа родного края», «Растения нашего города»
Декада науки: Выставка природных объектов, опыты, конкурс на выращивание растений, викторины в начальной школе, брейн- ринг, мероприятие» Эхо Чернобыля».
Школьные олимпиады: разработка выбранных тем, подготовка презентаций, выступление перед одноклассниками, лучшие участвуют в конференции «Крок у майбутне».Основные педагогические результаты применения данных технологий на уроках биологии:
повышение уровня мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
у школьников постепенно формируется осознание успешности его деятельности;
учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов учащихся;
Возможность рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
использование современных педтехнологий в курсе биологии будет способствовать повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером