«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Вместе ярче" Классный час по энергосбережению

Классный час посвящён проблеме энргосбережения. Он прошёл в форме заочного путешествия по квартире с огромным количеством бытовых предметов. Дети рассказывали, как ими пользоваться и что нуно делать, чтобы сэконмить энергоресурс. В итоге была составлена памятка и роздана гостям - ученикам начальных классов.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МКОУ «Розгребельская СОШ»



Классный час на тему энергосбережения

«Вместе ярче!»









Подготовили и провели уч-ся 5-6 классов,

Миненкова С. И., Мезенцева Т. И.,

классные руководители







2017 год



Цели и задачи классного часа:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;

  • стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход классного часа

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …ваши квартиры, дома. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши. Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом, настоящие ли вы хозяева в доме. И какая вещь в доме самая НУЖНАЯ! Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, послушаем разговор двух старушек.

Сценка

( разговаривают две старушки: Костя и Денис в платочках сидят с газетами)


Д. 1-я старушка. - До чего дошёл прогресс?

До невиданных чудес.

Шар земной туда-сюда

Окрутили провода.

К. 2-я старушка. Нету ламп, свечей давно,

Свет горит, когда темно.

Телевизор, телефон,

Радио, магнитофон.

Д. 1-я старушка. Микроволновка, холодильник,

Утюг, миксер, морозильник.

Всё включено в таком количестве!

Как хватает электричества?

К. 2-я старушка. А ты ещё себе мобильник не купила?

Вот уж, ей-Богу, где бесовская-то сила!

Д. 1-я старушка. - Ага! Ведь в никуда как будто говоришь,

Что без труда в Америку звонишь.

К. 2-я старушка. - Ой, заболталась я, Семёновна, с тобой.

Спешить мне надобно скорей домой.

Мои, наверное, с утра все разбежались,

А электричество включённым всё, небось, осталось.

Д. 1-я старушка. - Да и мне пора квартиру осмотреть:

Мои-то тоже могут бросить свет и газ гореть.

Спят до последнего. Потом, как на пожаре, суетятся,

Всё повключают и оставят, на работу, в школу мчатся.

Вчера соседей снизу во-он как затопили!..

Эх, что тут говорить…

Порядка нету в целом мире!

Да, мы живем в благоустроенных квартирах, домах с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен, стиральная машина и т.д.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы, конечно, знаете. Это….

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

СЛАЙД 1. Энергия (от греч. ενεργός — деятельный) — общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи.

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. Она необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Давайте представим, что ваш дом остался без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Мы уже привыкли жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения,  которые заключаются в этом слове. Давайте попробуем его отгадать. (из карточек, на которых написаны буквы, расположенных на доске, составить слово.)

Бережливость

-Что же мы будем беречь?

-Беречь энергию.

СЛАЙД 2. Наш классный час на тему энергосбережения. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

СЛАЙД 3. УЧИТЕЛЬ: Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас и вас на планете Земля.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?  Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты. 

СЛАЙД 4. картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу, 
Ты дашь возможность потомкам напиться.

Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

 Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

-Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

-Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

-А главное - не забывайте выключать воду!

Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. 

Учитель Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

 Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

СЛАЙД 5.  Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.

Вот полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник) 

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). 

Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель: А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца 
Через нос водица льется. (Чайник)

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.

Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

 Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.

Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Следующая вещь девочкам знакома точно.

Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

 Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима 
Не прокралась к нам в дома, 
Вы окошки утеплите – 
И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие.

СЛАЙД 6.  Я думаю, что вы уже поняли самое главное: ЧТО? (Дети отвечают)

Мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Как научиться бережливому использованию энергии? Какая вещь самая нужная? (Ответы детей)


 ( Инсценировка сказки А.Исаакяна «Самая нужная вещь» )


Автор: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. И было у него 3 сына. Царь состарился и решил передать трон одному из сыновей. Собрал он сыновей и говорит:


Царь: Дорогие мои сыновья! Отец ваш стар и не может больше править страной. Кто исполнит мою мечту, тот и унаследует корону, станет править моим народом. Видите вон то огромное и вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на этом свете, чем я сумел бы осчастливить весь свой народ. Отыщите ту самую нужную вещь и заполните моё хранилище.


Автор: Сыновья поклонились отцу и отправились в путь. Долго ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день предстали перед отцом. Вот и говорит царь:


Царь: Добро пожаловать, бесценные мои сыновья. Ну и как, удалось вам найти и доставить ту самую нужную в мире вещь?


Автор: Вынул старший сын из кармана горсть зерна и протянул отцу и говорит:


Старший сын (вынул из кармана горсть зерна и протянул отцу):

Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба?


Автор: Покивал отец и просит среднего сына ответить. Вынул средний сын из кармана горсть земли, протянул отцу и говорит:


Средний сын (вынул из кармана горсть земли и протянул отцу):

Землёю заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто сможет прожить без земли?


Автор: И среднему сыну покивал отец и просит младшего сына ответить. Младший сын взял свечку, зажёг её и сказал


Младший сын Светом заполню я это огромное хранилище. Только светом. Ничего не нашёл нужнее, чем свет. Свет – самое нужное в мире. Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не было бы жизни. А ещё свет знаний – самая нужная вещь. Только светом знаний можно управлять миром!


Автор: И сказал царь младшему сыну:

Царь: Долгих лет жизни тебе, мой сынок! Ты по праву заслуживаешь трона, потому как хочешь самого прекрасного – хочешь, чтобы у людей всегда был свет!

СЛАЙД 7.  

А сейчас, ребята, давайте попробуем выбрать правила экономии энергии и прикрепить на доску.

  • Выключай свет, если ты в нем не нуждаешься.

  • Не отключай от сети электроприборы на ночь, их можно использовать как ночники.

  • Включай технику только тогда, когда она тебе нужна.

  • Используй стиральную машину при полной загрузке, чаще стирай, чтобы одежда была чистой и аккуратной

  • Используй энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70 – 80 % меньше, чем лампы накаливания.

  • Размораживание продуктов в микроволновой печи требует большого количества энергии.

  • Следите, чтобы свет горел во всех помещениях, чтобы вам не было страшно.

  • Периодически размораживайте холодильник, чтобы продукты не перемёрзли.

  • Чаще мойте окна, на подоконниках ставьте небольшое количество цветов

  • Чаще меняйте мешки для сбора пыли в пылесосе.

Игра «Плохо-хорошо»


А сейчас немного поиграем. Ребята, если вы считаете, что герой поступает «хорошо»- хлопайте в ладоши, плохо - топайте ногами.

1.Саша в своей квартире свет везде включает.

А что светит Солнце, он не замечает.

2.Папа на диване задремал немножко.

Вместо него смотрит телевизор кошка.

3.Горит ли свет напрасно мама проверяет.

Все электроприборы из розетки на ночь выключает.

4.Уходя из комнаты, бабуля свет не выключает.

А внучек Ванюшка за ней наблюдает,

И бабушке своей он напоминает.



И в завершении классного часа я хотела бы ещё раз услышать советы по энергосбережению. Для этого я предлагаю разыграть сценку.

(Появляется мужчина с газетой (Даниил). Садится, читает. Вбегает Малыш Костя.)


Автор: Кроха сын домой пришёл,

И спросила кроха.

Кроха Костя: Если газом греют дом,

Папа, это плохо?

Папа Даниил: Видишь, занят я, сынок,

Не лезь ко мне с вопросом.

Автор: И отцу-то невдомёк,

Что спросила кроха.

Малыш же на своём стоит.

И опять с вопросом:

Кроха: Днём свет на лестнице горит

Папа, это плохо?

Папа: Ты же видишь: я читаю,

Поиграй сам, кроха.

Кроха: Из крана капает вода,

Папа, это плохо?

Автор: Долго сын ответа ждал.

Папа всё читал, читал…


СЛАЙД 8.  

Обращаюсь в зал: Кому вы бы дали советы? Какие?


Даниил 1-й участник: Ресурсы Земли не бездонны,

Им однажды наступит предел.

Если люди об этом не вспомнят,

Ужаснувшись от собственных дел.

Костя 2-й участник: Чтоб хватило и света, и газа,

Чтоб тепло могло всех обогреть,

Как зеницу бесценного глаза

Нам энергию нужно беречь.

Денис 3-й участник: Чтобы получить доход,

К энергии нужен корректный подход.

Чтоб работу сделать всякий раз,

Необходим энергии запас.

1-й участник: Чтобы жизнь не прекращалась,

А энергия не уменьшалась

Нужно нам её беречь

И как золото стеречь.

2-й участник: Давайте к свету относиться экономно!

Зря не использовать, а если тратить — скромно!

Ведь в наших силах этот мир сберечь!

Давайте же не будем свет понапрасну жечь!


3-й участник: На работе, в гостях или дома,

Экономить везде и во всём

Делать Землю богатой, бездонной

Потому, что она - общий дом (хором)


СЛАЙД 9.  

Наше государство уделяет огромное внимание этой проблеме. Мы с вами становимся участниками многих мероприятий по энергосбережению. И сейчас по всей стране идёт акции: «Энергия добра», «Вместе ярче».

СЛАЙД 10.  

Наш классный час проходит в рамках этих полезных акций. Я очень благодарна вам, ребята, за вашу работу, за вашу активность и правильную позицию. (Вручаю конфеты сувениры «Ярче»)



Давайте выдадим нашим гостям памятки по энергосбережению. А мы после классного часа проведём акцию «Уходя, гасите свет!» В каждом кабинете школы расклеим вот такие листовки!

Дети раздают памятки - рекомендации по энергосбережению в быту.



11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее