«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Владимир Святославич. Принятие христианства» приемы работы с историческими документами

Показаны приемы работы базовой, повышенной и высокой трудности на уроке с разными документами.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Приемы работы с историческими документами



Выполните практическую часть

  1. Разработайте фрагмент урока (занятия) с применением документов и художественной литературы. Укажите тему и этап занятия, скопируйте документ или дайте активную ссылку на него

  2. Подготовьте познавательные задания для учащихся трех уровней деятельности: репродуктивном, продуктивном, творческом.

  3. Обозначьте, какие умения (универсальные, предметные, метапредметные) вы сможете проверить через свои задания.


Тема урока «Владимир Святославич. Принятие христианства»


II. Актуализация знаний


- Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

Загадки: О ком идет речь? /презентация «загадки о первых русских князьях»/


1.Ходил в поход он на Царьград,

Да только сам тому не рад.

Сожжен был «греческим огнем»,

Древлянами был уничтожен он. (Игорь)


2.Он смел, был и умен без меры,

Он покорил и вятичей и меря.

«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,

При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)


3.Хитра, княгиня оказалась.

Большую дань взять отказалась.

Потребовав с древлян лишь голубей,

Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)


4.Сел княжить первым в Киев он,

И покорил Царьград потом.

Вез из полюдья в Киев он товары,

И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)


5.Его призвали новгородцы,

Порядок навести в земле словенской.

Сей князь, делами неприметный,

Стал основателем династии навечно. (Рюрик)


III. Изучение нового материала


Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответ на вопрос:

- Как произошло крещение Руси на самом деле?


Задания группам:


Группа №1. Внимательно прочитайте текст № 1

«Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы.

Вопросы

  1. Что послужило причиной военного вмешательства войска Владимира?

  2. Каковы были условия договора между Византией и Русью?

  3. Найдите строчки в документе, говорящие об отношении византийцев к язычникам.

Были ли выполнены условия договора после взятия Херсонеса? Какой город угрожал взять силой Владимир?

  1. Принял ли Владимир крещение?


Текст № 1 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).

« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…

К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.


Группа № 2. Внимательно прочитайте текст №2 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы.

вопросы

1. Как автор объясняет исторический выбор христианства?

2. В чем была задумка императора Византии о крещении Руси?

3. Что думал Владимир о принятии христианства по византийскому образцу?


Текст № 2 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )

« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языкеВизантийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».


Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3

-Где и как крестили киевлян?

-Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

-Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?


Текст № 3. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».


Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы

- Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства?

- Что построено при князе Владимире?


Текст № 4. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».


III. Итоги.

Учащиеся работают с источниками, сопоставляют, выполняют задания, ответы оформляют в тетрадях. Каждая группа предоставляет свою работу.


1 уровень – репродуктивный. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.


2 уровень – продуктивный. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы)


3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления документа; составление последовательности событий; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения.

Универсальные результаты:

  • умение распределять роли в группе, определение своего вклада в коллективную работу

  • создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

  • максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка

  • развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию

  • формировать приобретение навыков рефлексии

  • формировать у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

Предметные результаты:

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

  • умения изучать и систематизировать информацию из исторических , раскрывая познавательную ценность

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира.

Метапредметные результаты .

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

  • владение умениями работать с историческими документами (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее