Приемы работы с историческими документами
Выполните практическую часть
Разработайте фрагмент урока (занятия) с применением документов и художественной литературы. Укажите тему и этап занятия, скопируйте документ или дайте активную ссылку на него
Подготовьте познавательные задания для учащихся трех уровней деятельности: репродуктивном, продуктивном, творческом.
Обозначьте, какие умения (универсальные, предметные, метапредметные) вы сможете проверить через свои задания.
Тема урока «Владимир Святославич. Принятие христианства»
II. Актуализация знаний
- Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?
Загадки: О ком идет речь? /презентация «загадки о первых русских князьях»/
1.Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)
2.Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)
3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)
4.Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)
5.Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)
III. Изучение нового материала
Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответ на вопрос:
- Как произошло крещение Руси на самом деле?
Задания группам:
Группа №1. Внимательно прочитайте текст № 1
«Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы.
Вопросы
Что послужило причиной военного вмешательства войска Владимира?
Каковы были условия договора между Византией и Русью?
Найдите строчки в документе, говорящие об отношении византийцев к язычникам.
Были ли выполнены условия договора после взятия Херсонеса? Какой город угрожал взять силой Владимир?
Принял ли Владимир крещение?
Текст № 1 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).
« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону…. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих…
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город…. российский князь… чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир…. С радостью изъявил согласие креститься.
Группа № 2. Внимательно прочитайте текст №2 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы.
вопросы
1. Как автор объясняет исторический выбор христианства?
2. В чем была задумка императора Византии о крещении Руси?
3. Что думал Владимир о принятии христианства по византийскому образцу?
Текст № 2 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )
« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически….С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена… На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке… Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт…. Точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии…. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».
Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3
-Где и как крестили киевлян?
-Как поступил князь Владимир с языческими идолами?
-Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?
Текст № 3. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир… повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами…. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».
Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы
- Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства?
- Что построено при князе Владимире?
Текст № 4. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».
« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».
III. Итоги.
Учащиеся работают с источниками, сопоставляют, выполняют задания, ответы оформляют в тетрадях. Каждая группа предоставляет свою работу.
1 уровень – репродуктивный. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.
2 уровень – продуктивный. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы)
3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления документа; составление последовательности событий; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения.
Универсальные результаты:
умение распределять роли в группе, определение своего вклада в коллективную работу
создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка
развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию
формировать приобретение навыков рефлексии
формировать у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями
Предметные результаты:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
умения изучать и систематизировать информацию из исторических , раскрывая познавательную ценность
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира.
Метапредметные результаты .
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность
владение умениями работать с историческими документами (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы