ГОРОДСКАЯ ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ
СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
г. Магнитогорск
Друзья!
Желаем вам успехов в выполнении заданий викторины!
1. Каков был род занятий, сфера профессиональной деятельности первоучителей, создателей славянской письменности? Назовите их имена.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Как называли одного из братьев, основного создателя азбуки, по роду деятельности, а также за ум и прилежание?
___________________________________________
3. Распределите данные языки по группам:
русский, польский, чешский, словацкий, македонский, греческий, украинский, венгерский, молдавский, белорусский, хорватский, румынский, лужицкий, болгарский, сербский, старославянский.
| восточнославянские | западнославянские | южнославянские | не являются славянскими |
|
|
|
|
|
4. Напишите буквы, имевшие данные названия
| аз – |
| иже – |
| покой – |
|
| еры – |
| шта – |
| ижица – |
|
| зело – |
| пси – |
| фита – |
|
| ферт – |
| ять – |
| ер – |
|
Каких из них нет в современной азбуке?
___________________________________________________
5. Обведите названия тех языков, которые имеют алфавит, основанный на кириллице:
якутский, белорусский, польский, чувашский, монгольский, казахский, украинский, чешский, сербский
6. В древних славянских текстах часто встречаются сокращенные слова. Для обозначения таких слов использовались специальные значки – титла, писавшиеся обычно сверху слова. Попробуйте расшифровать эти слова под титлами, написав их рядом со словом.
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
7. Многие церковнославянские слова, оставшись в русском языке, кардинально изменили свое значение. Догадайтесь, анализируя значение однокоренных в этимологическом плане слов, какое значение они имели в церковнославянском языке, напишите эти значения.
| Слово | Церковнославянский | Русский |
| брань |
| ругательства |
| прелесть |
| очарование |
| оскорблять |
| сильно обижать словами |
| противный |
| неприятный |
| изощренный |
| отличающийся ловкостью |
| поползновение |
| не вполне определившееся, скрываемое желание |
| негодяй |
| подлец |
8. Объясните кратко, что обозначали эти слова в произведениях А. С. Пушкина
| чернавка |
| светелка |
|
| невод |
| курган |
|
| душегрея |
| полба |
|
| гость |
| баять |
|
| рать |
| булат |
|
| стан ратный |
| пенять |
|
| алтын |
| оброк |
|
| лафет |
| ментор |
|
| оказия |
| сатисфакция |
|
9. В каком падеже стоит слово отче в молитве «Отче наш»? ___________ _____________________________________________________
Приведите пример слова в этом же падеже из любой известной вам сказки сказки А.С. Пушкина_________________________________________
Переведите подчеркнутые слова в строчке молитвы «Отче наш»: «Отче наш, иже еси на небесех…»_____________________________________________
10. Назовите однокоренные старославянизм и русизм, которые обозначали «помещение». Одно из слов является в современном языке архаизмом и употребляется для обозначения «роскошных апартаментов». Другое, употребительное в настоящее время, имеет отношение религии.
_______ __________________________________________________
11. Приведите примеры фразеологизмов, крылатых слов со словом сей (в разных формах) (засчитывается не более 10 единиц)
|
|
|
12. Вставьте цифры, обозначающие количество слов лексикона, в соответствующую ячейку, определите время первого издания указанных словарей
| около 130 тыс. слов | 1949 г |
| |||
| около 81 тыс. слов | 1789—1794 гг |
| |||
| около 20 тыс. слов | 1863 – 1866 гг |
| |||
| около 57 тыс. слов | 1950 – 1965 гг. |
| |||
| около 200 тыс. слов |
|
| |||
| около 43 тыс. слов |
| ||||
|
|
| ||||
|
| кол-во слов | время издания | |||
| «Словарь русского языка» С. И. Ожегова |
|
| |||
| «Словарь современного русского литературного языка» ( Большой академический) |
|
| |||
| «Словарь живого великорусского языка..» В. И. Даля |
|
| |||
| «Словарь Академии Российской» |
|
| |||
| средний словарный запас ребенка к началу школы |
|
| |||
| средний словарный запас человека, получившего высшее образование |
|
| |||
13. Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале эры. Заполните таблицу, установив этимологию названий Хемниц, Бранденбург, Ратцебург, Цветль
|
| славянское: светлая |
|
| славянское: камениц - каменистый ручей, река |
|
| славянское: Бранибор |
|
| славянское: Ратибор |
14. Какие из перечисленных материалов, предметов, веществ традиционно использовались для письма в Древней Руси? Выпишите их названия и объясните, что эти слова обозначают:
глиняные таблички, папирус, пальмовые листья, пергамен, цера, медные пластины, шелк, береста, киноварь, писало
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» читаем:
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела.
Что обозначает прилагательное перловый? С какими еще словами современного языка связано это слово? Объясните их смысловую связь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Развернувшаяся в русском обществе в начале 19 в. полемика между пуристами (защитниками старого слога, ратовавшими за освобождение языка от заимствований и возвращение старых церковнославянских слов, образование новых понятий из исконных корней) и защитниками нового слога привела к возникновению забавной фразы, пародирующей языковые принципы пуристов:
«Хорошилище идет по гульбищу из позорища на ристалище в мокроступах».
Какую фразу русского языка шутники «перевели» на «язык» пуристов, заменив все существительные иноязычного происхождения на эти? (постарайтесь перевести каждое слово).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________


