Викторина ко дню славянской письменности

данный материал пригодится учителю при подготовке мероприятий по внеурочной деятеятельности ко дню славянской письменности

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ГОРОДСКАЯ ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ

СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

г. Магнитогорск

Друзья!

Желаем вам успехов в выполнении заданий викторины!


1. Каков был род занятий, сфера профессиональной деятельности первоучителей, создателей славянской письменности? Назовите их имена.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Как называли одного из братьев, основного создателя азбуки, по роду деятельности, а также за ум и прилежание?  

___________________________________________


3. Распределите данные языки по группам:

русский, польский, чешский, словацкий, македонский, греческий, украинский, венгерский, молдавский, белорусский, хорватский, румынский, лужицкий, болгарский, сербский, старославянский.


восточнославянские

западнославянские

южнославянские

не являются славянскими















4. Напишите буквы, имевшие данные названия

аз –


иже –


покой –


еры –


шта –


ижица –


зело –


пси –


фита –


ферт –


ять –


ер –


Каких из них нет в современной азбуке?

___________________________________________________


5. Обведите названия тех языков, которые имеют алфавит, основанный на кириллице:

якутский, белорусский, польский, чувашский, монгольский, казахский, украинский, чешский, сербский


6. В древних славянских текстах часто встречаются сокращенные слова. Для обозначения таких слов использовались специальные значки – титла, писавшиеся обычно сверху слова. Попробуйте расшифровать эти слова под титлами, написав их рядом со словом.


7. Многие церковнославянские слова, оставшись в русском языке, кардинально изменили свое значение. Догадайтесь, анализируя значение однокоренных в этимологическом плане слов, какое значение они имели в церковнославянском языке, напишите эти значения.

Слово

Церковнославянский

Русский

брань



ругательства

прелесть



очарование

оскорблять



сильно обижать словами

противный



неприятный

изощренный



отличающийся ловкостью

поползновение


не вполне определившееся, скрываемое желание

негодяй



подлец


8. Объясните кратко, что обозначали эти слова в произведениях А. С. Пушкина

чернавка



светелка


невод



курган


душегрея



полба


гость



баять


рать



булат


стан ратный



пенять


алтын



оброк


лафет



ментор


оказия



сатисфакция



9. В каком падеже стоит слово отче в молитве «Отче наш»? ___________ _____________________________________________________

Приведите пример слова в этом же падеже из любой известной вам сказки сказки А.С. Пушкина_________________________________________

Переведите подчеркнутые слова в строчке молитвы «Отче наш»: «Отче наш, иже еси на небесех…»_____________________________________________


10. Назовите однокоренные старославянизм и русизм, которые обозначали «помещение». Одно из слов является в современном языке архаизмом и употребляется для обозначения «роскошных апартаментов». Другое, употребительное в настоящее время, имеет отношение религии.

_______ __________________________________________________


11. Приведите примеры фразеологизмов, крылатых слов со словом сей (в разных формах) (засчитывается не более 10 единиц)










12. Вставьте цифры, обозначающие количество слов лексикона, в соответствующую ячейку, определите время первого издания указанных словарей

около 130 тыс. слов

1949 г


около 81 тыс. слов

1789—1794 гг


около 20 тыс. слов

1863 – 1866 гг


около 57 тыс. слов

1950 – 1965 гг.


около 200 тыс. слов



около 43 тыс. слов





кол-во слов

время издания

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова




«Словарь современного русского литературного языка» ( Большой академический) 



«Словарь живого великорусского языка..» В. И. Даля



«Словарь Академии Российской»




средний словарный запас ребенка к началу школы



средний словарный запас человека, получившего высшее образование




13. Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале эры. Заполните таблицу, установив этимологию названий Хемниц, Бранденбург, Ратцебург, Цветль


славянское: светлая


славянское: камениц - каменистый ручей, река


славянское: Бранибор


славянское: Ратибор

14. Какие из перечисленных материалов, предметов, веществ традиционно использовались для письма в Древней Руси? Выпишите их названия и объясните, что эти слова обозначают:

глиняные таблички, папирус, пальмовые листья, пергамен, цера, медные пластины, шелк, береста, киноварь, писало

_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» читаем:

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

Что обозначает прилагательное перловый? С какими еще словами современного языка связано это слово? Объясните их смысловую связь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


16. Развернувшаяся в русском обществе в начале 19 в. полемика между пуристами (защитниками старого слога, ратовавшими за освобождение языка от заимствований и возвращение старых церковнославянских слов, образование новых понятий из исконных корней) и защитниками нового слога привела к возникновению забавной фразы, пародирующей языковые принципы пуристов:

«Хорошилище идет по гульбищу из позорища на ристалище в мокроступах».

Какую фразу русского языка шутники «перевели» на «язык» пуристов, заменив все существительные иноязычного происхождения на эти? (постарайтесь перевести каждое слово).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее