«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Виды и формы бизнеса"

: сформировать целостное представление о предпринимательской деятельности (видах и формах бизнеса) у обучающихся; выяснить, что значит «делать бизнес»; определить роль бизнеса в современном обществе.

Задачи:

Образовательные: раскрывать понятия «бизнес», «индивидуальное предприятие», «товарищество», «акционерное общество»; охарактеризовать виды и формы бизнеса; называть качества, необходимые для бизнесмена; определять роль бизнеса в современном обществе.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа № 1"







Урок обществознания.

9 класс



Тема урока: «Виды и формы бизнеса».



Н.В.Шевчук Учитель КГКОУ Школа 1



























Урок обществознания, 9 класс

Учитель: Шевчук Н.В.

Тема урока: «Виды и формы бизнеса».

Цель: сформировать целостное представление о предпринимательской деятельности (видах и формах бизнеса) у обучающихся; выяснить, что значит «делать бизнес»; определить роль бизнеса в современном обществе. 

Задачи:

Образовательные: раскрывать понятия «бизнес», «индивидуальное предприятие», «товарищество», «акционерное общество»; охарактеризовать виды и формы бизнеса; называть качества, необходимые для бизнесмена; определять роль бизнеса в современном обществе.


Коррекционно-развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений извлекать необходимую информацию из текста; анализировать , сравнивать , структурировать информацию; умения формулировать проблему, предлагать пути её решения; умения работать в команде, ставить цели, планировать свою деятельность; закреплять навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Воспитательные: воспитывать уважение к предпринимательству, стремление реализовать свои возможности и способности через предпринимательскую деятельность, стремление к получению знаний.

Основные термины и понятия:. бизнес, бизнесмен, предприниматель, собственность, индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с новыми словами, тестовые задания.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Ход урока:

Этапы урока, цель

Содержание этапа

Индивидуальна работа, задания для самостоятельного выполнения

Организационно- подготовительный этап

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке



Психогимнастика

Цель: активизация положительной учебной мотивации, создание «ситуации успеха»








• Подготовка готовности к уроку, взаимное приветствие, настрой учащихся на работу, организация внимания.

- Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться: ... (Доброе утро!)


-Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся: тетрадь, ручка. карандаш, и, конечно, хорошее настроение.

А для этого повернитесь друг к другу и улыбнитесь.


• Продолжи фразу:

«Я сегодня на уроке буду…»


-Сегодня на уроке мы:

- Будем знакомиться с новыми терминами.

- Будем выполнять задание.

- Будем работать с учебником.

-Будем делать записи в тетради.






Основной этап








а) Повторение пройденного материала

Цель: выявления уровня знаний учащихся, повторение пройденного материала.




















б) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала

Цель: организация познавательной деятельности учащихся, сообщение темы и цели изучения нового материала




















Ребус

- И прежде, чем мы начнём знакомство с новым материалом, мы должны с вами закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.




Задание 1.

Правильно назови слова, расставляя ударение.


Производство, затраты производства, общие, постоянные, переменные, прибыль, разделение труда.


Задание 2.

Графический диктант:

  1. Производство- состоит из затрат, выручки, прибыли. (+)

  2. Производство- это процесс, при котором никаких экономических продуктов не создается. (-)

  3. Затраты производства могут включать в себя: стоимость сырья, материалов, плату за пользованием теплом, электричеством, зарплату работников.

(+)

  1. Выручка- это значит выручить товарища из беды. (-)

  2. Выручка- это дополнительные деньги.

(+)

  1. Выручка это и есть прибыль. (+)


-Чтение отрывка стих-я.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар

«…И ещё купила дом

И кафе открыла в нём

Чашек, плошек накупила,

После вывеску прибила,

Что клиентов, мол, зовут

Посетить кафе “Уют”.

Тут клиенты приходили,

Ели торты, кофе пили.

Удивлялися цене:

Мол, приемлема вполне.

За еду, за угощенье,

За конфеты, за печенья

Муха денежки берёт-

Так идёт за годом год.

А ещё продлятся годы-

Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель, Муха та -???» (Учащиеся отвечают:) Предприниматель!»


- Давайте подберем синоним к слову «предприниматель»

( Бизнес)









































































в) Изучение нового материала

Цель: формирование у учащихся конкретного представления об изучаемом вопросе.











Работа с учебником
































































- Тема урока: «Виды и формы бизнеса».


- мы рассмотрим с вами:

  • Что такое бизнес

  • Виды бизнеса

  • Формы бизнеса

-Запишем тему урока в тетрадь


Слово бизнес иностранного происхождения, но имеет аналог в русском языке – предпринимательство.


-Что такое бизнес?


Стр.162 (Прочитали, записали)


(Бизнес – это экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли). «Бизнес» называем по-другому «предпринимательство».

_-Как вы думаете кто в нашей стране может заниматься бизнесом?


Конституция РФ, статья 34 гласит: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. 


- Как называется человек, который занимается предпринимательской деятельностью?

(бизнесмен или предприниматель)


- Предположите, с какой целью человек занимается бизнесом?

(Ответы обучающихся)


1. Чтобы стать успешным человеком (получает прибыль, который позволяет ему жить, т.к. он хочет).

2. Желание заработать, стремление к независимости, к самоутверждению.

3. Желание самореализоваться, состояться.


- Все ли из нас способны стать бизнесменами?


 Задание «В бизнесмены я пойду?»

 

В БИЗНЕСМЕНЫ Я ПОЙДУ.  Представьте, что вы начинающий бизнесмен. Но для того, чтобы Вам начать заниматься бизнесом, нужно обладать определенными личностными качествами.

1. Предположите, какими качествами должен обладать бизнесмен.

2. Выберите из предложенных необходимые качества


знание своего дела, -безграмотный

смелый-трусливый

инициативный

готовность идти на риск

стремление создавать новое

самостоятельный

ответственный

расчетливый,

работоспособный- ленивый











Записать в тетрадях












\







































Работа в парах и у доски

Физминутка расслабляющая гимнастика для глаз.

Цель: профилактика утомления , нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка, поддерживание активности и работоспособности.

Прочитаем 2 пункт плана



2.Виды бизнеса. (Работа с таблицей + беседа).


Деятельность предпринимателей различаются по своему характеру и содержанию.

(слайд)

Я предлагаю вам самостоятельно вписать в таблицу виды бизнеса.




Виды бизнеса


Виды бизнеса

Характеристика

Производственный

Изготовление экономических продуктов, необходимых потребителям

Торговый

Купля-продажа товаров

Финансовый

Предоставление кредитов, денег в долг

Страховой

Страхование имущества и жизни

Посреднический

Продвижение готовой продукции от производителя к покупателю (магазины)




Всем были розданы таблицы, которые после заполнения, надо вклеить в тетрадь




г) Закрепление полученных знаний

Цель: закрепление знаний и умений, необходимых для дальнейшей работы, обобщение изученного материала

Проверка задания по эталону. (на слайде)

-Вы узнали о видах бизнеса, а сейчас, я предлагаю вам определить к какому виду бизнеса, относятся следующие виды деятельности: 

1) Перевозка грузов (посреднический). 

2) Предоставление кредитов (финансовый). 

3) Закупка партии компьютеров (торговый). 

4) Выпуск газет и журналов (производственный). 

5) Доставка фруктов в магазин (посреднический). 

6)Гарантийный ремонт стиральной машины  (страховой). 

7) Продажа собственно выращенных овощей (производственный).


















Работа с учебником

3. Формы бизнеса. (Работа с текстом учебника + заполнение таблицы).

- Сейчас мы узнаем, какие существуют формы бизнеса.

Разнообразие форм бизнеса зависит от того, работает предприниматель самостоятельно или объединяется с другими бизнесменами, пользуется только своим имуществом или привлекает также имущество других, трудится сам или использует труд наёмных работников.


- Сейчас мы узнаем, какие существуют формы бизнеса.


С 167


Формы бизнеса

Формы бизнеса

Характеристика

Индивидуальное предприятие

Предприятие, которым владеет и управляет один человек (он единственный хозяин, но вправе нанимать других работников).

Товарищество

Добровольное объединение двух или более человек для организации своего дела.

Акционерное общество.

Предприятие, собственником которого выступают держатели акций.





Заключительный этап

Цель: сделать вывод, подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить , что нового узнали учащиеся на уроке.


Подведение итога урока

Цель: оценивание работы учащихся на уроке, выставление отметок.


-Итак, подведем итоги нашего занятия.

Какова же формула работы бизнеса?

Предлагаю сложить формулу бизнеса из карточек.


Каждому обучающемуся раздается конверт, в котором разрезанные карточки и Учебное задание «ФОРМУЛА УСПЕХА»


-Теперь вы знаете, что такое бизнес, и каким должен быть бизнесмен.

Составьте формулу бизнеса из предложенных карточек, вклеите ее в тетрадь.

Формула бизнеса:

вложение денег в дело

+

успешная реализация проекта

= возврат вложенных денег + прибыль



Вывод:  бизнес играет существенную роль в жизни современного общества, производя и реализуя товары и услуги. В свою очередь общество оказывает ему поддержку. 






  1. Итог урока


-По какой теме мы сегодня работали?

-Почему люди занимаются бизнесом?

- В каких формах можно организовать бизнес?



  1. Домашнее задание

Прочитать текст на стр.162-169, прочитать путешествие в прошлое.



  1. Рефлексия

«Лестница успеха»

*












Индивидуальная работа в тетрадях

































Виды бизнеса

Характеристика



Изготовление экономических продуктов, необходимых потребителям


Купля-продажа товаров


Предоставление кредитов, денег в долг


Страхование имущества и жизни


Продвижение готовой продукции от производителя к покупателю (магазины)



Виды бизнеса

Характеристика



Изготовление экономических продуктов, необходимых потребителям


Купля-продажа товаров


Предоставление кредитов, денег в долг


Страхование имущества и жизни


Продвижение готовой продукции от производителя к покупателю (магазины)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее