Конспект урока
Сукачевой Людмилы Викторовны
по истории Древнего мира
Программа: Ф. А. Михайловский - Программа курса «История Древнего мира» М. « Русское слово» 2008
Тема: Великая греческая колонизация
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Технология: проблемно-диалогическая
Форма урока: проблемный урок.
Цель урока: Учащиеся должны научиться давать характеристику эпохе Великой греческой колонизации, положившей начало культурной экспансии греческого мира и взаимодействию греков и варваров в Северном Причерноморье.
Задачи урока: создать условия для развития у учащихся :
умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями (выявление причин и последствий Великой греческой колонизации);
умения анализировать историческую ситуацию (давать оценку характера отношений греков и варваров);
Вводимые понятия: колонизация, колонист, эллины, варвары, метрополия.
Оборудование урока:
Презентация «Великая греческая колонизация»
Интерактивная словарная работа
Мультимедиа (проектор, экран, колонки)
Структура урока:
Организационный этап
Актуализация
Постановка проблемы
Получение нового знания
Решение проблемы
Рефлексия
Домашнее задание
План урока
Причины греческой колонизации
Основание колоний
Жизнь в колониях
Северное Причерноморье
Эллинский мир
На предшествующем уроке ученики получают задание повторить понятия и вспомнить, каковы были природные условия Древней Греции.
Этап урока | Действия учителя | Действия учеников | ||||
Слайд 1 Данные об авторе. Тема урока |
|
| ||||
I. Актуализация | ||||||
Слайд 2 Анимация отсутствует. На слайде — карта Балканского полуострова | На прошлых уроках мы вели разговор о Древней Греции и ее жителях. Вспомните, какие природные условия существовали в Древней Греции | Ученики должны назвать каменистые малоплодородные почвы, небольшие реки, горы, жаркое солнце и т.д. | ||||
Слайд 2 | Как вы думаете, легко ли было жить в таких условиях? | Ответы могут различаться. Любой вариант ответа должен быть обоснован: Легко, потому что... Трудно, потому что... | ||||
Слайд 2 | Какие занятия существовали в Греции? | Ученики должны назвать: земледелие, скотоводство, охоту, рыбную ловлю, ремесло, собирательство, торговлю | ||||
Слайд 2 | Насколько развитым было хозяйство? | Оценка хозяйства также может различаться | ||||
Слайд 2 Переход на слайд 3 | Но оказывается, в жизни греков был такой пе | |||||
| риод, когда люди стали уезжать из полисов. | |||||
| Эта эпоха длилась почти 200 лет. И сегодня | |||||
| мы поговорим об этом процессе, получившем название «Великая греческая колонизация» | |||||
П. Постановка проблемы | ||||||
Слайд 3 На слайде название темы «Великая греческая колонизация» и изображения греческого торгового и военного кораблей | Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему. Казалось, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Некоторые исследователи называют цифру 1,5-2 миллиона человек за всю эпоху. И сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, почему происходило это переселение и к каким результатам привело | |||||
Слайд 3 | Как вы думаете, эта эпоха случайно получила название Великой? Можно указать на то, что численность населения Древней Греции была невелика, и название действительно не случайно. По словам Аристофана, «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота» | Ученики могут повторить цифры, названные учителем, и сказать что название неслучайно | ||||
Слайд 3 Переход на слайд 4 происходит после того, как ученики ответили на поставленные вопросы | Но почему греки в таком количестве покидали свои полисы? На этот вопрос мы и попробуем ответить на нашем уроке | |||||
III. Получение нового знания | ||||||
Слайд 4 Переход на слайд 5 происходит после записи плана | Запишите, пожалуйста, план |
| ||||
Слайд 5 Анимация на слайде поставлена на щелчок. На слово колонизация поставлена ссылка на словарь урока | Посмотрите, в названии темы и пункта у нас встречается слово «колонизация». Как вы думаете, что это слово обозначает? Определение необходимо записать в тетрадь | Ученики могут высказать различные предположения, в том числе и правильное определение | ||||
Слайд 19 Слайд словаря является скрытым. Возвращение к уроку происходит по изучаемому понятию. | ||||||
Слайд 5 Анимация поставлена на щелчок | Давайте вспомним, какие группы населения проживали в греческих полисах? | Ученики могут назвать группы населения в зависимости от занятий или положения (земледельцы, ремесленники, демос, аристократы) | ||||
Слайд 5 Анимация поставлена на щелчок | Вы назвали группы, занимавшие разное положение. Но покидали Грецию представители всех групп. Как вы думаете, почему? | Ученики могут высказывать различные предположения | ||||
Слайд 5 Причины колонизации выводятся на слайд по щелчку после работы с текстом. После того как причины названы и записаны, происходит переход на слайд 6 | После того как будут высказаны предположения, учитель просит обратиться к учебнику. Пожалуйста, прочитайте текст пункта 1 (номер параграфа зависит от используемого учебника) и попробуйте определить, почему греки покидали свои полисы. Названые причины необходимо записать в тетрадь | В результате работы с текстом ученики должны назвать следующие причины: 1. Нехватка земли 2. Угроза голода 3. Угроза долгового 4. Стремление разбогатеть 5. Борьба демоса и знати | ||||
Слайд 6 В названии слайда на понятие «колония» поставлена гиперссылка на словарь | Посмотрите на название слайда. Вы видите выделенное слово. Как по-вашему, что оно означает? | Ученики работали с этим понятием при изучении Древней Финики, при необходимости можно записать значение термина в тетрадь | ||||
Слайд 6 Анимация поставлена на щелчок | А как правители полисов относились к тому, что часть его граждан покидала родной город? Необходимо подчеркнуть, что в полисах поощряли процесс колонизации. Аргументы в поддержку этого мнения должны подобрать ученики. (Снижение напряжения в городе) | Любая высказанная учениками версия должна быть обоснована. 1. Одобряли, потому что... 2. Осуждали, потому что... | ||||
Слайд 6 Анимация поставлена на щелчок | И сейчас мы попытаемся представить себя в Древней Греции и попробовать основать колонию. В этом вам поможет текст, который вы получили в начале урока (раздаточный материал см. после таблицы). Можно разделить класс в соответствии с назваными ранее группами населения | |||||
Слайд 6 Пункты выводятся по мере высказывания предположений. После завершения работы с вопросом по щелчку переход на слайд 7 | По разным причинам вы вынуждены покинуть Грецию. Решение принято, но что надо сделать, чтобы уехать? Задача учителя - помочь выстроить план действий по выводу колонии | Ученики высказывают разные предположения по порядку вывода колонии | ||||
Слайд 7 Анимация поставлена на щелчок. Совершается переход на слайд 8 | Любые значительные действия греки начинали с совета оракула. Самый большой запас сведений хранился в Дельфах (на слайде храм Аполлона в Дельфах). После того как место было выбрано, следовало связать переселенцев с родным городом. Для этого будущие колонисты приносили клятву у алтаря главного храма и брали священный огонь, который зажигали на алтаре храма на новой родине | |||||
Слайд 8 На слайде слова Аристофана. По щелчку появляется анимированная карта. Анимация направлений колонизации по щелчку - | Посмотрите внимательно на карту. В начале урока прозвучали слова Аристофана «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота». Как вы думаете, эти слова справедливы? | Ученики могут обратить внимание на то, что районы, занятые греческими колониями, указаны в самых разных местах Средиземноморского побережья | ||||
Слайд 8 Сначала появляется область Греции, затем направления колонизации. Каждое направление начинается по щелчку, далее на автомате | Действительно, греческих колоний было много, но можно было выделить основные направления, куда греки отправлялись чаще всего. Определите эти направления по карте | Ученики должны назвать направления западное, южное и северо-восточное | ||||
Слайд 8 Переход на слайд 9 | Именно в этих районах строились города. И многие из современных городов стоят на месте древнегреческих колоний. Но как же строилась жизнь в колониях? | |||||
Слайд 9 На слайде пункты: 1. Устройство колоний. 2. Жители колоний. 3. Отношения с варварами | ||||||
Слайд 10 Иллюстрация на слайде дублирует рисунок в учебнике Вигасина А. и др. Анимация поставлена на щелчок. Информация выводится после ответов учеников | Как вы думаете, какое место могли выбрать переселенцы для своего города? Рассмотрите иллюстрацию) и опишите место расположения будущего города. Какие здания строили колонисты кроме жилищ? | Используя иллюстрацию, ученики могут указать, что город должен расположиться на берегу моря, назвать прочие условия. Должны быть названы храмы, стены, общественные здания | ||||
Слайд 10 Переход на слайд 11 после ответов на вопрос учащихся | Но построить город было недостаточно. В этом городе люди пытались установить свои порядки. Как вы думаете, колонисты все делали так же, как в родном полисе? Ответ обоснуйте. | Ученики должны прийти к выводу, что в новом городе переселенцы старались сохранять порядки родного полиса, но от многого они отказывались | ||||
Слайд 11 Анимация поставлена на щелчок. Использован рисунок из учебника Данилова Д. и др. Всеобщая история. Древний мир. М.,2006. С.137. По щелчку исчезают жрец, вождь, судья. Появляются по щелчку на месте ареопага жрец и судья | От каких порядков могли отказаться колонисты, а какие порядки сохранить? Можно указать, что судей и жрецов выбирало народное собрание | Предположения учащихся могут быть различными. В качестве сохраненных могут указать, что использовался труд рабов, сохранялось народное собрание, ополчение, законы и т.д. | ||||
Слайд 11 Переход на слайд 12 по щелчку | Если ученики укажут демократию, необходимо конкретизировать ситуацию, указать, что демократия существовала не везде, а там, где колония создавалась аристократами, демократии не было. Обязательно необходимо указать, что лучшими в новом полисе считались первые поселенцы, владельцы самых хороших участков земли | |||||
Слайд 12 Название слайда - гиперссылка на скрытый слайд-словарь. Возвращение по термину. Переход на слайд 13 | Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до прихода греков. Как вы думаете, грекам нужны были соседи? Почему? Что варвары могли дать грекам, и что греки могли дать варварам? |
Ученики должны объяснить, как греки могли относиться к местным племенам и как местные племена относились к грекам. (Война и торговля) | ||||
Слайд 13 Анимация поставлена на щелчок. На слайде карта Греции и черного моря | Много греческих поселении было расположено на берегах Черного моря. Посмотрите внимательно на карту | |||||
Слайд 13 По щелчку карта частично выцветает. От расположения Греции к Черному морю протягивается стрелочка - направление торговли | Как вы думаете, насколько тесно были связаны колонии Северного Причерноморья и балканская Греция? Если возникают трудности, учитель может напомнить о причинах колонизации и торговле | Ученики могут предположить, что между колониями и метрополией сохранялись тесные связи. И большую роль в этих связях играла торговля | ||||
Слайд 13 Анимация поставлена на щелчок. Появляется перечень товаров по степени значимости | Как вы думаете, что греки могли везти в колонии? |
| ||||
Слайд 13 Анимация поставлена на щелчок. Появляется направление маршрута, затем перечень товаров по степени значимости. Переход на слайд 14 | 1. А что греки могли вывозить из колонии? 2. Как вы думаете, выгодно было торговать с колониями? | 1. Ученики должны назвать зерно, рабов, шкуры животных, мед. 2. Вопрос о выгоде ученики должны | ||||
Слайд 14 Анимация поставлена на щелчок | Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по-прежнему продолжали считать себя единым народом - эллинами. Как вы думаете, что позволяло грекам считать себя единым народом? | Ученики могут назвать единый язык, традиции, религию | ||||
Слайд 14 | Но как вы думаете, можно было отличить жителя колоний от жителя Греции? (Необходимо обратить внимание на то, что греки на новой родине заимствовали некоторые обычаи у местного населения). Характерной чертой эллинского мира была высокая подвижность населения. Эллины очень часто переезжали из одного полиса (колонии) в другой | |||||
Слайд 15 Слайд является скрытым. Словарь урока. Переход к слайду по гиперссылкам, поставленным на слова. Возвращение на исходный слайд по изучаемому термину | ||||||
Слайд 16 Выводы. Анимация поставлена на щелчок | Давайте подведем итоги. Почему происходило переселение, каковы были его результаты? |
| ||||
Слайд 17 | Домашнее задание. Выполнение последнего задания выборочное. Необходимо составить 1 рассказ | |||||
Слайд 18 Рефлексия | Ученикам предлагается ответить на вопросы на слайде | |||||
Слайд 19-21 Информация об используемой литературе и интернет-источниках |
|
| ||||
В помощь учителю | ||||||
Источники и литература | • Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу "История Первобытного и Древнего мира": 5 класс. -М.: Баласс, 2003. • Колпаков СВ., Рогожкин В.А., Тырин СВ. История Древнего мира: Учебник для 5 класса основной школы. - М.: С-Инфо /Баласс, 2004. -304 с. • Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С, Николаева А.А. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5-го класса основной школы. -М.: Баласс, 2006. • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008 |