Великая греческая колонизация

Технологическая карта урока. Использовала при изучении новой темы "Велика греческая колонизация

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока

Сукачевой Людмилы Викторовны

по истории Древнего мира

Программа: Ф. А. Михайловский - Программа курса «История Древнего мира» М. « Русское слово» 2008

Тема: Великая греческая колонизация

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Технология: проблемно-диалогическая

Форма урока: проблемный урок.

Цель урока: Учащиеся должны научиться давать характеристику эпохе Великой греческой колонизации, положившей начало культурной экспансии греческого мира и взаимодействию греков и варваров в Северном Причерноморье.

Задачи урока: создать условия для развития у учащихся :

  • умения устанавливать причинно-следствен­ные связи между событиями (выявление причин и последствий Ве­ликой греческой колонизации);

  • умения анализировать историческую ситуацию (давать оценку характера отношений греков и варваров);

Вводимые понятия: колонизация, коло­нист, эллины, варвары, метрополия.

Оборудование урока:

  • Презентация «Великая греческая колонизация»

  • Интерактивная словарная работа

  • Мультимедиа (проектор, экран, колонки)


Структура урока:

  • Организационный этап

  • Актуализация

  • Постановка проблемы

  • Получение нового знания

  • Решение проблемы

  • Рефлексия

  • Домашнее задание


План урока


  1. Причины греческой колонизации

  2. Основание колоний

  3. Жизнь в колониях

  4. Северное Причерноморье

  5. Эллинский мир


На предшествующем уроке ученики получают задание повто­рить понятия и вспомнить, каковы были природные условия Древ­ней Греции.



Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Слайд 1 Данные об авторе. Тема урока



I. Актуализация

Слайд 2 Анимация от­сутствует. На слайде — карта Балканского полуострова

На прошлых уроках мы вели разговор о Древней Греции и ее жителях. Вспомни­те, какие природ­ные условия суще­ствовали в Древ­ней Греции

Ученики должны на­звать каменистые ма­лоплодородные почвы, небольшие реки, горы, жаркое солнце и т.д.

Слайд 2

Как вы думаете, легко ли было жить в таких условиях?

Ответы могут разли­чаться. Любой вариант ответа должен быть обоснован: Легко, потому что... Трудно, потому что...

Слайд 2

Какие занятия существовали в Греции?

Ученики должны на­звать: земледелие, ско­товодство, охоту, рыб­ную ловлю, ремесло, собирательство, тор­говлю

Слайд 2

Насколько развитым было хозяйство?

Оценка хозяйства также может различаться

Слайд 2

Переход на слайд 3

Но оказывается, в жизни греков был такой пе



риод, когда люди стали уезжать из полисов.



Эта эпоха длилась почти 200 лет. И сегодня



мы поговорим об этом процессе, получившем название «Великая греческая колонизация»

П. Постановка проблемы

Слайд 3

На слайде название темы «Великая гре­ческая колони­зация» и изо­бражения гре­ческого торго­вого и военного кораблей

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему.

Казалось, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Неко­торые исследователи называют цифру 1,5-2 миллиона человек за всю эпоху. И сегодня мы попробуем найти ответ на вопрос, почему происходило это переселение и к каким результатам привело

Слайд 3

Как вы думаете, эта эпоха случайно получила название Великой?

Можно указать на то, что численность насе­ления Древней Греции была невелика, и название действительно не случайно. По словам Аристофана, «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота»

Ученики могут повторить цифры, на­званные учителем, и сказать что название неслучайно

Слайд 3

Переход на слайд 4 проис­ходит после того, как ученики ответили на поставленные вопросы

Но почему греки в таком количестве покидали свои полисы? На этот вопрос мы и попробуем ответить на нашем уроке

III. Получение нового знания

Слайд 4

Переход на слайд 5 проис­ходит после записи плана

Запишите, пожалуйста, план


Слайд 5

Анимация на слайде поставлена на щелчок. На слово колонизация поставлена ссылка на словарь урока

Посмотрите, в названии темы и пункта у нас встречается слово «колонизация». Как вы думаете, что это слово обозначает? Определение необходимо записать в тетрадь

Ученики могут высказать различные предположения, в том числе и правильное определение

Слайд 19

Слайд словаря является скрытым. Возвращение к уроку происходит по изучаемому понятию.

Слайд 5

Анимация поставлена на щелчок

Давайте вспомним, какие группы населения проживали в греческих полисах?

Ученики могут назвать группы населения в зависимости от занятий или положения (земледельцы, ремесленники, демос, аристократы)

Слайд 5

Анимация поставлена на щелчок

Вы назвали группы, занимавшие разное положение. Но покидали Грецию представители всех групп. Как вы думаете, почему?

Ученики могут высказывать различные предположения

Слайд 5

Причины коло­низации выводятся на слайд по щелчку после работы с текстом. После того как причины названы и записаны, происходит переход на слайд 6

После того как будут высказаны предположения, учитель просит обратиться к учебнику. Пожалуйста, прочитайте текст пункта 1 (номер параграфа зави­сит от используемого учебника) и попробуйте определить, почему греки покидали свои полисы.

Названые причины необходимо записать в тетрадь

В результате работы с текстом ученики должны назвать следующие причины:

1. Нехватка земли

2. Угроза голода

3. Угроза долгового
рабства

4. Стремление разбогатеть

5. Борьба демоса и знати

Слайд 6

В на­звании слайда на понятие «колония» поставлена гиперссылка на словарь

Посмотрите на название слайда. Вы видите выделенное слово. Как по-вашему, что оно означает?

Ученики работали с этим понятием при изучении Древней Финики, при необ­ходимости можно записать значение термина в тетрадь

Слайд 6

Анимация поставлена на щелчок

А как правители полисов относились к тому, что часть его граждан покидала родной город? Необходимо подчерк­нуть, что в полисах поощряли процесс колонизации. Аргументы в поддержку этого мнения должны подобрать ученики. (Снижение напряжения в городе)

Любая высказанная учениками версия должна быть обоснована.

1. Одобряли, потому что...

2. Осуждали, потому что...

Слайд 6

Анимация поставлена на щелчок

И сейчас мы попытаемся представить себя в Древней Греции и попробовать основать колонию. В этом вам поможет текст, который вы получили в начале урока (раздаточный материал см. после таблицы). Можно разделить класс в соответствии с назваными ранее группами населения

Слайд 6

Пункты выво­дятся по мере высказывания предположений. После завершения работы с вопросом по щелчку переход на слайд 7

По разным причинам вы вынуждены покинуть Грецию. Решение принято, но что надо сделать, чтобы уехать? Задача учителя - помочь выстроить план действий по выводу колонии

Ученики высказывают разные предпо­ложения по порядку вывода колонии

Слайд 7

Анимация по­ставлена на щелчок. Со­вершается переход на слайд 8

Любые значительные действия греки начинали с совета оракула. Самый большой запас сведений хранился в Дельфах (на слайде храм Аполлона в Дельфах). После того как место было выбрано, следовало связать переселенцев с родным городом. Для этого будущие колонисты приносили клятву у алтаря главного храма и брали священный огонь, который зажигали на алтаре храма на новой родине

Слайд 8

На слайде слова Аристофана. По щелчку появляется анимированная карта. Анимация направле­ний колониза­ции по щелчку -

Посмотрите внимательно на карту. В начале урока прозвучали слова Аристофана «греки расселись вокруг Средиземноморья, как лягушки вокруг болота». Как вы думаете, эти слова справедливы?

Ученики могут обратить внимание на то, что районы, занятые греческими коло­ниями, указаны в самых разных местах Средиземноморского побережья

Слайд 8

Сначала появ­ляется область Греции, затем направления колонизации. Каждое на­правление начинается по щелчку, далее на автомате

Действительно, греческих колоний было много, но можно было выделить основные направления, куда греки отправлялись чаще всего. Определите эти направления по карте

Ученики должны назвать направления западное, южное и северо-восточное

Слайд 8

Переход на слайд 9

Именно в этих районах строились города. И многие из современных городов стоят на месте древнегреческих колоний. Но как же строилась жизнь в колониях?

Слайд 9

На слайде пункты: 1. Устройство колоний. 2. Жители колоний. 3. Отношения с варварами

Слайд 10

Иллюстрация на слайде дублирует рисунок в учебнике Вигасина А. и др. Анимация поставлена на щелчок. Информация выводится после ответов учеников

Как вы думаете, какое место могли выбрать переселенцы для своего города? Рассмотрите иллюстрацию) и опишите место расположения будущего города. Какие здания строили колонисты кроме жилищ?

Используя иллюстрацию, ученики могут указать, что город должен расположиться на берегу моря, назвать прочие условия.

Должны быть названы храмы, стены, общественные здания

Слайд 10

Переход на слайд 11 после ответов на вопрос учащихся

Но построить город было недостаточно. В этом городе люди пытались установить свои порядки.

Как вы думаете, колонисты все делали так же, как в родном полисе? Ответ обоснуйте.

Ученики должны прийти к выводу, что в новом городе переселенцы старались сохранять порядки родного полиса, но от многого они отказывались

Слайд 11

Анимация по­ставлена на щелчок. Ис­пользован рисунок из учебника Данилова Д. и др. Всеобщая история. Древний мир. М.,2006. С.137. По щелчку ис­чезают жрец, вождь, судья. Появляются по щелчку на месте ареопага жрец и судья

От каких порядков могли отказаться колонисты, а какие порядки сохранить?

Можно указать, что судей и жрецов выбирало народное собрание

Предположения учащихся могут быть различными. В качестве сохра­ненных могут указать, что использовался труд рабов, сохранялось народное собрание, ополчение, законы и т.д.

Слайд 11

Переход на слайд 12 по щелчку

Если ученики укажут демократию, необходимо конкретизировать ситуацию, указать, что демократия существовала не везде, а там, где колония создавалась аристократами, демократии не было. Обязательно необходимо указать, что лучшими в новом полисе считались первые поселенцы, владельцы самых хороших участков земли

Слайд 12

Название слайда - гиперссылка на скрытый слайд-словарь. Воз­вращение по термину. Переход на слайд 13

Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до прихода греков. Как вы думаете, грекам нужны были соседи? Почему?

Что варвары могли дать грекам, и что греки могли дать варварам?


Ученики должны объяснить, как греки могли относиться к местным племенам и как местные племена относились к грекам. (Война и торговля)

Слайд 13

Анимация поставлена на щелчок. На слайде карта Греции и черного моря

Много греческих поселении было расположено на берегах Черного моря. Посмотрите внимательно на карту

Слайд 13

По щелчку карта частично выцветает. От расположения Греции к Черному морю протягивается стрелочка - направление торговли

Как вы думаете, насколько тесно были связаны колонии Северного Причерноморья и балканская Греция? Если возникают трудности, учитель может напомнить о причинах колонизации и торговле

Ученики могут предположить, что между колониями и метрополией сохранялись тесные связи. И большую роль в этих связях играла торговля

Слайд 13

Анимация поставлена на щелчок. Появляется перечень товаров по степени зна­чимости

Как вы думаете, что греки могли везти в колонии?


Слайд 13

Анимация по­ставлена на щелчок. Появляется направление маршрута, затем перечень товаров по степени значимости. Переход на слайд 14

1. А что греки могли вывозить из колонии?

2. Как вы думаете, выгодно было торговать с колониями?

1. Ученики должны назвать зерно, рабов, шкуры животных, мед.

2. Вопрос о выгоде ученики должны
решить самостоятельно

Слайд 14

Анимация поставлена на щелчок

Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по-прежнему продолжали считать себя единым народом - эллинами.

Как вы думаете, что позволяло грекам считать себя единым народом?

Ученики могут назвать единый язык, традиции, религию

Слайд 14

Но как вы думаете, можно было отличить жителя колоний от жителя Греции? (Необходимо обратить внимание на то, что греки на новой родине заимствовали некоторые обычаи у местного населения). Характерной чертой эллинского мира была высокая подвижность населения. Эллины очень часто переезжали из одного полиса (колонии) в другой

Слайд 15

Слайд является скрытым. Словарь урока. Переход к слайду по гиперссылкам, поставленным на слова. Возвращение на исходный слайд по изучаемому термину

Слайд 16

Выводы. Анимация поставлена на щелчок

Давайте подведем итоги. Почему происходило переселение, каковы были его результаты?


Слайд 17

Домашнее задание. Выполнение последнего задания выборочное. Необходимо составить 1 рассказ

Слайд 18

Рефлексия

Ученикам предлагается ответить на вопросы на слайде

Слайд 19-21

Информация об используемой литературе и интернет-источниках



В помощь учителю

Источники и литература

• Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу "История Первобытного и Древнего мира": 5 класс. -М.: Баласс, 2003.

• Колпаков СВ., Рогожкин В.А., Тырин СВ. История Древнего мира: Учебник для 5 класса основной школы. - М.: С-Инфо /Баласс, 2004. -304 с.

• Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С, Николаева А.А. Всеобщая история. Древний мир: учебник для 5-го класса основной школы. -М.: Баласс, 2006.

• Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее