Снигирева Виктория Александровна – учитель начальных классов,
МКОУ «Кетовская СОШ им. контр-адмирала В.Ф.Иванова»
Тема урока. В царстве грибов.
Класс 3
Цель: познакомить с размножением и развитием грибов.
Задачи:
Познакомить с грибом как с особым организмом; со способом питания шляпочных грибов; с особенностями строения плодовых тел; с разнообразием внешнего вида; размером и расцветок грибов. Формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса.
Развивать умения различать съедобные и несъедобные грибы.
Как правильно собирать грибы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать стремление и умение помогать друг другу; показать
важность взаимопомощи.
Оборудование к уроку: фото грибов, разрезанные фото грибов (пазлы), плакат «Строение шляпочного гриба», плакат «Развитие шляпочного гриба», памятки для детей «Десять заповедей грибника».
Прилагаемые медиаматериалы: презентация Microsoft Office PowerPoint.
Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
Зотов В.В., Лесная мозаика : Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Рис. В. Храмова. – М. :Просвещение, 1993. – 240 с. : ил.
Плешаков А.А, Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2017. -159 с. : ил. – (Школа России).
Плешаков А.А., Зелёные страницы: Кн. Для учащихся нач. классов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1995. – 224 с. : ил.
Плешаков А.А., От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 222 с. : ил. – (Зелёный дом).
http://www.gribifoto.ru/gribi/grib/vikipediya-soobshchenie-o-poleznih-gribah-dlya-klassa.html.
http://www.scilog.ru/viewtopic.php?pid=539720.
http://findrabota3.ru.com/?c=result&query=%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B+%D0%92%D1%81%D0%B5+%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B.
http://wikigrib.ru/reshetochnik-krasnyj/.
http://likonsta.ucoz.ru/publ/pogovorim_o_gribakh/izuchenie_i_nabljudenie_gribov_v_prirode/krasnaja_kniga_griby/10-1-0-665.
http://grubu.ru.com/redbook12.php.
http://clubs.ya.ru/4611686018427391370/replies.xml?item_no=43530.
http://www.liveinternet.ru/users/2531630/rubric/1076644/.
http://savepic.ru/3884625.htm.
http://www.ostashkov.ru/contest/2007/view-28490/.
http://foto.rambler.ru/photos/4ec582c0-f645-e22b-6275-e5d08a78403e/original/.
http://actibo.ru/page/kak-otlichit-opjata.
http://supercook.ru/griby/griby-27.htm.
http://bism.pp.ua/nesedobnye.html.
http://693437.ucoz.ru/publ/griby/grib_belyj_forma_setchataja/16-1-0-100.
http://www.liveinternet.ru/users/4782704/rubric/4132874/.
http://www.gribifoto.ru/gribi/poganki/zagadka-pro-blednuyu-poganku.html.
http://www.vagaland.ru/rss/bol/zhivotnye-zanesennye-v-krasnuyu-knigu-7b.html.
http://knigi2013.ru/krasnaya-kniga-kubani-zhivotnye.html.
http://photo.pixasa.net/show/e81e6faf-7693-4550-9d0d-3570b4d803ee.
http://birdphotographers.info/index.php?newsid=23370.
http://deita.ru/nature/magadanskaja-oblast_23.01.2013_829349_junye-lesovody-kolymy-proveli-aktsiju-stolovaja-dlja-ptits.html?print.
http://wavy1parrots.ucoz.ru/index/pticy_kushajut/0-135.
http://www.nakanune.ru/news/2012/4/25/22271904.
http://naslednik-mag.livejournal.com/293831.html.
http://clubmaskarad.3bb.ru/viewtopic.php?id=41&p=17.
http://fedpress.ru/news/society/news_event/v-podzhoge-lesa-v-zapovednike-stolby-zapodozrili-turistov.
http://allnews.org.ua/science/page1238/.
http://doseng.org/priroda/21084-zhivaja-priroda.html.
http://allday2.com/index.php?newsid=62208.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B&pos=9&uinfo=sw-1263-sh-836-fw-1038-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fuc.niksalehi.com%2Fimages%2Fbxiifu9pv9tyly9ugsp.jpg.
http://www.grafamania.net/clipart/clipart_images/56572-foto-zhivojj-prirody.html.
http://blog.kp.ua/users/3675097/post124606071/.
http://www.liveinternet.ru/users/3691199/friends/.
http://kh-news.net/medicina-i-zdorovie/item/138-tehnika-gribnoj-bezopasnosti.html.
http://www.gurmaniya.uz/a-znaete-li-vi/kak-nuzhno-hranity-grib.
http://www.sunhome.ru/foto/dacha_krasniy_floks.html.
http://fonwall.ru/wallpaper/_w4031.html.
http://art-assorty.ru/2715-krasivye-foto-gribov.html.
http://blogs.privet.ru/community/new_technologies/134590762.
http://www.badfon.ru/wallpaper/rastet-gribok-i-glaz-raduet.html.
http://berrycook.ru/yagodi/drugie-yagodi/foto-les-nebyuo-gribi-yagodi.html.
http://yosmi.ru/novosti-polzovateley/sadogorod/9497-ostorozhno-dachniki-2-sentyabrya-2012-zhurnal-drevo-poezii.html.
http://rodovaya-zemla.narod.ru/agro/agroenc/griby.htm.
http://lopatnikova-tatyana.ya.ru/replies.xml?item_no=10143.
http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/lesnye-griby-kartinki-foto-video.
http://vieka.ucoz.com/index/griby/0-310.
http://www.gribifoto.ru/gribi/grib/grib-zontik.html.
http://zheb.ru/post/knigi/lechebnie_gribi_bolgarii.
http://www.liveinternet.ru/users/debut/post275217540/.
http://www.gribifoto.ru/gribi/grib/gribi-krasnogoloviki-prigotovlenie.html.
http://www.stapravda.ru/stavropolski_krai/881.html.
http://www.liveinternet.ru/community/4707634/post194891879/.
http://ng.by/ru/issues?art_id=66982.
http://www.chitalnya.ru/work/698260/.
http://f-dk.ru/forum/viewtopic.php?p=1274090&sid=9a4dac585a42e8a9e9e0dd5bd6fd5fad.
http://maxpark.com/community/3610/content/1865458.
http://alconavt54.ru/page-grib-muhomor-foto.
http://www.po-ua.com/gallery/v/pohody/karpaty2006/DSCF1737.jpg.html.
http://drugiesovety2011.ru/kak-sobirat-griby.
http://yandex.ru/yandsearch?clid=40316&lr=53&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F+%D0%BC%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8 .
Структура урока
1. Органифызационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Повторение.
а) фронтальный опрос;
б) обобщение.
4. Знакомство с новым материалом.
1. Введение в тему.
2. Работа по теме урока.
1). Строение гриба.
2). Развитие гриба.
3). Обобщение.
4). Зачем грибы лесу?
5).Разнообразие грибов.
3. Проблемный вопрос.
На какие группы делятся грибы?
Как собирать грибы?
Итог урока.
Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Тип урока: комбинированный;
Формы: коллективная (целостный коллектив); фронтальная (работа со
всем классом), парная (взаимодействие с 2 учениками).
Методы: словесный (рассказ, беседа, работа с учебником), объяснительно-
иллюстративный (учитель сообщает информацию, ученики её
воспринимают), наглядно-демонстрационный, практический,
частично-поисковый (учитель расчленяет проблему на части,
ученики осуществляют отдельные шаги по решению проблемы).
Ход урока
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).
2.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересным миром природы, с её удивительным разнообразием.
3.Повторение.
Фронтальный опрос
- Вспомните, какая бывает природа? ( Живая и неживая.)
- Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце…)
- А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы…)
- Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Дышат, питаются, двигаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают).
Охрана животных
- Расскажите, какую роль в природе и жизни человека играют животные?
- Расскажите, почему многие виды животных становятся редкими?
- Что такое Красная книга?
(Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются и всё новые виды могут оказаться на грани исчезновения. Красная книга – это сигнал опасности. Он означает внимание, как будто призывает: стоп! Не убивайте животных, не губите растения!)
- Перечислите, каких вы знаете животных из Красной книги России.
- Расскажите, как нужно себя вести в природе, чтобы не причинять животным вреда?
- Что люди делают для охраны животных?
Зоопарк - это убежище для редких, исчезающих животных.
Заповедники – это территории, где вся природа находится под строгой охраной. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность.
Национальные парки – Эти территории называют музеями под открытым небом. Здесь не только охраняют природу, но и с радостью встречают туристов, всех любителей природы.
Обобщение
-Берегите природу: животных, растения, воздух, воду, почву!
На небе солнце ясное,
Лучистое, прекрасное.
Животный мир, растения,
Овеяны теплом.
Живите люди счастливо,
Ко всем живым участливо,
Забудьте злобы трения
И всем будет хорошо.
4.Знакомство с новым материалом.
1.Введение в тему.
- В царстве животных мы с вами побывали.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие ещё по одному царству.
Для начала нашего путешествия давайте представим себя в летнем лесу.
Ой, а что это мы видим?!
Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко. (Гриб)
- Надеюсь, что мы с вами такие же дружные ребята.
- Назовите грибы, которые знаете вы. (Подосиновик, белый гриб…)
(Названные грибы вывешиваются на доску)
- А что это вообще такое – гриб?
- Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Грибы - это грибы.
- Гриб – особый организм не образующий цветов и семян и размножающийся спорами.
- Можно ли гриб отнести к растениям? (Нет)
2.Новая тема.
- Кто назовёт тему нашего урока? (В царстве грибов)
-Грибы - это не растения и не животные, это отдельное царство живых организмов.
- Сегодня мы побываем с вами в царстве грибов.
1). Строение гриба.
-Как вы определили, что это грибы? (У грибов есть шляпка и ножка).
-Рассмотрим строение гриба.
- Из каких частей состоит гриб? (Шляпка, ножка, грибница).
(Плакат «Строение шляпочного гриба»)
Работа по учебнику. (с.112)
- Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы.
Грибница – это подземная часть гриба.
- Для чего грибница служит? (Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами).
2).Развитие гриба.
Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, а мы их привыкли называть грибами.
(Плакат «Развитие шляпочного гриба»)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
3).Обобщение.
- Как называется, та часть, которая находится на поверхности почвы?
( плодовое тело)
- Как называется, та часть, которая находится под землёй?
(грибница)
4).Зачем грибы лесу?
(Рассказ подготовленного ученика из книги А.А.Плешакова «Зелёные страницы», с.61.)
Итак, нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений грибы получают питательные вещества.
-А ещё для чего нужны грибы?
- Грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, листву. Грибы способствуют образованию перегноя.
- А ещё?
- Многие лесные животные питаются грибами.
5).Разнообразие грибов.
- Царство грибов очень разнообразно. Их на свете очень много: около 100 тыс. видов. Грибы окружают нас повсюду: в почве, в воздухе и в воде. Часто сталкиваемся мы с ними и в быту: плесень на пищевых продуктах, фруктовая гниль, темные пятна на стенах сырой комнаты — все это следы грибов.
Грибницы многих грибов похожи. А вот внешний вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы.
Есть грибы похожие на зонтик – гриб-зонтик пёстрый (съедобный)
Грибы, похожие на вязаные шапочки – сморчковая шапочка; сморчок конический (съедобный).
На стволах березы (особенно старых деревьев с трещинами) встречаются очень плотные с черной, растрескивающейся поверхностью наросты неправильной формы (напоминающие копытца, раковины, маленькие полочки подвешенные друг над другом). Они возникают обычно на местах, пораженных морозом, солнцем или насекомыми. Это гриб- разрушитель- трутовик. Их целое семейство.
- А есть грибы очень редкие. Некоторые виды грибов занесены в красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.
- Посмотрите в учебниках - с. 113.
Сетконоска сдвоенная
Зрелый гриб имеет неприятный запах. Интересно, что свисающая из-под шляпки сетка играет роль увеличения поверхности, издающей этот запах. Народное название — дама с вуалью. Растет с июля по октябрь на плодородных почвах, на гниющей древесине в широколиственных и смешанных лесах, парках. Гриб несъедобен.
Решеточник красный
Растёт одиночно или гнездами на почве в широколиственных лесах, очень редко в смешанных. Зрелое плодовое тело имеет вид шаровидной решетки красного цвета. Гриб имеет неприятный запах. Считается несъедобным.
Рогатик пестиковый
Плодовое тело до 30 см высотой, булавовидное, светло-желтое или рыжеватое, при надавливании приобретает буровато-красноватую окраску. Мякоть плотная, губчатая, белая, на изломе становится пурпурно-буроватой, вкус горьковатый, но запах приятный. Встречается на почве в лиственных и смешанных лесах в августе — сентябре. Гриб съедобен.
Паутинник фиолетовый
Встречается в лиственных и хвойных лесах, особенно в сосняках, в августе-сентябре. Шляпка до 15 см в ∅, подушковато-выпуклая, с завернутым внутрь или опущенным краем, в зрелости плоская, темно-фиолетовая, мелкочешуйчатая.
Мякоть толстая, мягкая, голубоватая, выцветающая до белой, с ореховым вкусом, без особого запаха. Малоизвестный съедобный гриб. Употребляется свежим, соленым и маринованным.
Грифола курчавая
Очень оригинальный и редчайший гриб. Имеет множество названий, среди которых есть и необычные – гриб-баран, грибная капуста, коралловый гриб. Это разнообразие имён обусловлено его интересным внешним видом – кустовидные отростки псевдошляпок имеют отчетливо видные ножки и визуально напоминают цветную капусту, либо же кустики кораллов.
Весьма крупное плодовое тело гриба часто достигает веса в 2 – 3 килограмма, состоит из множества плоских разветвлённых ветвевидных лопастей, которые местами срастаются, образуют листовидные «шляпки».
Период произрастания гриба не отличается постоянством. Грифола курчавая встречается довольно редко и прорастает далеко не каждый год. Растёт на пеньках деревьев широколиственных пород (дубы, клёны, липы). Изредка вырастает и на живых деревьях. Встречается с августа до первой половины октября.
Мякоть Грифолы курчавой белая, довольно хрупкая, с оригинальным ореховым привкусом и запахом. Гриб можно мариновать, сушить, но также пригоден в пищу и в сыром виде. Особенно вкусна Грифола курчавая тушеная в сметане, хотя её ореховый вкус все-таки на любителя.
Шишкогриб хлопьеножковый
Выпуклая шляпка этого необычного по внешнему виду напоминает сосновую шишку. Вкус и запах грибные. Растет летом и осенью в хвойных и лиственных лесах, предпочитая холмы и кислые почвы. Не ядовит, но старые жесткие ножки плохо перевариваются. В Германии признан несъедобным, в Америке отнесен к числу хороших грибов, в большинстве стран Европы его собирают, но считают низкокачественным.
3. Проблемный вопрос.
На какие группы делятся грибы?
- На какие 2 группы можно разделить грибы?
(Съедобные и несъедобные)
По грибы
По грибы старик собрался,
А в грибах не разбирался…
Не запутаться дабы –
Взял он книжку про грибы.
Старичок сидел у елки,
По строке водил рукой,
А вокруг шептали волки:
- Ишь ты, грамотный какой! В. Шульжик
- Давайте посмотрим, хорошо ли вы разбираетесь в грибах.
Работа в парах
-У вас на партах лежат разрезанные картинки грибов. Ваша задача, дружно взаимодействуя друг с другом, восстановить картинку.
- Какие грибы у вас получились?
Подосиновик (красноголовик)
Под осиной мужичок
На нём красный колпачок.
- Почему этот гриб так называют? (Растёт под осиной.)
Подберёзовик
Под берёзой старичок,
На нём бурый колпачок,
И пиджак с пестринкой,
И сапожки с глинкой.
Сыроежка
И лесная модница
За нарядом гонится:
То с бордовым, то с лиловым,
Или с алым покрывалом
У тропы появится-
Хочется всем понравиться.
Лисичка (петушок)
Золотые…..
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Волнушка (рыжик)
Розовая сорочка,
Да волнистая;
С краю – оторочка,
Да пушистая.
Опёнок осенний
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Маслёнок
Стоит мальчонка –
Замаслена шапчонка.
Белый гриб (боровик – так назван за любовь к борам, сосновым лесам)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три- и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый я тебя найду!
Грузди (растут кучно)
В лесу зародился-
В засол пригодился.
Бледная поганка
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки,
Вокруг ворота-
Пораспорото;
Кто к ней прикоснётся,
Тот не проснётся.
Бледная поганка, нередко путаемая с шампиньоном. От шампиньона отличается цветом пластинок, на ножке внизу разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб!
Имеются сообщения, что бледная поганка обычно не бывает червивой, но слизни едят ее и не погибают.
Этот гриб именно потому столь опасен, что симптомы отравления содержащиеся в нём ядовитыми веществами проявляются не сразу, а только через 6-20 часов после еды. Ядовитых веществ не одно, а сразу 10.
Мухомор
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый…..
Мухомор. Слизни, сороки, белки, им питаются. А лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда по нескольку штук. Мухоморы для лосей – лекарство, помогающее избавить от глистов. Возможно, и другие животные ими лечатся.
Рассмотреть ложные грибы (в сравнении - фото)
Работа по учебнику (с.115)
4.Как собирать грибы?
Изучить самостоятельно по учебнику с.115. (пересказ подготовленного ученика).
- Почему можно собирать только те грибы, которые знаешь?
Основное правило:
Собирайте только те грибы, которые вам очень хорошо знакомы и которые вы точно можете отличить от ядовитых двойников!
В пищу годятся только молодые грибы с достаточно плотной мякотью. Старый, червивый, перезревший гриб надо выбрасывать, но не на землю, где он бесполезно сгниет. Шляпку его лучше нанизать на ветку дерева или куста, чтобы она высохла. Тогда ветер рассеет грибные семена — споры.
Десять заповедей грибника (Памятки раздать детям.)
5.Итог урока.
- Из каких частей состоит гриб?
(шляпка, ножка, грибница)
- Как называется, та часть, которая находится на поверхности почвы?
( плодовое тело)
- Как называется, та часть, которая находится под землёй?
(грибница)
- А про кого можно так ещё сказать? (Любительница собирать грибы;
грибная похлёбка)
- Какое это слово? (Многозначное)
- Почему так говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий – в кузовок кладут»?
(съедобные и несъедобные)
-В народе говорят: «Где лес, там и грибы?»
Почему так говорят?
(Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.)
- Какое правило «зашифровано» этим условным знаком?
(Животным нечем будет питаться, лечиться, деревья плохо будут расти. Мухоморы украшают наши леса. Это тоже очень важно. Мухоморы служат лекарством для лосей и оленей. Лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по несколько штук. Мухоморы для животных – лекарство, а для людей яд. Мухоморами питаются сороки, белки.)
6.Домашнее задание.
1).Учебник с.112-116, пересказ; ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 116.
2).Рабочая тетрадь с.54 - 55, № 1; 2; 4.
- Самостоятельно можете подобрать интересный материал о грибах в дополнительной литературе: энциклопедии, различные журналы.
Пытаться рассказать о грибах всё – дело неблагодарное, да и несбыточное.
7.Рефлексия.
- Что было интересно на уроке?
- Что нового узнали?
Приложение 1
Десять заповедей грибника
1. Относитесь к грибам с уважением. Не забывайте, что они приносят пользу, выполняя свою роль в природе: помогают растениям выжить. Будьте культурными грибниками: не сбивайте ногой и не топчите не понравившийся гриб. Не забывайте, что грибы - красота нашей природы!
2. Собирайте грибы в экологически чистых местах. Не рекомендуется брать грибы вдоль больших дорог, вблизи промышленных предприятий. Грибы интенсивно впитывают тяжелые металлы, и это может пагубно отразиться на вашем здоровье.
3. Не употребляйте в пищу незнакомые вам виды.
4.Грибы собирают рано утром, до того, как их нагреет солнце. В таком случае их можно будет хранить более длительное время. Грибы, нагретые солнцем, разложенные толстым слоем, быстро портятся — покрываются слизью и издают неприятный запах. Такие грибы не пригодны для переработки.
5.В пищу годятся только молодые грибы с достаточно плотной мякотью. Старый, червивый, перезревший гриб надо выбрасывать, но не на землю, где он бесполезно сгниет. Шляпку его лучше нанизать на ветку дерева или куста, чтобы она высохла. Тогда ветер рассеет грибные семена — споры.
6. Не жадничайте, собирайте молодые и средней зрелости грибы. Не рекомендуется брать старые плодовые тела, в которых накапливается много продуктов обмена веществ. Не забывайте, что ими также можно отравиться. Набирайте столько грибов, сколько сможете переработать. Заготавливайте столько, сколько сможете съесть.
7. Собирайте грибы с любовью, помня заповедь - не навреди! Осторожно срезайте или выкручивайте плодовое тело, чтобы как можно меньше повредить грибницу.
8. Уважайте и свой труд. Постарайтесь почистить грибы в день сбора или поместите ненадолго в прохладное место, чтобы ваши труды не были напрасны. Сортируйте грибы соответственно способу приготовления, отделяя виды, требующие отваривания или вымачивания.
9. Соблюдайте правильную технологию приготовления и хранения грибных блюд и заготовок на зиму. Помните, отваренные грибы нельзя держать в алюминиевой и жестяной посуде. Для этой цели применяйте эмалированную посуду или стеклянные банки. Заготовленные в домашних условиях грибы нельзя герметически закупоривать крышками.
10.Основное правило:
Собирайте только те грибы, которые вам очень хорошо знакомы и которые вы точно можете отличить от ядовитых двойников!
Покормите птиц!
14