В труде красота человека

Разработка занятияв 5 классе по учебнику О.Виноградовой в рамках курса ОДНКНР.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект внеурочного занятия по ОДНКНР в 5 классе

Тема: В труде красота человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

умение назвать нравственные качества человека труда,

привести примеры и дать оценку

Метапредметные:

способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с

учителем и одноклассниками во время беседы

способность самостоятельно формулировать цели урока, умение

планировать свою деятельность в соответствии с

целевой установкой,

корректировать свою деятельность

умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку

зрения, слушать и слышать других

Личностные:

признание (осознание) ценности созидательного труда

Цель: Формирование уважения к труду собственному,труду членов своей

семьи и других людей.

Задачи:

Обучающая: расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни.

Развивающая: развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;

развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда .

Оборудование: проектор, компьютер.

План занятия.


1 Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Два плуга».

Проблемная ситуация

2.Беседа.

3.Мини-лекция «Значение труда в жизни русского человека». На примере

«Поучения Владимира Мономаха детям».

4.Игра в группах «Собери пословицы».

5.Презентация проектов детей «Профессии в моей семье», «Труд нашей семьи».

6.Викторина «Профессиональный тест».

7.Игра «Угадай профессию».

8. Инсценированное чтение фрагментов былины «Вольга и Микула

Селянинович».

9.Подведение итогов (рефлексия).



1. Проблемная ситуация. «Два плуга».

Сказка К. Д. Ушинского «Два плуга».

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были

сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно

пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке

купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.

Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше,

чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же,

пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? -спросил заржавевший плуг

у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый, -отвечал тот,

-а если ты заржавел и сделался хуже,

чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2.Беседа

Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме

нашего занятия.

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

(Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

(Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря

о плугах?

(Труженика и лентяя.)

-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

(Труд красит человека, а безделье его уродует.)

(Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.)

(Только работающий человек может стать лучше, умнее.)

(Если человек не работает, то заболеет.)

3.Мини-лекция «Значение труда в жизни русского человека»

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция -это

благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали

труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека.

Послушайте «Поучение»Владимира Мономаха,русского князя, жившего в

1052-1125 годы.

Учитель зачитывает отрывки из «Поучения»Владимира Мономаха.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но

примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь...

«В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на

тиуна(управляющего хозяйством), ни на отрока(слугу), чтобы

приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом

вашим. На пашню ли, на войну ли выйдя, не ленитесь, не надейтесь на

воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью...

«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь

–как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от

других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то

забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...»

Идеал трудовой жизни наших предков -это трудолюбие, бережливость,

порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен

работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время

человек в обществе ценится по труду. Труд -это источник радости, удовольствия. В труде человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.

4. Игра в группах« Собери пословицы». Подобрать к началу пословицы

её продолжение.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В

качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.

(На партах лежат карточки с половинками пословиц, соединить их)


Деревья смотри в плодах.

.. (а людей смотри в делах).

Терпенье и труд...

(все перетрут).

Под лежачий камень...

(и вода не течет).

Маленькое дело...

(лучше большого безделья).

Горька работа...

(да сладок хлеб).

Не везде сила: где уменье

... (а где и терпенье).

Не сиди сложа руки -

...(не будет и скуки).

Не спеши языком -

...(торопись делом).

Любишь кататься -

...(люби и саночки возить).

Делу время...

(потехе час).

Всякое дело человеком ставится...

(и человеком славится).

Ищи невесту не в хороводе...

(а в огороде).

Пашню пашут, ... (руками не машут)

Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда)

Руку не протянешь...(так и с полки ложку не достанешь)

Продолжение беседы.

-Что должны делать взрослые, чтобы наша страна была ещё богаче и

красивее?

-А что должны делать вы? Что является главной работой ученика?

-Представьте себе, что произошло бы, если люди перестали трудиться, не

вышли на работу электрики?

(Не будет света)

-Не вышел на работу хлебороб?

(Не будет хлеба)

-Не вышли на работу учителя?

(Дети не получат знания)

-Если бы вы не пришли в школу? (Учителям некого было учить, дети

остались неграмотными.)

Правильно ребята! Жизнь-это труд. А как же понять слова?

«Где труд, там и счастье», «Труд -в радость».

-Да, труд даёт нам радость, счастье, удовольствие.

В труде красота человека.

Вы тоже испытали это чувство, радовались результату труда. Девочки,

вспомните, что вы испытали, когда убирались в комнате, испекли первый в

своей жизни пирог, вырастили цветы?

А вы, мальчики, когда вы сделали своими руками нужную вещь, помогли

построить, чинить, смастерить?

Вы испытали радость, гордость за своё умение, за себя.

Без труда не было бы и жизни на земле. Труд был и будет основой жизни на

земле.

Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю –краше, Родину –

богаче.И чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше

и богаче становится сам.

Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции -в

основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране

почётными являются и труд милиционера, и рабочего, и труд строителя, и

труд столяра. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая

ему по душе.

Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть

похожим.

А ведь истинные герои живут среди нас -это ваши родители,

бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат,

лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят -

делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители н

а работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

5. Презентация детских проектов «Профессии в моей семье» «Труд в

моей семье».

Дети показывают презентации, рассказывают о профессиях мам, пап,

бабушек, дедушек и других родственников.

6. Викторина «Профессиональный тест» ( слайды)

1. Какой писатель познакомил детей всего мира, чем пахнут ремёсла?-

Владимир Маяковский

-Агния Барто

-Джанни Родари

-Сергей Михалков

2. Кто на съёмках кинофильма вместо актёра прыгает из окна?

-Режиссёр

-Гримёр

- другой актер

-Каскадёр

-Сценарист

3. Представители какой профессии в средние века заменяли врачей?

-Алхимики

-Цирюльники

-Кузнецы

-Портные

4. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента?

-Физиотерапевт

-Анестезиолог

-Рентгенолог

-Гипнотизёр

5. Кто из них не работает в художественном музее?

-Хранитель

-Реставратор

-Экскурсовод

-Ресторатор

6. Ветка какого дерева украшает фуражку российского лесника?

-Сосны

-Дуба

-Пальмы

-Клёна

7. Кем начинала свой трудовой путь Валентина Терешкова, первая в

мире женщина-космонавт?

-Ткачихой

-Поваром

-Маляром

-Учителем

7. Игра «Угадай профессию»

Много профессий есть в мире, и среди них есть одна

-самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся

православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине

праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой

профессии.

1 )Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

2) Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

3) Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие

искусства редко обходятся без греха.

4) Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а

эта профессия питает всех.

(Земледелие.)

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. А между тем Л.Н. Толстой писал, что

«стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой

нечистой, а только одного: праздной жизни».

8. Былина

«Вольга и Микула Селянинович».

Инсценированное чтение фрагментов

из былины « Вольга и Микула Селянинович»:

-Почему русский народ сделал Микулу Селяниновича героем былины?

(С давних пор ценился и уважался труд пахаря, хлебороба)

(Он очень сильный, хорошо работает, вырастил верного коня-помощника и друга.)

(Микула по-богатырски работает и воюет с разбойниками)

(Микула по силе превзошёл дружину Вольги)

Мы начали урок с рассказа

К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами

великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для

труда -это и принесет им счастье».

9. Подведение итогов (рефлексия)

Наше занятие подошло к концу. Какие моменты остались в вашей памяти?

Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей:

-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она рассказывает о трудолюбивых и ленивых людях.

-Запомнилась русские пословицы о труде и безделии.

-Удивило, что у наших родных людей очень интересные и нужные

профессии..

-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая.

-Понравились тесты о профессиях.

-Интересно в Поучении говорил Владимир Мономах о жизни, о том, что нужно всегда отвечать за свои поступки.

-Захотели прочитать былину о Микуле Селяниновиче.

10. Домашнее задание.

- Напишите рассказ «Кем я хочу работать?»


Использованная литература

1.В.П.Аникин, Д.С.Лихачёв Былины, русские народные сказки, древнерусские

повести. Издательство «Детская

литература» 1989

2.И.Иванов Златой ларец. Притчи и сказания о добре и зле.

–Сыктывкар: Издательство «Эском», 2014.

3.«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. –М: Вентана-Граф, 2013

4.К.Д.Ушинский.Рассказы

5.Ю.Г.Круглов Русские народные загадки, пословицы и поговорки. М.:

Просвещение





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее