« В поисках царевны»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Программное содержание:
Учить выкладывать изображения по образцу, используя кубики Никитиных.
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях.
Продолжать учить считать в пределах 5.
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперд-назад, направо-налево).
Воспитывать интерес к совместной деятельности, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение; обои –ковер; геометрические фигуры – «заплатки», картинки с изображением частей суток, письмо, игрушки: сова, мышка, ежик.
Ход НОД:
1. В.: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их по-сказочному, вместе произнесем волшебные слова:
-Стоит сказок теремок, (руки «шалашиком»)
Он ни низок. Ни высок. (руки «полочкой»)
Двери открываются, (руки в стороны)
Сказка начинается. (поклониться)
2. В.: Ребята, а вы любите сказки?
Сказок существует большое множество. И в любой сказке всегда есть волшебство, чудо, добро обязательно побеждает зло. Сегодня мы с вами отправимся в одну волшебную сказку. Сейчас мы встанем в круг, и произнесем волшебные слова, будьте внимательны и выполняйте движения вместе со сной.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг, выполняют упражнения в соответствии с текстом.
В.:
В круг широкий, вижу я,
Встали все ребята.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествие начнем. (присели)
В.: Ребята! Нам пришло волшебное письмо (достает красивый конверт и читает). В тридевятом царстве-государстве жили-были царь, царица, и их дочь, прекрасная царевна. Случилась у них беда. Налетел на царство Змей –Горыныч и унес царевну к себе в страшное королевство. Много было храбрецов-удальцов, которые хотели бы ей помочь, но никто не знал дорогу к Змею. И вот царь с царицей решили написать письмо в наш детский сад и попросить помощи у ребят. Ребята, поможем спасти царевну?
Ответы детей.
В.: Нам надо отправиться в сказку. Но скажу я вам ребята, по секрету, что путешествие это нелегкое. Придется нам трудности повстречать, с задачами сложными справиться, препятствия одолеть. Поэтому нам надо быть смелыми, ловкими, внимательными. Если мы справимся с заданиями, то сможем получить части волшебного ключа. А если мы соединим все части, то получим волшебный ключ, благодаря которому мы сможем открыть дверь в королевстве Змея -Горыныча и спасти царевну.
На чем можно попасть в сказку? (варианты ответов, в том числе ковер-самолет). У меня как раз есть ковер-самолет! (разворачиваем «ковер», а там дырки геометрических фигур).
-Ой, ребята, что с ковром? (ответы ). Поможем починить ковер? (на подносе лежат геометрические фигуры; дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
-А какие геометрические фигуры вам напомнили заплатки (круг, квадрат, треугольник).
- Молодцы, ребята. А вот и наша первая часть от волшебного ключа. Теперь садитесь на ковер и полетели. (Звучит волшебная мелодия).
Звучит мелодия, под которую, дети, сидя на ковре, попадают в королевство.
В.: Вот и попали мы в сказку. Ребята, посмотрите, кто это? Правильно, это сова. Вы все знаете, что сова в сказках мудрая птица, и нам она даст волшебную карточку, если мы отгадаем ее загадки. Согласны?
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник)
В.: Молодцы! С загадками совы вы справились. Так чем отличается круг от квадрата? Квадрат от прямоугольника? Про какие фигуры мы отгадывали загадки?
- Ой, ребята, посмотрите сова отдала нам волшебную карточку. Сколько у нас теперь карточек? Давайте поблагодарим сову за помощь. А нам пора спешить, а совушке -отдыхать.
Идут дальше, подходят к ежу.
В.: Кто же это нас здесь ждет? Правильно, ежик. Ребята, ежик интересуется знаем ли мы части суток? Сейчас присаживайтесь за столы и разложите картинки на которых изображены разные части суток. Мы с ежиком будем загадывать загадки, а вы внимательно посмотрите на картинки и выберите ту, которая подходит к загадке, поднимите и покажите нам эту карточку.
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
-Подберите картинку для этого времени суток.
Почему ты выбрал эту картинку?
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем)
Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
-Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все части суток, за это ежик дарит нам часть от волшебного ключа. Сколько у нас теперь частей? Ребята, скоро зима и ежику пора готовиться к спячке. Давайте не будем ему мешать. Спасибо, ежик. До новых встреч!
В: Ребята, пора и нам отдохнуть. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
В: Ой, ребята, что же здесь происходит?! В лесной школе зайчишки-шалунишки разбросали все кубики. Но мы же с вами можем им помочь. Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат кубики и прилагается схема. С помощью этой схемы нам с вами необходимо помочь зайчатам и собрать кубики. Все собрали? Какая цифра у вас получилась? Молодцы, за это зайчата дарят нам волшебную карточку. Сколько у нас теперь частей? А нам, друзья, пора спешить.
В: А вот и королевство Змея-Горыныча. Ребята, Змея-Горыныча сейчас нет дома. А двери заперты. А как же нам спасти царевну? Прибегает мышка. Ой, посмотрите, мышка. Тут еще и записка есть. Прочитаем? «Если вы соберете портрет моей любимой мамы , то получите часть от волшебного ключа».
Ребята, выполним задание?
Молодцы! Как быстро и ловко вы справились с заданием.
Ну, вот ребята, все карточки у нас собраны. Пора соединить наши карточки и мы с вами получим волшебный ключ. Соединяют карточки. Молодцы!
В это время появляется кукла-царевна.
Царевна: « Спасибо вам, ребята! Я верила, что вы меня в беде не бросите, за то, что вы меня освободили, я хочу подарить вам книгу с русскими народными сказками».
В: Ребята, давайте поблагодарим Царевну за такой подарок и позовем ее к нам в гости.
Звучит мелодия, воспитатель приглашает детей на ковер-самолет.
В: ребята, мы сегодня встретились с сказочными героями, но пора нам возвращаться вдетский сад, занимайте места на ковре-самолете.
С вами мы опять в полете на ковре на самолете,
Вправо-влево, вверх-вниз.
В группу коврик приземлись!
Где мы сегодня побывали?
На чем мы отправились спасать царевну?
В: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, понравилось ли вам оно? А задания? Какие задания понравилось выполнять больше всего?
Сейчас я предлагаю показать царевне нашу группу и рассмотреть книжку со сказками, которую мы потом обязательно прочитаем. А вечером мы с вами проводим царевну домой, где ее ждут папа -царь и мама -царица.