Технологическая карта
Тема урока | В гостях у словообразования, морфемики и орфографии | |||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации предметных знаний | |||
Дата урока | 22.11.2014 | |||
Образовательные ресурсы |
| |||
План урока | 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | |||
Цели урока | 1.Повторение изученного по теме: "Словообразование, морфемика. Орфография" 2.Развитие навыков устной и письменной речи, развитие памяти обучающихся 3.Воспитание внимания к языковому мателиалу, интереса к родному языку | |||
Формы и методы обучения | Опрос. Описательно-аналитический метод (наблюдение над языковым материалом, сравнение сопоставление, вывод) | |||
Основные термины и понятия | Разделы русского языка: словообразование, морфемика, орфография,синтаксис. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок пре- и при-. Синтаксический разбор предложения. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.
| |||
Планируемые образовательные результаты: Научатся: Получат возможность научиться: | Повторить изученное по теме: "Словообразование, морфемика. Орфография". Закрепить на практике знания,умения и навыки. Выяснить ,что у ребят получается, а на что следует обратить внимание. Подготовить обучающихся к контрольным работам по теме: контрольный диктант с грамматическим заданием (синтаксический разбор предложения, морфемный и словообразовательный разбор слов) и зачет по теоретическим сведениям. | |||
Организационная структура урока | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД |
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Тему урока: "В гостях у словообразования, морфемики и орфографии". Посмотрите, какая унас необычная тема. Задачей сегодня будет обобщение и систематизация изученного по теме: "Словообразование, морфемика. Орфография". Урок необычный - урок- путешествие. Мы побываем в горах и даже покорим одну из вершин. Смогут пройти весь путь лишь те, кто преодолеет все препятствия, покорит все высоты, покажет себя с лучшей стороны. | Записывают число, классная работа, тему урока |
| Слушают.Записывают |
Актуализация знаний | Скажите, как называют людей, которые поднимаются в горы? По каким законам они живут? Я надеюсь, что вы будете хорошими товарищами и не бросите в беде своих одноклассников, поможете им. Внимание, мы находимся у подножья горы, на спортивной базе и готовимся к восхождению. Прежде, чем отправиться в горы, нужно проверить здоровье каждого участника экспедиции.Этим займутся врачи. Они будут задавать вопросы, каждый ученик должен ответить на один , чтобы пройти проверку.Если ответ правильный, то ученик здоров и может продолжить восхождение. Если ответ неправильный, то нужно пройти лечение. Врачи приступают к работе | Альпинисты. Основной закон дружбы и товарищества. Никогда не бросают друзей в беде, помогают друг другу. Выходят 3 врача Врачи задают вопросы, обучающиеся отвечают. Врачи докладывают о готовности команды к восхождению.
| Правильно. Говорят, что друзья проверяются именно в горах. Если кто-то не ответил на вопрос, то ответ дает команда. Таким образом, все готовы к восхождению. | Устная монологическая речь. Слушают Устная монологическая речь: умение отвечать на поставленный вопрос по теме и умение задавать такие вопросы. Тренировка памяти. |
Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
| Начнем восхождение. Первая высота, которую нужно преодолеть, 1000 метров.Каждый ряд должен придумать 4 слова разных частей речи: сущ., кр. прил., гл., мест. 1 ряд окончание а, 2 ряд-о, 3 ряд- нулевое окончание. Слова записать и выделить окончание. Продолжим восхождение? Штурмуем вторую высоту. Здесь живет орфография. Какие орфографические правила мы учили, говоря о словообразовании и морфемике? Как альпинисты поднимаются в гору, так и мы, по очереди будем выходить к доске и записывать словосочетани, выделяя изученную орфограмму. Молодцы! Вершину покорили.Мы на высоте 2000 метров. Наверное, устали. Проведем физкультминутку. У вас на столах у каждого маленькие прямоугольники с буквами е,и. Задание: "Е,И вставляй - руку поднимай" Руки поднимали, вставали, садились, делали приседания и не заметили, как поднялись еще на 1000 метров. Следующая высота, которую мы должны покорить, 4000 метров. Это вершина синтаксиса. Чтобы ее преодолеть, нужно записать предложение и сделать его синтаксический разбор. Кто поможет команде преодолеть высоту? Молодцы! теперь мы на высоте 4000 метров. Чтобы добраться до вершины, нам осталось совсем немного. Но преодолнть это расстояние смогут не все, а лишь те ребята, кто могут делать морфемный и словообразовательный разбор слов. И менно на вершине живет словообразование. Что оно изучает? Каждый ряд получает по 3 слова для разбора. Итак, мы на вершине. Можем сказать, что много знаем о словообразовании, морфемике и орфографии. | Дети пишут, выделяют окончание. Да. Безударные гласные в корне слова, приставки пре- и при-. Дети по цепочке, по 5 человек с каждого ряда записывают словосочетания и выделяют орфограмму. Работают в тетрадях Дети читают словосочетания на слайде и вставляют буквы, поднимают руку вверх с правильной буквой, объясняют правописание. Ребята поднимают руки, учитель вызывает одного обучающегося, который записывает предложение и делает его разбор. Морфемы и способы образования слов. Обущающиеся делают разбор самостоятельн, а потом проверяем с учителем. | Проверяем, что получилось. Делаем вывод, что высота в 1000 метров пройдена. Загореть на пляже, школьный возраст, коснуться стены, маленький росток, касаться стола, зеленые водоросли, прилагать усилия, богатая растительность, загорелый малыш, располагать временем, провести касательную, разгореться в печи, снять нагар. Пр..морский край, сидел пр..спокойно, лес пр..образился, пр..красная музыка, слегка пр..храмывать, пр..рвать рассказ, пр..вести пример, колючая пр..града, пр..глушить свет, быстро пр..бежать, пр..задуматься над проблемой, пр..вратиться в чудовище, пр..клонить к земле, пр..кратить разговор, пр.винтить гайку. Морфемика - раздел русского языка, в котором мы изучаем морфемы. Сверхсекретный облачность паровоз. Прескучный разговорчивость столовая. Доледниковый, прадедушка самовар. | Слушают, записывают. Умение определять часть речи, давать примеры слов разных частей речи. Выделяют морфему- окончание. Устная монологическая речь. Тренировка памяти. Записывают. Объясняют и выделяют орфограмму. Устная речь. Объясняют и выделяют орфограмму. Комментированное письмо, объяснение знаков препинания в сложном предложении. Навык синтаксического разбора сложного предложения. Слушают Навык делать словообразовательный разбор слов. Устная монологическая речь. |
Итоги урока Домашнее задание | Что же мы повторили? Зачем нам это нужшо знать? Вы молодцы. Хотя покорили одну вершину, таких вершин у вас будет очень много. И с каждым годом вы будете становиться умнее, начитаннее, грамотнее. Сегодня вы показали себя настоящими альпинистами. Оценки я поставила... Записываем домашнее задание: упр. 182 | Разделы русского языка, безударные гласные в корне слова, правописание приставок, морфемный и словообразовательный разбор слов, синтаксический разбор предложений. Чтобы быть грамотным, культурным и образованным, правильно писать и говорить. Дети пишут |
| Устная монологическая речь. Слушают. Отвечают на вопросы. Записывают |
Рефлексия | Обратить внимание уже раз на морфемный и словообразовательный разбор слов. Не все делают его хорошо. |
|
|
|