«Зимний фестиваль знаний 2025»

В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке". 4-й класс

Урок знакомства с произведением В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке".

Для учащихся 4 класса. Прочитав произведение ребята в группах выполняли творческие задания.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения

"В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке".

4-й класс 

Планируемые результаты: Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Оборудование: Выставка шкатулок, проектор, экран, презентация, толковые словари.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок. 
Урок литературный, 
А мы народ культурный. 
На уроке не лениться, 
Всем работать, отвечать, 
Ну, а мы сегодня будем 
Наши знанья обобщать.

Кто на «5» - в ладоши хлопнем,

На «4» - ногой мы топнем, 
Кто на «3» - не унывай, 
Чаще руку поднимай.

Работать будем под девизом, который дан на доске:

(ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ)

Подготовка речевого аппарата.

Скороговорка: «Как у горки на пригорке жили 33 Егорки ».

Проговорить: громко, тихо, про себя.

Листы самооценки

Оценочный лист_________________________________________________________

п/п

Название заданий

«+»

1

Сообщения


2

Работа в группах


3

Работа в парах


4

Работа над текстом


5

Составление схемы


6

Тестирование



Итого:


II. Проверка домашнего задания

– С произведением, какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

– Как называется сказка?

(сообщения детей о творчестве В.Ф. Одоевского)

III. Актуализация знаний

– Оправдались ли наши предположения о содержании сказки?
– Как сказать коротко: о чем эта сказка?
– Похожа ли эта сказка на другие, известные нам литературные сказки.
– Так может это не сказка? Докажите.
– Но она же отличается от других литературных сказок? Чем же?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.

– А зачем мы читаем сказки? Ведь они нравятся и взрослым и детям. 
– А чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского?
– Что еще мы узнали, читая эту сказку?
– Итак, сформулируйте цели нашего урока.

На слайде запись:

– определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других литературных сказок;
– разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерке;
– дать характеристику Мише;
– сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского.

IV. Работа со сказкой

  1. Словарная работа.  

Что такое табакерка? (сообщение Баркова С.)

Работа со словарем. (Работа в группах)

Слова: горка, флюгер, своды, бюро. (Слайды)

2. Выставка шкатулок

Ребята посмотрите какие шкатулки разные по внешнему виду. (выставка шкатулок) 
– Отличаются ли они от старинных?

3. Работа с учебником

– Откройте и прочитайте, как выглядела табакерка в сказке.
– Что удивило Мишу, когда папенька открыл табакерку. 
– Как повел себя Миша?
– А что папа ответил Мише? Прочитайте.
– Как вы думаете, почему папа так ответил Мише и не объяснил, как работает шкатулка?
– Итак, Миша задумался и уснул. Давайте вместе с вами пройдем этот путь чтобы узнать устройство табакерки.  (На доске надпись: «устройство табакерки»)

4. Игра «Кто сказал?»

Один ученик читает отрывок. Все угадывают, кому принадлежат эти слова.

А)  «Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «колокольчик»)

– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?

Работа в парах (составить пословицы, объяснить значение)

– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?

– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере.
– А кто сказал эти слова:

Б)  «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)

– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо) 
– А за вами детьми нужно присматривать? 
– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц».(Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?

5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)

– Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (Глаголы)
– Назовите их.
– На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
– Что делала?  Толкала, вертелся,  цеплялся, стучали, звенели,  была.
– Что общего у всех этих глаголов? (Суффикс -л-)
– На что он указывает? (Прошедшее время глагола)
– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
– Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (играет, звучит).

6. – Благодаря кому мы узнали о работе табакерки? 
– Что можно сказать о Мише. Используя опорные слова, постройте схему:

Миша – добрый, злой, любознательный и т.д.

-А теперь проверим, на сколько хорошо вы знаете произведение.


7. Индивидуальная работа

Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.


т б к р к (табакерка) с т е т (тест)

п р ж н к (пружинка) м х е а н к и а (механика) 
м л ч к (мальчик) л ь н а д р а з и т (надзиратель)


Лишнее слово ТЕСТ, вот его мы с вами и напишем (тест у каждого ученика).


Тестовая работа по произведению

Тест

1.Папенька поставил на стол:


а) шкатулку 
б) коробку 
в) табакерку

2. Главного героя звали:


а) Володя 
б) Миша 
в) Алёша

3.Как назывался город, в который попал мальчик?


а) Тук - Тук 
б) Динь - Динь 
в) Дзынь - Дзынь

4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:


а) поговорку 
б) присказку 
в) пословицу

5. «Миша в свою очередь закусил…»


а) губу 
б) язычок 
в) щеку

6. Перечисли жителей табакерки


а)_____________________ в)_____________________ 
б)_____________________ г)_____________________

7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?


а)химия б)литература 
в)механика

1) взаимопроверка в паре


2) самопроверка с доски


V. Итог урока

– Чему научился мальчик во время путешествия.  (1. Издали все кажется меньше. 2. У Колокольчика побольше – голос низкий, поменьше – высокий. 3. Мы все разные. 4. Без учебы жить неинтересно. 5. Береги чужой труд.)

VI. Рефлексия

– Вернемся к цели нашего урока. 
– Как же можно назвать эту сказку, если Миша узнал в ней много нового. (Научно-познавательной)
– Зачем автор написал эту сказку?
– Обсудите с соседом и скажите. 
– Справились ли мы с поставленными задачами? 
– По листам самооценки оцените свою работу на уроке.




Содержимое разработки

«Городок в табакерке»

«Городок

в табакерке»

Задачи урока:

Задачи урока:

  • – определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других литературных сказок; – разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерке; – дать характеристику Мише; – сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского.
Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Горка – это мебель для посуды

Горка – это мебель для посуды

Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее