Урок литературного чтения
"В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке".
4-й класс
Планируемые результаты: Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
Оборудование: Выставка шкатулок, проектор, экран, презентация, толковые словари.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья обобщать.
Кто на «5» - в ладоши хлопнем,
На «4» - ногой мы топнем,
Кто на «3» - не унывай,
Чаще руку поднимай.
Работать будем под девизом, который дан на доске:
(ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ)
Подготовка речевого аппарата.
Скороговорка: «Как у горки на пригорке жили 33 Егорки ».
Проговорить: громко, тихо, про себя.
Листы самооценки
Оценочный лист_________________________________________________________
№ п/п | Название заданий | «+» |
1 | Сообщения |
|
2 | Работа в группах |
|
3 | Работа в парах |
|
4 | Работа над текстом |
|
5 | Составление схемы |
|
6 | Тестирование |
|
| Итого: |
|
II. Проверка домашнего задания
– С произведением, какого автора мы познакомились на прошлом уроке?
– Как называется сказка?
(сообщения детей о творчестве В.Ф. Одоевского)
III. Актуализация знаний
– Оправдались ли наши предположения о содержании сказки?
– Как сказать коротко: о чем эта сказка?
– Похожа ли эта сказка на другие, известные нам литературные сказки.
– Так может это не сказка? Докажите.
– Но она же отличается от других литературных сказок? Чем же?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
– А зачем мы читаем сказки? Ведь они нравятся и взрослым и детям.
– А чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского?
– Что еще мы узнали, читая эту сказку?
– Итак, сформулируйте цели нашего урока.
На слайде запись:
– определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других литературных сказок;
– разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерке;
– дать характеристику Мише;
– сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского.
IV. Работа со сказкой
Словарная работа.
Что такое табакерка? (сообщение Баркова С.)
Работа со словарем. (Работа в группах)
Слова: горка, флюгер, своды, бюро. (Слайды)
2. Выставка шкатулок
Ребята посмотрите какие шкатулки разные по внешнему виду. (выставка шкатулок)
– Отличаются ли они от старинных?
3. Работа с учебником
– Откройте и прочитайте, как выглядела табакерка в сказке.
– Что удивило Мишу, когда папенька открыл табакерку.
– Как повел себя Миша?
– А что папа ответил Мише? Прочитайте.
– Как вы думаете, почему папа так ответил Мише и не объяснил, как работает шкатулка?
– Итак, Миша задумался и уснул. Давайте вместе с вами пройдем этот путь чтобы узнать устройство табакерки. (На доске надпись: «устройство табакерки»)
4. Игра «Кто сказал?»
Один ученик читает отрывок. Все угадывают, кому принадлежат эти слова.
А) «Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «колокольчик»)
– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
Работа в парах (составить пословицы, объяснить значение)
– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере.
– А кто сказал эти слова:
Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)
– А кто сказал эти слова:
В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)
– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:
Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц».(Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)
– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?
5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)
– Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (Глаголы)
– Назовите их.
– На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
– Что делала? Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.
– Что общего у всех этих глаголов? (Суффикс -л-)
– На что он указывает? (Прошедшее время глагола)
– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
– Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (играет, звучит).
6. – Благодаря кому мы узнали о работе табакерки?
– Что можно сказать о Мише. Используя опорные слова, постройте схему:
Миша – добрый, злой, любознательный и т.д.
-А теперь проверим, на сколько хорошо вы знаете произведение.
7. Индивидуальная работа
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (табакерка) с т е т (тест)
п р ж н к (пружинка) м х е а н к и а (механика)
м л ч к (мальчик) л ь н а д р а з и т (надзиратель)
Лишнее слово ТЕСТ, вот его мы с вами и напишем (тест у каждого ученика).
Тестовая работа по произведению
Тест
1.Папенька поставил на стол:
а) шкатулку
б) коробку
в) табакерку
2. Главного героя звали:
а) Володя
б) Миша
в) Алёша
3.Как назывался город, в который попал мальчик?
а) Тук - Тук
б) Динь - Динь
в) Дзынь - Дзынь
4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:
а) поговорку
б) присказку
в) пословицу
5. «Миша в свою очередь закусил…»
а) губу
б) язычок
в) щеку
6. Перечисли жителей табакерки
а)_____________________ в)_____________________
б)_____________________ г)_____________________
7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?
а)химия б)литература
в)механика
1) взаимопроверка в паре
2) самопроверка с доски
V. Итог урока
– Чему научился мальчик во время путешествия. (1. Издали все кажется меньше. 2. У Колокольчика побольше – голос низкий, поменьше – высокий. 3. Мы все разные. 4. Без учебы жить неинтересно. 5. Береги чужой труд.)
VI. Рефлексия
– Вернемся к цели нашего урока.
– Как же можно назвать эту сказку, если Миша узнал в ней много нового. (Научно-познавательной)
– Зачем автор написал эту сказку?
– Обсудите с соседом и скажите.
– Справились ли мы с поставленными задачами?
– По листам самооценки оцените свою работу на уроке.