Тема урока: Гавриил Николаевич Троепольский «Прощание с другом », отрывок из повести «Белый Бим Черное Ухо».
Цели: Познакомить учащихся с биографией Г. Н. Троепольского и отрывком из повести «Белый Бим Черное Ухо» .Совершенствовать навыки выразительного ,сознательного и беглого чтения; развивать и обогащать речь учащихся; учить выражать свои мысли.
Задачи: 1. Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения; учить четко отвечать на вопросы; анализировать произведение; выражать свои мысли. 2. Развивать читательскую самостоятельность, устную речь; обогатить словарный запас учащихся. 3. Воспитывать в детях любовь к животным, бережное отношение к ним; привить любовь к чтению и творчеству Г. Н. Троепольского.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Словарные слова на карточках, иллюстрации к вводной беседе и произведению (Изображение собаки породы шотландский сеттер, портрет писателей - Троепольского и Твардовского), высказывание Твардовского.
Ход урока.
Орг. момент.
Приготовились к уроку.
Настройтесь на рабочий лад. Садитесь.
2. Основная часть
*проверка дом.задания (работа по карточкам)
*сообщение темы и целей урока.
*отгадай загадку
Во дворе построен дом,
Новый дом с одним окном.
Поселился сторож в нём.
Ночью сторож лает —
Дом свой охраняет.
Стоит домик у ворот.
Отгадай, кто там живёт?
Слайд № 1 Сегодня на уроке литературного чтения Мы будем знакомиться с творчеством Гавриила Николаевича Троепольского. А именно познакомимся с отрывком из его повести «Белый Бим Черное Ухо».
Слайд № 3 Посмотрите, на доске записано высказывание :"Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми". Гавриил Николаевич Троепольский.
2.Вводная беседа.
Слайд № 2 (показ портрета писателя)
Гавриил Николаевич Троепольский родился в 1905 году в селе Новоспасовка Тамбовской губернии, в семье сельского священника было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеж.
На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу- повесть «Белый Бим Черное Ухо» которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. (Показ портрета). Так как он поддерживал не юного годами, но смелого автора, в течение многих лет. До самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами.
История одной собаки, мастерски рассказанная Троепольским, проникнута верой в победу добра и правды над злом и ложью.
Слайд № 4 (показ картинки с изображением собаки породы сеттер)
По повести Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» в 1977 году был снят фильм, который удостоен Ленинской премии.
Повесть была переведена на 10 языков и издана во многих странах мира. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.
Слайд № 5 (Показ картинки с изображением памятника)
После этой повести Автор не опубликовал ни одного значительного произведения.
Почему же именно эта повесть принесла автору мировую известность?Слайд № 6 Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с произведением.
Так как в учебнике дан лишь отрывок я расскажу, как же сеттер по кличке Бим появился в жизни Иван Ивановича.
Слайд № 7 Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. ТЕПЕРЬ Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом».
- Вот как показывает автор отношение человека к собаке.
- А есть ли у вас домашнее животное? Как вы к нему относитесь?
(ответы детей)
3.Словарная работа. Слайд № 8
Прежде чем мы начнем читать произведение, посмотрите на доску. Здесь записаны словосочетания, которые могут вызвать у вас затруднения в понимании при прочтении текста. Давайте вместе их разберем:
Она засуетилась.- заметалась, обеспокоенно повела себя, стала быстро что-то делать.
Заключила она.- сказала, утвердила.
Засеменив по-старушечьи.- пойти быстро мелкими шагами.
Молодцы, ребята!
*первичное чтение текста (учителем)
А теперь откройте учебники на стр.161.Вы видите отрывок из повести «Белый Бим Черное Ухо».
-Сейчас я начну читать, а вы внимательно слушайте и следите, так как продолжать будете вы. Итак…
*Беседа по содержанию с выборочным чтением.
Ребята, вот мы прочитали отрывок из повести Троепольского. Теперь ответьте мне на такие вопросы:
-О ком рассказал нам писатель?
-Что необычного заметил Бим в поведении хозяина? Найдите слова в тексте, которые описывают тревожность Бима.
-Как встретил Бим приехавших врачей?
-Почему потом его отношение изменилось?
- Чем закончилась 2 часть? Какими словами?
-А какие слова говорят о чувстве любви и тревоги Бима за хозяина? Прочтите их.
- Найдите и прочитайте отрывок, в котором выражена вся тоска и отчаяние Бима по поводу случившегося.
-Что больше всего взволновало вас в этой истории?
- Чему нас учит повесть Г.Н.Троепольского?
Обобщающая беседа.
Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски.
Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!
-Какой след оставил Бим в вашем сердце?
Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима.
Подведение итога урока.
Ребята, урок подходит к концу. Давайте подведем итог:
- Чем мы сегодня занимались?
-С каким писателем познакомились?
- О чем говорили?
-Что нового вы узнали?
Выставление оценок.
д/з Прочитать, подготовить пересказ, зарисовать понравившийся эпизод, подобрать стихотворение о взаимоотношении людей и собак.
Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.