«Осенний фестиваль знаний 2024»

Уроки внеклассного чтения. 7 класс. Проникая в тайны баллады: В. А. Жуковский «Людмила»

Баллада «Людмилой» — самая первая баллада В. А. Жуковского. За основу поэт взял одну из самых знаменитых европейских баллад «Ленора» немецкого поэта Г. А. Бюргера. В. А. Жуковский намеревался лишь русифицировать чужеземную историю, то есть придать ей чисто внешние черты «русскости». Фоновые материалы для проведения урока внеклассного чтения в 7 классе помогут ученикам разобраться в содержании баллады, почувствовать её настроение.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Проникая в тайны баллады… В. А. Жуковский Уроки внеклассного чтения.  7 класс

Проникая в тайны баллады…

В. А. Жуковский

Уроки внеклассного чтения. 7 класс

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай

  • Слово «баллада» (balada) применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII века.
  • В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade) называлась стихотворная и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века.
Василий андреевич Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии

Василий андреевич Жуковский утвердил жанр баллады в русской поэзии

  • Он познакомил читателей с самыми выдающимися образцами этого жанра в европейской литературе.
  • Жуковский создал национальную форму баллады. В ходе полемики о сущности нового жанра имя Жуковского стояло в центре литературных споров.
Баллада «Людмила»

Баллада «Людмила»

  • За основу Жуковский взял одну из самых знаменитых эталонных европейских баллад, «Ленору», немецкого поэта Г. А. Бюргера.
  • Немецкая народная поэзия знала множество так называемых страшных легенд о женитьбе мертвеца на живой девушке.
Баллада «Людмила»

Баллада «Людмила»

  • Жуковский хотел придать тексту чисто внешние черты «русскости». Тем более что русская народная поэзия страшных баллад попросту не знала.
  • Поэт заменил имя героини (вместо Леноры — славянское имя Людмила), перенес место действия в славянские земли.
  • А сами события его баллады разворачивались словно бы вне времени и пространства, на фоне вечности.
«Где ты, милый? Что с тобою? С чужеземною красою, Знать, в далекой стороне Изменил, неверный, мне; Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила». Так Людмила, приуныв, К персям очи преклонив, На распутии вздыхала. «Возвратится ль он, — мечтала, — Из далеких, чуждых стран С грозной ратию славян?»

«Где ты, милый? Что с тобою?

С чужеземною красою,

Знать, в далекой стороне

Изменил, неверный, мне;

Иль безвременно могила

Светлый взор твой угасила».

Так Людмила, приуныв,

К персям очи преклонив,

На распутии вздыхала.

«Возвратится ль он, — мечтала, —

Из далеких, чуждых стран

С грозной ратию славян?»

Мчатся всадник и Людмила. Робко дева обхватила Друга нежною рукой, Прислонясь к нему главой. Скоком, летом по долинам, По буграм и по равнинам; Пышет конь, земля дрожит; Брызжут искры от копыт; Пыль катится вслед клубами; Скачут мимо них рядами Рвы, поля, бугры, кусты; С громом зыблются мосты.

Мчатся всадник и Людмила.

Робко дева обхватила

Друга нежною рукой,

Прислонясь к нему главой.

Скоком, летом по долинам,

По буграм и по равнинам;

Пышет конь, земля дрожит;

Брызжут искры от копыт;

Пыль катится вслед клубами;

Скачут мимо них рядами

Рвы, поля, бугры, кусты;

С громом зыблются мосты.

Что же чудится Людмиле?.. К свежей конь примчась могиле Бух в нее и с седоком. Вдруг — глухой подземный гром; Страшно доски затрещали; Кости в кости застучали; Пыль взвилася; обруч хлоп; Тихо, тихо вскрылся гроб... Что же, что в очах Людмилы?.. Ах, невеста, где твой милый? Где венчальный твой венец? Дом твой — гроб; жених — мертвец.

Что же чудится Людмиле?..

К свежей конь примчась могиле

Бух в нее и с седоком.

Вдруг — глухой подземный гром;

Страшно доски затрещали;

Кости в кости застучали;

Пыль взвилася; обруч хлоп;

Тихо, тихо вскрылся гроб...

Что же, что в очах Людмилы?..

Ах, невеста, где твой милый?

Где венчальный твой венец?

Дом твой — гроб; жених — мертвец.

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию. После Жуковского в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальную жанровую традицию.

После Жуковского в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее