Урок Взаимодействие тел. Масса

Цели урока: сформировать понятие взаимодействие тел, масса тела; познакомить школьников с двумя способами определения массы тела – взвешиванием и сравнением изменений скоростей тел при их взаимодействии;

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки


Урок Взаимодействие тел. Масса

Цели урока: сформировать понятие взаимодействие тел, масса тела; познакомить школьников с двумя способами определения массы тела – взвешиванием и сравнением изменений скоростей тел при их взаимодействии;

Методические цели:

образовательные: ввести физическое понятие массы как меры инертности тел; развивающие: формирование умений у учащихся переводить из производных единиц измерения массы в [кг], объяснять свойство тел - инертность;

воспитательные: воспитание эстетических качеств у учащихся во время проведения опытов.

Форма организации: комбинированный урок, так как на данном занятии поставлены две дидактические цели (усвоение нового материала и его закрепление), которые решаются на этом уроке.

Оборудование: весы с гирями; две тележки разной массы, нитка, груз.

Демонстрация:

  1. опыт с тележками разной и одинаковой массы;

  2. взвешивание тел на рычажных весах.


Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Повторение изученного материала

Проверка письменного домашнего задания

Л.№133

Дано:

s1=120м

s2=360м

t1=10с

t2=1,5с



СИ




90с

Решение:

1. Для определения средней скорости, надо весь путь разделить на всё время:

2. [υ]= []

3. =4,8


υ-?


Л.№134

Дано:

s1= s2

t1=12с

υ1=6

t2=9с








Решение:

1.

2.Для расчёта скорости надо знать путь и время. Время известно из условия задачи. Путь надо найти, зная, что одно и то же расстояние проезжает и велосипедист, и автомобиль, т.е. s1=s2.

3.Определим путь, который проезжает первый велосипедист: s1= υ1·t1

4. Подставим в формулу скорости автомобиля формулу для расчёта пути велосипедиста: = .

5. [υ]= []= []

6. = 8

υ2-?

3.Этап актуализации знаний

Фронтальный опрос

4. Этап постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

Демонстрация опыта с тележками.

Прежде, чем перейти к изложению нового материала, демонстрируется опыт с тележками. В первом опыте, когда мы рассматриваем систему «те­лежка - пластинка» механическое движение не возникает (см. рис. 18 учеб­ника).

Этот опыт подтверждает выводы, сделанные на прошлом уроке: если на тело не действуют другие тела, то тело сохраняет свою скорость: находится в состоянии покоя или движется равномерно и прямолинейно.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Взаимодействие тел. Масса».

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: рассмотреть явление взаимодействия тел, выяснить, что является результатом взаимодействия, выяснить, что собой представляет свойство всех тел – инертность, что такое масса.

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

Демонстрация опыта с тележками.

При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возник­новение механического движения у двух тележек.

Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.

Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоро­стей. Причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодей­ствии с другим телом меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно.

Рассмотреть примеры, демонстрирующие свойство инертности: человек толкает лодку (байдарку) и катер; спортсмен бросает ядро и мяч.

Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы.

Инертностьсвойство, состоящее в том, что для изменения скорости тела на заданную величи­ну необходимо, чтобы действие на него другого тела дли­лось некоторое время. Чем это время больше, тем инертнее тело. Инертность присуща всем телам.

Для количественного сравнения инертности различных тел используют физическую величину, которая называется массой.

Таким образом, масса - это мера инертности тел. Следовательно, инертность - свойство присущее всем материальным объектам (материаль­ным точкам).

Чем больше масса тела, тем меньше изменяется его скорость под действием определенного другого тела.

Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

- если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

- если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотноше­ния скоростей.

Следует знать, что любое тело: Земля, человек, книга, муравей и т.д. — обладает массой.

За единицу массы в системе СИ принят килограмм (1 кг). Килограмм — это масса эталона, эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах.

Производные единицы массы — грамм, центнер, тонна.

1г = 0,001кг

= 1000кг

1мг = 0,000001кг

1ц= 100кг

Масса в физике обозначается буквой т.

Масса и инертность

Знаю я с седьмого класса:

Главное для тела - масса.

Если масса велика,

Жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть,

Трудно вверх его подкинуть,

Трудно скорость изменить.

Только в том кого винить?

Способы измерения массы тела:

- по взаимодействию тел:

По взаимодействию тела массой mт с эталоном (телом известной массы) mэт. Для первоначально покоящихся тел отношение масс обратно пропорционально приобретенным скоростям:

- с помощью рычажных весов:

Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы. Первый тип весов изображен на рис. 21 учебника.

При взвешива­нии сравниваются силы, с которыми Земля притягивает взвешиваемое тело и эталон - гирю. Для этого применяют равноплечие весы с двумя чашками. К рычажным весам всегда прилагается набор гирь, массы которых известны. Главной частью рычажных весов является коромысло.

Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновеши­вании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы рав­на массе взвешиваемого тела весы считаются в равновесии, если стрел­ка, совершая колебания, отклоняется от «нулевой отметки» влево и вправо на одинаковое число делений.

6. Этап обобщения и закрепления нового материала

Решение задач

Л .№ 212,219, 221, 223.

7.Контроль и самопроверка знаний

Использование презентации: вывести правильные ответы.

8. Рефлексия

  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

  • Что не понравилось?

  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?

  • А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание: § 19, 20, Л.№ 220, 222, 189

Домашние опыты: наблюдение инертности тела. На лист бумаги положите монету. Резко дернув за лист, вы легко выта­щите его, оставив монету лежать на столе. Повторите опыт многократно, с каждым разом все медленнее выдергивая лист. Наконец, наступит такой повтор, когда время вытаскивания листа будет достаточным, чтобы сообщить монете такую же скорость, как и у листа. С этого момента времени монета будет двигаться вместе с листом.

«На все времена, для всех народов». Под таким девизом 1 августа 1793 года во Франции проходила Метрическая конвенция. Результатом ее работы стало создание Метрической системы мер. Система была основана на двух основных единицах – единице длины (метр) и единице массы (килограмм). За единицу массы – килограмм приняли массу 1 дм3 (1 литр) воды, взятой из реки Сены, при температуре наибольшей плотности, то есть при 4 0С. К сожалению природный прототип килограмма – вода из Сены не отличалась постоянством. В 1889 году роль прототипа килограмма была «поручена» цилиндрической гире из платиноиридиевого сплава, а ее 40 точных копий стали международными эталонами. Две из них (№ 12 и № 26) были переданы России. Эталон № 12 был принят в качестве Государственного первичного эталона массы. В настоящее время эталон хранится в институте метрологии им. Д. И. Менделеева в Санкт - Петербурге.

Решение задач

«Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага». Григорий Остер

Врага нокаутировало его собственное оружие массой в 4 кг. Кто к нам с чем придет – от того и упадет.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее