Конспект урока
Тип урока: урок-практикум
«Прикосновение к тайнам поэзии..»
Стихотворение П. А. Вяземского «Метель»
(анализ лирического произведения)
Урок внеклассного чтения
Цели урока:
1.Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать понятие об основных средствах художественной выразительности.
1. Развивать навыки анализа лирического произведения
2.Способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию.
3.Формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции.
Воспитательные:
1. Приобщать к красоте русского пейзажа.
2.Воспитывать эстетические чувства через различные виды искусства.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Знания, умения, навыки и качества:
1.Формируются базовые знания о языке художественной литературы.
2.Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,
3.Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.
Ход урока
1.Организационный момент. Пробуждение жизненных впечатлений. Актуализация знаний.
Исходя из темы урока, о чем будет сегодняшний разговор на уроке? (обмен мнениями о ключевых словах: роды литературы, лексическое значение слова «тайна» - нечто неразгаданное, еще не познанное, сл. Ожегова).
Совместная работа по определению целей и задач урока.
- Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки. Природа так и манит.
- А какие тайны хранит зима?
(ответы учащихся) слайды о зиме
Поэзия есть говорящая живопись. Плутарх. – Согласны вы с этой мыслью?
2. Синквейн к слову «метель».
П. А. Вяземский - для вас незнакомый поэт, послушаем сообщение учащегося о поэте 19 века
2. Анализ лирического произведения.
Слушание стихотворения П. А. Вяземского «Метель». Ребята, закройте глаза и попробуйте нарисовать картину, которая вам представляется (словесное рисование). Ответы учащихся.
Какие вопросы по анализу стихотворения мы должны задать?
- о чем стихотворение?
- основная мысль
- художественные средства выражения
- лирический герой (слайды)
Словарная работа (слайд)
Не видно ни зги – ничего не видно, «зга» -стезя (дорога)
Риза- одежда священника для богослужения
Ямщик – кучер на лошадях
Кибитка – в старину: крытая дорожная повозка
Какие «особые» слова, помогающие создать художественные образы, вы знаете?
(перечисление средств художественной выразительности, слайды).
“Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение”.
Лигвистический эксперимент – в данных словосочетаниях передано содержание
стихотворения: светлый день, ничего не видно, ветер поднялся быстро, поднялась метель, снег идет обильно, ничего не видно вокруг, день превратился в ночную тьму.
Сделайте вывод.
Выявить художественные образы в стихотворении и заполнить таблицу (слайд)
(степь, леший, лирический герой)
Дифференцированная работа:
- работа в парах - настроение в стихотворении
- образы
1 ряд – выписать эпитеты
2 ряд – выписать метафоры
3 ряд – выписать
Создание цветовой палитры, которая возникла при чтении стихотворения.
3.Воссоздание поэтического текста.
(Какая?) картина,
Как ты мне родна.
(Какая) равнина,
(Какая?) луна.
Свет небес (каких?),
И (какой?) снег.
И саней (каких?)
(Какой?) бег.
А. А. Фет
Чудная картина,
Как ты мне родна.
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег.
И саней далеких
Одинокий бег.
4. Рефлексия
Метод незаконченного предложения:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал …
Заключительное слово учителя.
Ребята, вы готовы открывать чудеса и тайны поэтических строк. Вы удивили меня сегодня богатством речи, умением ответить быстро и правильно, общаться с вами – истинное удовольствие. Надеюсь, что поэзия будет вашим спутником в жизни.