«Зимний фестиваль знаний 2025»

Уроки внеклассного чтения. 8 класс. Н. В. Гоголь «Портрет»

Гоголь назвал свою повесть "Портрет". Портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести; автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры. Фоновые материалы для проведения урока внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя помогут ученикам разобраться в содержании этого произведения.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Н. В. Гоголь  «Портрет» Уроки внеклассного чтения.  8 класс

Н. В. Гоголь

«Портрет»

Уроки внеклассного чтения. 8 класс

Как непосредственен, как силён Гоголь, и какой он художник!..   Антон Чехов Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори всё кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Н. В. Гоголь «Портрет» 
  • Как непосредственен, как силён Гоголь, и какой он художник!..
  •   Антон Чехов
  • Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори всё кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею.
  • Н. В. Гоголь «Портрет» 
«Портрет»  —  повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести»

«Портрет»  —  повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести»

  • Повесть была создана в 1833—1834 годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н.Гоголя» в 1835 г.
  • Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841—начале 1842 года) была напечатана в 1842 г. в третьей книге «Современника».
Повесть Гоголя

Повесть Гоголя "Портрет" рассказывает о молодом художнике по фамилии Чартков,

  • который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет.
  • На старом портрете изображен неизвестный старик в азиатских одеждах.
  • Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: они обладали странною живостью. 
Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом

Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом

Размышляем над прочитанным…

Размышляем над прочитанным…

  • Что представляет собой молодой художник Чартков?
  • Что привлекло его в лавке? Зачем он купил портрет?
  • Какие чудеса стали происходить с портретом?
Дома художник рассматривает портрет лучше и не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него.

Дома художник рассматривает портрет лучше и не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него.

  • Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художник незаметно прячет один из них.
  • Утром Чартков действительно обнаруживает деньги. 
Как изменилась жизнь Чарткова? Нет ли в его бурных приготовлениях к новой жизни начала его медленной гибели? Как изменилась жизнь художника? Был ли он при этом доволен, счастлив?
  • Как изменилась жизнь Чарткова? Нет ли в его бурных приготовлениях к новой жизни начала его медленной гибели?
  • Как изменилась жизнь художника? Был ли он при этом доволен, счастлив?
Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, становится модным художником, пишет множество портретов. Деньги текут рекой.
  • Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, становится модным художником, пишет множество портретов. Деньги текут рекой.
Размышляем над прочитанным…

Размышляем над прочитанным…

  • Что самое ужасное произошло с Чартковым потом?
  • Какое чувство им овладело? Почему оно погубило художника?
Достаток к Чарткову пришел, а кисть «охладела и отупела». «Золото сделалось его страстью, и ужасная зависть к таланту овладела им. Он стал скупать все лучшее, что производило художество, и уничтожать.
  • Достаток к Чарткову пришел, а кисть «охладела и отупела». «Золото сделалось его страстью, и ужасная зависть к таланту овладела им.
  • Он стал скупать все лучшее, что производило художество, и уничтожать.
При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, не оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников. Страшный портрет сделал свое дело: «спас» и погубил талантливого художника. 
  • При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, не оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
  • Страшный портрет сделал свое дело: «спас» и погубил талантливого художника. 
Через некоторое время на аукционе  вещей умершего художника Чарткова выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
  • Через некоторое время на аукционе  вещей умершего художника Чарткова выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым.
  • Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Размышляем над прочитанным…

Размышляем над прочитанным…

  • Как вы думаете, почему чувство, возникшее у автора на аукционе, было страшно: «В нём всё отзывается чем-то похожим на погребальную процессию»?
  • Каким образом на аукционе снова возник злополучный портрет, с которого началось повествование?
  • Какие подробности были рассказаны молодым человеком , заявившем свои права на этот портрет странного старика?
Размышляем над прочитанным…

Размышляем над прочитанным…

  • Что было необычным в облике старика, появившегося в Коломне? Почему вид его внушал страх, и все говорили о тайной связи старика с Сатаной?
  • Для чего старик заказал свой портрет?
На портрете был изображен ростовщик, прославившийся в Петербурге своими злодеяниями, так что «никто не сомневался в присутствии нечистой силы в этом человеке. Перед смертью он сам заказал благочестивому художнику свой портрет. И хотя художник принялся за работу, но чувствовал, «что эти глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую».
  • На портрете был изображен ростовщик, прославившийся в Петербурге своими злодеяниями, так что «никто не сомневался в присутствии нечистой силы в этом человеке.
  • Перед смертью он сам заказал благочестивому художнику свой портрет. И хотя художник принялся за работу, но чувствовал, «что эти глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую».
Злая сила хотела удержаться в картине и продолжать присутствовать в мире после смерти ростовщика. Поняв это, художник прервал работу, но не уничтожил картины. Портрет «пошел странствовать» по городу. Художник, осознав свою вину, ушел в монахи, а сыну своему завещал найти портрет и уничтожить его, сказав: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
  • Злая сила хотела удержаться в картине и продолжать присутствовать в мире после смерти ростовщика. Поняв это, художник прервал работу, но не уничтожил картины. Портрет «пошел странствовать» по городу.
  • Художник, осознав свою вину, ушел в монахи, а сыну своему завещал найти портрет и уничтожить его, сказав: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Размышляем над прочитанным…

Размышляем над прочитанным…

  • Какая связь между смертью старика и возвращенным художнику портретом?
  • Какие перемены произошли в самом художнике?
  • Что сделалось с портретом? Почему написавший его художник поспешил от него избавиться?
Сын-художник, исполняя волю отца, нашел портрет на аукционе вещей умершего художника Чарткова. Однако получить картину он не смог — она пропала, была украдена.
  • Сын-художник, исполняя волю отца, нашел портрет на аукционе вещей умершего художника Чарткова. Однако получить картину он не смог — она пропала, была украдена.
Размышляем над прочитанным…

Размышляем над прочитанным…

  • Почему портрет старика-ростовщика должен был подвергнуться немедленному истреблению?
  • Как вы думаете, какова судьба портрета в дальнейшем? Зачем его выкрали?
Портрет исчез. Вместе с ним зло, порождаемое золотом, пошло бродить по свету.И воцарились равнодушие и жестокость, черствость и лицемерие. Зло неистребимо, пока есть зависть, пока человек ненавидит другого только за то, что тот удачливее, талантливее. И покуда человек не искоренит в себе зависть, будут трагедии. Пока человек не научится сострадать, быть милосердным, этот портрет ещё многим поколениям принесёт вред, внесёт раздоры в человеческие взаимоотношения.
  • Портрет исчез. Вместе с ним зло, порождаемое золотом, пошло бродить по свету.И воцарились равнодушие и жестокость, черствость и лицемерие.
  • Зло неистребимо, пока есть зависть, пока человек ненавидит другого только за то, что тот удачливее, талантливее.
  • И покуда человек не искоренит в себе зависть, будут трагедии. Пока человек не научится сострадать, быть милосердным, этот портрет ещё многим поколениям принесёт вред, внесёт раздоры в человеческие взаимоотношения.
Какая мысль заложена Гоголем в повести?  От чего предостерегает нас писатель? К чему призывает?  Какие нравственные уроки получаем мы, прочитав повесть?
  • Какая мысль заложена Гоголем в повести?
  • От чего предостерегает нас писатель? К чему призывает?
  • Какие нравственные уроки получаем мы, прочитав повесть?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее