Открытый урок ФГОС
Тема: Виды машинных швов и их назначение.
Цель:
Обучающая: ознакомление с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами, научить стачивать однородные срезы деталей.
Развивающая: развитие навыков работы на швейной машине, расширение знаний о способах соединения срезов деталей.
Воспитывающая: формирование коммуникативных отношений между обучающимися, к продукту своего труда и товарищей, воспитание стремления работать последовательно и аккуратно.
Задачи:
Помочь обучащимся осознать практическую значимость учебного материала;
обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты и выделять в них главное;
создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
создать условия для ознакомления учащихся с видами машинных швов, формирования навыка по их выполнению;
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умения работать во времени;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности
содействовать привитию навыков культуры труда, аккуратности.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование:
1) Швейные машины с электрическим приводом;
2) гладильная доска, утюг.
Инструменты: иглы, ножницы, булавки, нитки.
Материалы: лоскутки ткани для образцов.
Зрительный ряд:
1) Презентации:
схема машинного шва;
образцы и схемы швов соединительного и краевого швов;
работа со словарём (сметать, ширина шва, срез, смёточные стежки, стачать, приутюжить, заутюжить, разутюжить);
задания: “Путаница”, “Воздушные шарики”, “Улитка”
2) Раздаточный материал:
тесты для проверки знаний по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом и на швейных машинах;
инструкционная карта с последовательностью выполнения машинных швов;
тесты для закрепления материала.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
Проверка присутствующих на уроке.
Проверка готовности обучащихся к уроку:
Чтобы проверить как вы готовы к уроку вам нужно ответить на мои вопросы, ответы помогут нам сегодня в работе.
Молодичка – невеличка, а весь мир одевает. (игла)
Одной мне скучно, как всегда, куда она – туда и я. (нитка)
«Семь раз отмерь, один отрежь» - гласит пословица в народе, а что же резать будем мы сегодня на уроке. (ткань)
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздь,
Да и тот насквозь. (ножницы)
Идет пароход, то взад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (утюг)
6. На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка —
Из-под туфельки стальной
Выползает
Стёжка. (Швейная машинка)
Подготовка обучающихся к активной деятельности на основном этапе занятия.
Швейная машина значительно облегчает шитьё одежды. у вас на столах образцы различных швов, разделите машинные и ручные швы.
Если сравнить машинные швы и ручные, то что мы увидим? какие различия?
Машинные швы красивые, ровные и крепкие чем ручные. С помощью машинных швов работа выполняется в пятьдесят раз быстрее, чем в ручную.
А какие виды ручных швов вы знаете?
А знаете ли вы машинные швы? нет….
Так как вы думаете чем мы будем заниматься(говорить?) сегодня на уроке?
Правильно, сегодня на уроке мы должны:
Познакомиться с видами машинных швов.
Научиться выполнять некоторые машинные швы.
Повторение пройденного материала
Вспомним схему шва. На схеме показано соединение двух образцов ткани машинной строчкой.
1. Проверим как вы знаете основные понятия.
Тест № 1 . (взаимопроверка)
Игра «Улитка».
Проверка основных терминов.
Усвоение новых знаний и способов действия
Итак, мы с вами вспомнили терминологию основных ручных и машинных работ, а сегодня мы с вами должны познакомиться с машинными швами и на практике закрепить все наши знания.
Попробуйте разложить образцы на три группы. Почему вы так разложили образцы?
Швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.
На доске – машинные швы – соединительные – краевые - отделочные
Вопросы:
Почему соединительные швы так называются?
Что этими швами обрабатывают в изделиях?
Почему краевые швы так называются?
Что этими швами обрабатывают в изделиях?
Почему отделочные швы так называются?
Что этими швами обрабатывают в изделиях?
Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия. Краевые швы для обработки краёв и срезов и предохранения их от осыпания. Декоративно – отделочными швами декоративно оформляют изделие.
Соединительные швы, в свою очередь подразделяются на стачные (вразутюжку и взаутюжку) и накладные (с открытым и закрытым срезом).
Вопросы:
Почему стачные швы называются вразутюжку и взаутюжку?
Почему накладной шов так называется?
Чем отличаются накладной шов с открытым от шва с закрытым срезом?
Краевые швы подразделяются на швы в подгибку с открытым срезом и швы в подгибку с закрытым срезом.
Вопросы:
Почему краевой шов называется швом в подгибку с открытым срезом?
Почему краевой шов называется швом в подгибку с закрытым срезом?
Сегодня мы должны научиться обрабатывать машинные швы: стачной шов: в разутюжку и в заутюжку, шов в подгибку с открытым и закрытым срезом.
Мы должны составить технологические карты обработки этих швов. У Вас на столах лежат инструкционные карты, где выполнена пооперационная обработка шва, графическое изображение этапов выполнения шва, нам же необходимо заполнить вашу технологическую карту.
5. Физкультурная пауза – звучит музыка
Встали. Закрыли глаза и представили, что мы сели за свое рабочее место
перед нами ручная швейная машинка. Крутим колесо правой рукой, получается? крутим колесо левой рукой, получается. Теперь переходим на другую машинку, ножную. Нажимаем педаль левой ногой, правой.
Заполняем технологическую карту.
Ход работы: Стачной шов в разутюжку.
Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
Сметать детали от края на 1,5 см.
Прострочить на машинке.
Удалить нитки смётывания.
Разутюжить шов.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, плечевого шва, стачивание рукавов и т.д.
Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва в заутюжку.
Ход работы: Шов в заутюжку.
Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.
Сметать детали от края на 1,5 см.
Прострочить на машинке.
Удалить нитки смётывания.
Заутюжить шов.
Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, притачивание воротника к горловине, обтачки на юбке и т. д.
Ход работы: Шов в подгибку с открытым срезом.
Подогнуть срез ткани на 1,5 см. и сметать.
Застрочить подогнутый срез.
Удалить нитки смётывания, и приутюжить шов.
Срез обработать ножницами зигзаг.
Обычно когда шьют изделие срез обрабатывается на оверлоке а затем подгибают.
Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки и др.
Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с закрытым срезом.
Ход работы: Шов в подгибку с закрытым срезом.
Подогнуть срез ткани два раза и сметать.
Застрочить подогнутый срез.
Удалить нитки смётывания, и проутюжить шов.
Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки, карманы, а также обрабатывая края салфеток, скатерти.
Мы с вами познакомились с последовательностью выполнения машинных швов стачного в заутюжку и разутюжку и краевого в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом.
Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ.
1. Все внутренние машинные строчки выполняются нитками в цвет ткани.
2. Машинные строчки должны быть ровными, ширина шва должна быть одинаковой.
3. После выполнения машинной работы нитки всех временных строчек (сметывания, наметывания и т.д.) удаляются.
4. Готовые швы надо приутюжить.
6. Первичное закрепление .
Вопросы для закрепления (тесты)
1. На какие три группы делятся все машинные швы? (Найдите лишнее)
А) соединительные;
Б) разъединительные;
В) краевые;
Г) отделочные.
2. Для чего служат соединительные швы? (Выбрать правильный ответ)
А) для закрепления подогнутого края изделия;
Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;
В) для временного соединения двух деталей.
3. Какие швы относятся к соединительным? (Выбрать правильный ответ)
А) стачной взаутюжку;
Б) шов вподгибку с открытым срезом;
В) накладной с закрытым срезом;
Г) шов вподгибку с закрытым срезом.
4. Какие швы относятся к краевым? (Выбрать правильный ответ)
А) накладной с закрытым срезом;
Б) шов вподгибку с закрытым срезом;
В) стачной вразутюжку.
5. Для чего применяются краевые швы? (Выбрать правильный ответ)
А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;
Б) для закрепления подогнутого края изделия;
В) для украшения изделий.
ответ: ГОТОВ. Ну вот к мы с вами готовы к следующему этапу урока.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Практическая работа.
Чтобы перейти к практической работе мы с вами должны повторить правила техники безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при шитье на швейной машине? (используем памятку по ТБ).
С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность?
Как надо сидеть за швейной машиной?
Какова последовательность подготовки к работе швейной машины?
Техника безопасности на швейной машине
Сидеть за машиной прямо.
Расстояние от глаз до изделия должно быть 30-40 см.
Проверить перед соединением деталей, не остались ли в изделии игла или булавки.
Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
Укажите правильное положение рук при шитье на машине?
Техника безопасности при работе с утюгом
целостность шнура.
При выполнении работ стоять на резиновом коврике.
Утюг ставить на специальную подставку.
включать и выключать утюг сухими руками, держась Проверить за вилку.
Техника безопасности при выполнении ручных работ
Инструменты и необходимые материалы хранить в специальной коробке.
Иголки хранить в игольнице.
Во время работы на средний палец правой руки надевать наперсток.
Иголки и булавки вкалывать только в игольницу.
Ножницы передавать с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
7. Закрепление новых знаний и способов действий обучающихся и их
применение
Обучающиеся выполняют практическую работу «Выполнение машинных швов». Выполняем сегодня соединительный шов, стачной, в разутюжку и взаутюжку.
Откройте карту последовательность выполнения стачного шва в разутюжку и в заутюжку положите перед собой, чтобы вам было удобней работать.
Контроль, самоконтроль знаний и способов действий их коррекция
Во время выполнения практической работы учитель обходит
рабочие места, контролирует соблюдение правил техники безопасности, соблюдение технологических условий и последовательности во время работы, правильность выполнения швов. Во время работы обучающиеся производят взаимоконтроль.
Анализ и оценка урока
Показ лучших работ обучающихся. Обратить внимание на качество строчек, если есть ошибки. Выставление оценки за выполненные образцы швов.
9. Включение в систему знаний и повторение.
А сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили, названия швов я для вас подготовила задание. Тренажер.
- Поднимите руки, кто самостоятельно и верно выполнил задание.
10. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какую цель ставили на уроке?
Вы достигли цели?
- Сделайте анализ своей деятельности и ее результатов на уроке.
«Светофор»:
Красный – требуется помощь по какому-то вопросу;
Желтый – согласны с высказыванием;
Зеленый – не согласны.
¤ Мне понятна тема.
¤ Я знаю виды машинных швов.
¤ При выполнении практической работы у меня все получилось.
¤ Мне понятна причина ошибки в работе.
¤ Я довольна своей работой на уроке.
Домашнее задание
Выучить название машинных швов по таблице в учебнике. Прикрепить образцы в тетрадь.
Урок окончен.
приложение
Игра в “ЛОТО”
Обучающиеся получают карточки с терминами и их значениями. Надо правильно подобрать пару. На каждую парту раздаётся конверт с 4-мя словами.
Стежок – часть строчки между двумя проколами иглы.
Шов – место соединения двух или нескольких деталей.
Строчка – ряд повторяющихся стежков на ткани.
Ширина шва – расстояние от строчки до среза деталей.
Стачать – соединить детали, примерно равные по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям. Стачать части пояса, части оборки.
Обтачать – соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону. Обтачать нагрудник, бретели.
Притачать – соединить мелкие детали с крупными строчками постоянного значения. Притачать нагрудник, пояс, оборку.
Застрочить – проложить строчку для закрепления подогнутого края детали или изделия. Застрочить низ изделия.
Настрочить – проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения. Настрочить накладные карманы.
Сметать – временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям. Сметать части пояса, части оборки, детали изделия.
Наметать – временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. Наметать карман на основную деталь.
Заметать – временно закрепить подогнутые края детали, складки. Заметать низ изделия, боковые срезы и складки.
Пришить – прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.
Приутюжить – уменьшить толщину шва или края детали. Приутюжить карманы, бретели, край низа изделия.
Заутюжить – уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении. Заутюжить складки, припуски необработанного среза.
Разутюжить – разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении. Разутюжить стачной шов пояса, оборки.
Отутюжить – удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку. Отутюжить готовое изделие.
Технологическая карта.
Машинный шов – это соединение двух или нескольких слоев материалов строчками.
По назначению машинные швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.
Пойдем по порядку и ознакомимся с машинными соединительными швами. Рассмотрим их предназначение и некоторые параметры и условия применения.
Соединительный. Стачной шов.
Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и сметать или сколоть булавками поперек меловой линии.
Стачать срезы прямой строчкой. Обязательно выполняем закрепки в начале и в конце строчки. Ширина припуска ткани на шов от 1 до 2 см.
Шов вразутюжку (рис. 2) или шов оставляем на «ребро» (рис. 0).
рис.0 рис.1
рис.2
Накладной шов
Накладные швы могут выполняться с открытым срезом или с закрытым срезом
Накладной шов с открытым срезом (рис. 4.) выполняется наложением срезов с заходом друг на друга на 1,5-2 см.
Строчку прокладываем параллельно срезам деталей.
Еще одна разновидность накладного шва с открытым срезом (рис. 5.) выполняется так:
Деталь с подогнутым и заутюженным краем накладывают, совмещая срезы, на лицевую сторону другой детали и приметывают;
Машинную строчку прокладывают параллельно подогнутому срезу детали.
Припуски швов при этом остаются открытыми.
Таким способом можно соединить кокетку с нижней частью спинки.
рис.3 рис.5
рис.4
Накладной шов с закрытым срезом (рис. 6) выполняется следующим образом:
Срез одной из деталей отгибаем в сторону изнанки на 1-1,5 см и заутюживаем;
Накладываем заутюженный край детали на другую деталь и приметываем;
Машинную строчку прокладываем, отступая от заутюженного края на 0, 1-1 см, то есть в зависимости от модели.
Срез припуска на шов детали (а) при этом закрыт обеими деталями.
рис.6
Двойной шов
Применяется двойной шов (рис. 7) в основном при изготовлении постельного белья, стачивании подкладки карманов.
Детали складываем изнаночной стороной внутрь и уровняв срезы, стачиваем (строчка 1) по лицевой стороне на расстоянии 0,3 - 0,4см от края;
Срезы разутюживаем;
Перегибаем детали лицевыми сторонами внутрь и прокладываем вторую строчку, отступая от края на 0,5-0,7 см.
Припуски ткани на шов закрыты строчкой (2);
Шов приутюживаем.
рис.7
Запошивочный шов
Запошивочный шов (рис. 12) применяется в основном для изготовления постельного белья.
Две детали складываем лицевыми сторонами внутрь, выпускаем срез нижней детали (б) на величину ширины шва в готовом виде 0,6-0,7 см и добавляем еще 0,2 см. Огибаем нижней деталью (б) срез верхней детали (а) и прокладываем стачивающую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от среза;
Раскладываем детали в разные стороны, шов отгибаем в сторону, закрываем меньший срез,
прокладываем вторую строчку на расстоянии 0,1-0,2 см от подогнутого края.
При раскрое деталей учтите, что припуск на шов верхней детали равен ширине шва в готовом виде (0,6-0,7 см).
Со стороны нижней детали – удваиваем ширину шва в готовом виде (1,2-1,4 см) и добавляем 0,2 – 0,3 см.
рис
Схемы швов
1.
Стачной шов – основной в изготовлении одежды. Он служит для соединения деталей изделия, например деталей полочек, спинки, рукавов. Выполнять его можно вразутюжку, взаутюжку и с обметыванием срезов. Ширина шва (расстояние от края детали до строчки) зависит от свойства ткани и участка изделия.
Расстрочной шов – разновидность стачного. Используем его как декоративно-отделочный. Стачиваем две детали, швы отгибаем в разные стороны и прокладываем отделочные строчки параллельно стачному шву. Расстояние от строчки стачивания до строчек расстрачивания по модели (произвольное). Расстояние от срезов до строчки расстрачивания 0,2 — 0,5 см. Применяется в спортивной одежде и изделиях из кожи.
2.
Настрочной шов с открытыми срезами – применяем для соединения деталей одежды из хлопчатобумажных, плащевых тканей, замши и кожи. Например, кокетку настрачиваем на полочку изделия. Расстояние от строчки стачивания до строчки настрачивания — по модели. Расстояние от строчки настрачивания до срезов деталей 0,2 — 0,7 см.
Настрочной шов с одним закрытым срезом – аналогичен настрочному шву с открытыми срезами. Разница лишь в том, что один из срезов остается внутри, за настрочной строчкой. Расстояние от строчки стачивания до строчки настрачивания — по модели. Расстояние от строчки настрачивания до среза нижней детали 0,2 — 0,7 см.
3.
Накладной шов с открытыми срезами – используем для соединения частей прокладки, соединения деталей. Расстояние от срезов до строчки — 0,3 — 1 см.
Накладной шов с закрытым срезом – применяем при настрачивании деталей: карманов, кокеток, планок. Расстояние от подогнутого края до строчки — по модели. Расстояние от строчки до среза настрачиваемой детали 0,5 — 0,7 см.
Накладной шов с двумя закрытыми срезами– применяется для соединения участка изделия, оставленного для выворачивания: соединения деталей подкладки (части переднего шва рукава), при пошиве подушек, одеял. Расстояние от подогнутых краев до строчки 0,1 — 0,2 см. Расстояние от строчки до срезов деталей 0,5 — 0,7 см.
4.
4 Шов встык – предназначен для соединения деталей или срезов из основных и прокладочных материалов, для притачивания полосок ткани под отделочные швы. Ширина зигзагообразной строчки должна быть не менее 0,5 см. Расстояние от строчек до линии стыка деталей 0,5 — 0,7 см. Ширина полоски ткани — по модели (произвольная).
Запошивочный шов – используем для соединения деталей белья, спецодежды, костюмов без подкладки. Расстояние между строчками 0,4 — 1 см. Расстояние от подогнутого края до строчки 0,1 — 0,2 см.
Шов взамок – выполняется двойной иглой для соединения деталей в одежде без подкладки, в легкой одежде. Расстояние между строчками 0,4 — 0,7 см. Расстояние от подогнутого края до строчки 0,1 0,2 см. Ширина шва со стороны верхней детали равна ширине шва со стороны нижней детали.
Двойной шов – служит для стачивания подкладки карманов, соединения деталей в изделиях без подкладки или с подкладкой, не доходящей до низа изделия. Расстояние от срезов до первой строчки 0,3 — 0,5 см. Расстояние от края детали до второй строчки 0,5 — 0,7 см.
Это были основные машинные соединительные швы. В большинстве случаев перед соединением деталей изделия на машинке, мы соединяем детали ручными стежками. Это облегчит прокладывание ровной машинной строчки, ткань не будет съезжать и перекашиваться.
Самоанализ.
Самоанализ урока технологии в 5 классе
по теме: «Выполнение машинных швов»
Цель урока: создать условия для формирования представления о выполнение машинных швов,,
сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.
Задачи урока:
– образовательная –сформировать знания о машинных швах,,
, ознакомить с видами машинных швов, сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы;
- развивающая – создать оптимальные условия для развития сенсорных и моторных навыков; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии;
- воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формированию эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения
Тип урока: введение в тему, используя технологию модерации
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, в малых группах (3-4 человека)
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, частично-поисковый, моделирование, самостоятельная работа.
Здоровьесберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности в игровой форме, психологически-комфортное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, смена физической активности,
.Урок с применением технологии «модерации» делится на этапы:
• Инициация
• Вхождение или погружение в тему
• Формирование ожидаемых опасений.
• Интерактивная лекция.
• Разминка.
• Отработка материалов лекции
• Итоги урока,
• Рефлексия
Считаю ,что эта технология соответствует этой теме, так как урок направлен на формирование УУД. Данный урок вводный в тему .поэтому не предполагает оценивание учащихся ,только фиксирование пройденного этапа .
К проведению занятия все было подготовлено – план урока, презентация, необходимые инструменты, приспособления и материалы, инструкционно-технологические карточки, карточки-задания. У учащихся правильно организованы рабочие места.
Формирование ожидаемых опасений у учащихся прошло в комфортной психологической обстановке.
Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу был логичный. также психологически подготовить учащихся к изучаемой теме. Это дало мне возможность оценить и степень готовности учащихся к восприятию нового для них материала.
Учащиеся сами вышли на тему и цель урока. Для организации внимания использовалась инструкционно-технологические карточки. В практической части урока проводилась самостоятельная работа учащихся по выполнению машинных швов.
Формирование новых знаний учащихся проводилось методом рассказа и беседы, а получение новых навыков путем самостоятельной практической деятельности при консультационной помощи учителя. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы оптимальный. Учебный материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока и согласно возрастным особенностям детей.
Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя самоконтроль.
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме. Текущий инструктаж. Все учащиеся вовлечены в практическую работу, следят за соблюдением правил техники безопасности, рабочее место организованно.
Цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Время урока распределено рационально, в основном занятие проведено по намеченному плану.