«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В настоящее время не вызывает сом­нения, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют опре­деленные потенциальные возможности для овладения элементарной по содер­жанию трудовой деятельностью, вклю­чая работу в специально созданных про­изводственных условиях. Отсюда выте­кает целесообразность и необходимость специального формирования у них тру­довой деятельности и использования ее в качестве важнейшего средства соци­альной компенсации дефекта.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок трудового обучения в классе для детей

с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью.

При умеренной и тем более тяже­лой умственной отсталости вследствие выраженного тотального психичес­кого недоразвития резко ограничены самообслуживание, общение, обуче­ние, трудовая деятельность и другие области жизнедеятельности. Поэтому дети с умеренной и тяжелой умствен­ной отсталостью всегда нуждаются в специальных условиях для получения образования. В Республике Беларусь значительная часть этих детей обучает­ся во вспомогательных школах, где для них созданы вторые отделения (в пер­вые отделения принимаются учащиеся с легкой умственной отсталостью).

Содержанию обучения детей с ум­ственной отсталостью традиционно придается усиленная жизненно-прак­тическая направленность. И чем более выражена умственная отсталость, тем очевиднее необходимость специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование у детей жизненно-практических (в том числе трудовых) умений.

В соответствии с учебным планом второго отделения вспомогательной школы, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, в V-IX классах на предмет «Трудовое обучение» отводится по 6 часов в не­делю. Параллельно учащихся обучают и хозяйственно-бытовому труду (хо­тя и в меньшем объеме — 1 час в неде­лю). Тем самым признается особая роль трудового обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обеспечении их социальной адаптации. Однако возможности трудового обуче­ния не реализуются лишь в результате выполнения учащимися большого ко­личества упражнений. Для эффектив­ного использования указанного объема учебного времени важно четко опреде­лить задачи и специфику методики про­ведения уроков трудового обучения с данной категорией учащихся.

В настоящее время не вызывает сом­нения, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют опре­деленные потенциальные возможности для овладения элементарной по содер­жанию трудовой деятельностью, вклю­чая работу в специально созданных про­изводственных условиях. Отсюда выте­кает целесообразность и необходимость специального формирования у них тру­довой деятельности и использования ее в качестве важнейшего средства соци­альной компенсации дефекта.

Исходя из этого, цели трудового обу­чения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью состоят в раз­витии у них трудовой деятельности и подготовке к производительному труду в защищенных, т. е. специально создан­ных условиях.

В соответствии с этими целями раз­работанная нами учебная программа, утвержденная Министерством образо­вания Республики Беларусь, опреде­ляет следующие задачи трудового обу­чения детей данной категории:

  • воспитание потребности в труде, интереса к труду и других мотивов тру­довой деятельности;

  • развитие произвольности, связан­ное с овладением умениями действовать по показу и устной инструкции, откла­дывать сиюминутные желания, работать не отвлекаясь, доводить начатое дело до конца, выполнять заданные правила;

  • формирование представлений и знаний, минимально необходимых для овладения изучаемыми практическими работами и безопасного их выполнения;

  • взаимосвязанное с коррекцией развития познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи) форми­рование умений ориентироваться в за­дании, осуществлять планирование ра­боты и самоконтроль;

обучение приемам выполнения изучаемых практических работ (при­емам труда), содействующее коррекции развития тонкой моторики (моторики рук) и зрительно-моторной координа­ции;

формирование трудовой выносли­вости.

Среди указанных задач отдельного комментария заслуживает задача фор­мирования у учащихся общетрудовых умений, ориентировки в задании, пла­нирования и самоконтроля. Известно, что чем более выражена умственная отсталость, тем ниже самостоятель­ность ориентировки в новом задании, планирования и контроля его выпол­нения. Однако, как отмечает А. Р. Маллер — один из ведущих современных специалистов в данной области, «после 4-5-летнего школьного обучения дети с тяжелой умственной отсталостью овла­девают способностью ориентироваться в новом задании, используя прошлый опыт... На старших годах обучения под­ростки достаточно адекватно оценивают свою трудовую деятельность, их самооценка во многих случаях совпадает с данными, сообщенными учителем. Они не безразлично относятся к качеству выполненной работы. Плохо справив­шись с заданием, огорчаются; когда же изделие получается хорошим, старают­ся показать его учителю или товарищу, чтобы вызвать одобрение, похвалу». Значит, трудовое обучение этих детей должно предполагать форми­рование у них общетрудовых умений (пусть и на элементарном уровне), а не сводиться лишь к формированию опре­деленного запаса автоматических навы­ков.

Особо необходимо отметить, что коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфи­ку реализации задач развития познава­тельной деятельности детей с умствен­ной отсталостью в процессе трудового обучения. Самостоятельность ориенти­ровки в задании, планирования и само­контроля может быть разной, являясь показателем развития познавательной деятельности и уровня решения коррекционно-педагогических задач.

Указанные выше задачи решаются в процессе выполнения предусмотрен­ных базовым компонентом учебной программы работ с бумагой и картоном, пластическими, природными и текс­тильными материалами, комбиниро­ванных работ, а также работ по выбору учителя. С учетом условий школы (рас­положения ее в сельской или городс­кой местности, наличия пришкольного учебно-опытного участка), возмож­ности заготовки отдельных природных материалов, складывающихся пред­почтений учащихся, учитель может планировать обучение включенным в программу работам в области растение­водства, животноводства, цветоводства и озеленения, с мягкой проволокой, по аппликации из разных материалов (ва­ты, опилок и других).

  • Уроки трудового обучения в V-IX классах 2-го отделения вспомогатель­ной школы имеют следующие особен­ности их организации. • В отличие от уроков трудового обучения в VI-X классах 1-го отделе­ния вспомогательной школы, класс на учебно-трудовые группы не делится, что связано с его небольшой наполняемостью­ ( 6 учащихся).

  • В V-VII классах рекомендуется планировать изготовление изделий, ра­бота над которыми завершается в пре­делах одного урока. В VIII—IX классах часть практических работ по изготов­лению изделий рекомендуется плани­ровать так, чтобы их выполнение было рассчитано на два урока.

  • Структура урока приближена к структуре урока трудового обучения в младших классах 1-го отделения вспо­могательной школы и включает следу­ющие обязательные этапы:

  • организационный момент (организа­ция учащихся);

  • сообщение темы урока;

  • ориентировка в задании;

  • подвижная пауза (физминутка);

  • практическая работа;

  • анализ (оценка качества) выполнен­ных работ;

  • отчеты о выполненной работе;

  • подведение итогов урока.

  • Основная часть урока (за исклю­чением урока-экскурсии) - практичес­кая работа. Проведение уроков теорети­ческого типа (основная часть времени которых отводится на формирование у учащихся знаний) не планируется.

Основная задача этапа организации учащихся — быстро настроить их на урок. Для этого обычно применяется стандартная процедура: приветствие учителя и учащихся, проверка их го­товности к уроку. В этот этап может быть включено также сообщение де­журного.

Этап сообщения темы урока прово­дится для того, чтобы заинтересовать детей в предстоящей работе. Это до­стигается обращением их внимания на привлекательность предлагаемого изде­лия, кратким объяснением назначения и демонстрацией конкретной (бытовой, игровой) ситуации его применения.

Основное содержание ориентировки в задании при выполнении работ из об­ласти ручного труда — анализ образца изделия. Как правило, он проводится по вопросам учителя и с его помощью в от­ветах на поставленные вопросы. Однако при изготовлении на нескольких уроках подряд сходных изделий помощь учи­теля должна постепенно сокращаться, а вопросы приобретать более общий характер. Например, при изготовлении изделий (закладок, открыток и других), украшенных геометрическим орнамен­том, вопросы учителя сначала выделя­ют каждый его признак (форму фигур, их количество, величину, цвет, взаиморасположение) отдельно, а от учеников может требоваться лишь повторение ответа учителя. После того как дети на­учатся отвечать на вопросы типа «Какая это фигура?», «Какого цвета этот круг?» можно перейти к более общим вопросам и заданиям: «Из каких фигур состоит узор?», «Назови цвета фигур в узоре» и т. п.

На этапе ориентировки в задании определяются также необходимые для работы материалы и инструменты.

Подвижная пауза (физминутка) мо­жет проводиться в течение урока один или два раза, если последние необходимо. Коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфику реализации задач развития познавательной деятельности детей с умственной отсталостью в процессе трудового обучения.


В практическую работу могут быть включены предварительные трениро­вочные упражнения. Например, обычно необходимо предварительно упражнять детей в выполнении рицевания — продавливании или надрезании линии сгиба на картоне или плотной бумаге. Рекомендации по проведению предва­рительных тренировочных упражнений определены в известном практическом пособии А.Р. Маллера.

Как и в обучении младших школьни­ков с легкой умственной отсталостью, мы рекомендуем постепенно переходить от выполнения практической работы с планированием ближайшей операции к предварительному планированию. Обычно такой переход бывает возмо­жен после неоднократного выполнения близких по содержанию практических работ. Целесообразность введения в урок этапа предварительного планиро­вания практической работы определяет сам учитель.

Объем практической работы следует дифференцировать, так как возможнос­ти отдельных учащихся класса в овла­дении приемами труда обычно резко от­личаются. Например, при выполнении аппликативных изделий некоторым детям часть деталей аппликации может быть предложена в готовом виде. Сле­дует учитывать также, что некоторые ученики к выполнению отдельных тех­нологических операций могут быть не подготовлены. В частности, одни уче­ники в классе уже владеют вырезанием круга, а другим еще недоступно резание ножницами даже по прямой. В этом слу­чае также используется предоставление задела в работе.

Все практические действия учащих­ся строго контролируются учителем. Помощь оказывается с учетом конкрет­ных причин ошибочных или нерацио­нальных действий по мере необходи­мости.

Анализ (оценка качества) выполнен­ных работ имеет своей целью развитие у учащихся контрольных умений и кри­тичности. Однако необходимо заметить, что предшествующая практическая работа должна быть организована так, чтобы учащиеся не допускали серьез­ных ошибок в работе. Основное содер­жание данного этапа составляет сравне­ние выполненной работы с ее образцом. Следует постепенно сокращать помощь, которая оказывается учащимся в вы­полнении этого сравнения.

Отчеты о выполненной работе также будут выполняться с разной степенью самостоятельности. Сначала их можно проводить по вопросам учителя с ока­занием помощи учащимся в формули­ровке ответов, но постепенно следует переходить к рассказам о выполненной работе.

При подведении итогов урока, не­зависимо от формы проведения данно­го этапа, рекомендуется уделять вни­мание оценке детьми своих успехов (пусть даже самых скромных) и, соот­ветственно, формированию мотивации достижений.

В структуру урока могут быть также включены и другие этапы: изучение (со­общение, закрепление) познавательных сведений, организация рабочего места, предварительное планирование работы, игра (игровой момент) с использовани­ем выполненных работ. Сказанное ил­люстрируется приведенной ниже раз­работкой урока трудового обучения в V классе.

Тема. Наклеивание деталей с ис­пользованием кисточки. Украшение за­кладки геометрическим орнаментом из готовых деталей.

Задачи. Закреплять представления и знания о геометрических фигурах (квадрат, круг); развивать умения ана­лизировать образец аппликативного изделия и сравнивать выполненное из­делие с образцом по вопросам учителя; обучать приемам наклеивания деталей с использованием кисточки.

Оборудование. Образец закладки, украшенной геометрическим орнамен­том из чередующихся кругов (3 круга) и квадратов (2 квадрата), заготовки ос­новной части закладки, набор геометри­ческих фигур, готовые детали орнамен­та (3 круга, 2 квадрата), клейстер, ба­ночки, кисточки, тряпочки, подкладные листы, подставки для кисточек.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Закрепление познавательных све­дений:



  • упражнения в нахождении в набо­ре геометрических фигур, называемых учителем;

  • упражнения в назывании геомет­рических .фигур, которые демонстриру­ет учитель, с указанием их цвета («крас­ный круг», «желтый квадрат» и т. д.);

  • упражнения в показе сторон и углов квадрата, которые называет учи­тель;

  • упражнения в назывании сторон и углов квадрата, которые показывает учитель.

3. Сообщение темы урока:

  • демонстрация закладки, уточне­ние ее назначения и конкретной ситуа­ции применения каждым ребенком;

  • постановка учебной задачи — учиться наклеивать детали аппликации.

4. Ориентировка в задании:

• определение и называние в ответ на вопросы учителя формы (квадрат, круг), количества, цвета и места рас­положения (слева, справа, посередине, между) элементов орнамента;

  • предварительный отбор деталей орнамента из набора (после самостоя­тельного отбора деталей еще раз уточ­няются их признаки и по каждому из признаков в отдельности проводится взаимопроверка правильности выпол­ненного выбора);

  • определение необходимых для ра­боты материалов и инструментов.

  1. Организация рабочего места.

  2. Подвижная пауза

  3. Практическая работа:

  • устное инструктирование с пока­зом приемов работы (особое внимание уделяется приемам, выполнение кото­рых на предшествующих уроках вызы­вало у учащихся более значительные затруднения);

  • предварительное расположение деталей на месте наклеивания;

  • наклеивание деталей под контро­лем и с помощью учителя (число дета­лей, наклеиваемых отдельными учени­ками, может быть уменьшено).

8. оценка качества выполненных работ по вопросам учителя.

9. Подведение итогов урока.


Литература

  1. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.

  2. Программа вспомогательной школы. II отделение. Трудовое обучение. V-IX классы / Авт.-сост. В.А. Шинкаренко. — Минск: Нацио­нальный институт образования, 2006. — 24 с.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее