Урок трудового обучения в классе для детей
с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
При умеренной и тем более тяжелой умственной отсталости вследствие выраженного тотального психического недоразвития резко ограничены самообслуживание, общение, обучение, трудовая деятельность и другие области жизнедеятельности. Поэтому дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью всегда нуждаются в специальных условиях для получения образования. В Республике Беларусь значительная часть этих детей обучается во вспомогательных школах, где для них созданы вторые отделения (в первые отделения принимаются учащиеся с легкой умственной отсталостью).
Содержанию обучения детей с умственной отсталостью традиционно придается усиленная жизненно-практическая направленность. И чем более выражена умственная отсталость, тем очевиднее необходимость специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование у детей жизненно-практических (в том числе трудовых) умений.
В соответствии с учебным планом второго отделения вспомогательной школы, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, в V-IX классах на предмет «Трудовое обучение» отводится по 6 часов в неделю. Параллельно учащихся обучают и хозяйственно-бытовому труду (хотя и в меньшем объеме — 1 час в неделю). Тем самым признается особая роль трудового обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в обеспечении их социальной адаптации. Однако возможности трудового обучения не реализуются лишь в результате выполнения учащимися большого количества упражнений. Для эффективного использования указанного объема учебного времени важно четко определить задачи и специфику методики проведения уроков трудового обучения с данной категорией учащихся.
В настоящее время не вызывает сомнения, что лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют определенные потенциальные возможности для овладения элементарной по содержанию трудовой деятельностью, включая работу в специально созданных производственных условиях. Отсюда вытекает целесообразность и необходимость специального формирования у них трудовой деятельности и использования ее в качестве важнейшего средства социальной компенсации дефекта.
Исходя из этого, цели трудового обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью состоят в развитии у них трудовой деятельности и подготовке к производительному труду в защищенных, т. е. специально созданных условиях.
В соответствии с этими целями разработанная нами учебная программа, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь, определяет следующие задачи трудового обучения детей данной категории:
воспитание потребности в труде, интереса к труду и других мотивов трудовой деятельности;
развитие произвольности, связанное с овладением умениями действовать по показу и устной инструкции, откладывать сиюминутные желания, работать не отвлекаясь, доводить начатое дело до конца, выполнять заданные правила;
формирование представлений и знаний, минимально необходимых для овладения изучаемыми практическими работами и безопасного их выполнения;
взаимосвязанное с коррекцией развития познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи) формирование умений ориентироваться в задании, осуществлять планирование работы и самоконтроль;
♦ обучение приемам выполнения изучаемых практических работ (приемам труда), содействующее коррекции развития тонкой моторики (моторики рук) и зрительно-моторной координации;
♦ формирование трудовой выносливости.
Среди указанных задач отдельного комментария заслуживает задача формирования у учащихся общетрудовых умений, ориентировки в задании, планирования и самоконтроля. Известно, что чем более выражена умственная отсталость, тем ниже самостоятельность ориентировки в новом задании, планирования и контроля его выполнения. Однако, как отмечает А. Р. Маллер — один из ведущих современных специалистов в данной области, «после 4-5-летнего школьного обучения дети с тяжелой умственной отсталостью овладевают способностью ориентироваться в новом задании, используя прошлый опыт... На старших годах обучения подростки достаточно адекватно оценивают свою трудовую деятельность, их самооценка во многих случаях совпадает с данными, сообщенными учителем. Они не безразлично относятся к качеству выполненной работы. Плохо справившись с заданием, огорчаются; когда же изделие получается хорошим, стараются показать его учителю или товарищу, чтобы вызвать одобрение, похвалу». Значит, трудовое обучение этих детей должно предполагать формирование у них общетрудовых умений (пусть и на элементарном уровне), а не сводиться лишь к формированию определенного запаса автоматических навыков.
Особо необходимо отметить, что коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфику реализации задач развития познавательной деятельности детей с умственной отсталостью в процессе трудового обучения. Самостоятельность ориентировки в задании, планирования и самоконтроля может быть разной, являясь показателем развития познавательной деятельности и уровня решения коррекционно-педагогических задач.
Указанные выше задачи решаются в процессе выполнения предусмотренных базовым компонентом учебной программы работ с бумагой и картоном, пластическими, природными и текстильными материалами, комбинированных работ, а также работ по выбору учителя. С учетом условий школы (расположения ее в сельской или городской местности, наличия пришкольного учебно-опытного участка), возможности заготовки отдельных природных материалов, складывающихся предпочтений учащихся, учитель может планировать обучение включенным в программу работам в области растениеводства, животноводства, цветоводства и озеленения, с мягкой проволокой, по аппликации из разных материалов (ваты, опилок и других).
Уроки трудового обучения в V-IX классах 2-го отделения вспомогательной школы имеют следующие особенности их организации. • В отличие от уроков трудового обучения в VI-X классах 1-го отделения вспомогательной школы, класс на учебно-трудовые группы не делится, что связано с его небольшой наполняемостью ( 6 учащихся).
В V-VII классах рекомендуется планировать изготовление изделий, работа над которыми завершается в пределах одного урока. В VIII—IX классах часть практических работ по изготовлению изделий рекомендуется планировать так, чтобы их выполнение было рассчитано на два урока.
Структура урока приближена к структуре урока трудового обучения в младших классах 1-го отделения вспомогательной школы и включает следующие обязательные этапы:
организационный момент (организация учащихся);
сообщение темы урока;
ориентировка в задании;
подвижная пауза (физминутка);
практическая работа;
анализ (оценка качества) выполненных работ;
отчеты о выполненной работе;
подведение итогов урока.
Основная часть урока (за исключением урока-экскурсии) - практическая работа. Проведение уроков теоретического типа (основная часть времени которых отводится на формирование у учащихся знаний) не планируется.
Основная задача этапа организации учащихся — быстро настроить их на урок. Для этого обычно применяется стандартная процедура: приветствие учителя и учащихся, проверка их готовности к уроку. В этот этап может быть включено также сообщение дежурного.
Этап сообщения темы урока проводится для того, чтобы заинтересовать детей в предстоящей работе. Это достигается обращением их внимания на привлекательность предлагаемого изделия, кратким объяснением назначения и демонстрацией конкретной (бытовой, игровой) ситуации его применения.
Основное содержание ориентировки в задании при выполнении работ из области ручного труда — анализ образца изделия. Как правило, он проводится по вопросам учителя и с его помощью в ответах на поставленные вопросы. Однако при изготовлении на нескольких уроках подряд сходных изделий помощь учителя должна постепенно сокращаться, а вопросы приобретать более общий характер. Например, при изготовлении изделий (закладок, открыток и других), украшенных геометрическим орнаментом, вопросы учителя сначала выделяют каждый его признак (форму фигур, их количество, величину, цвет, взаиморасположение) отдельно, а от учеников может требоваться лишь повторение ответа учителя. После того как дети научатся отвечать на вопросы типа «Какая это фигура?», «Какого цвета этот круг?» можно перейти к более общим вопросам и заданиям: «Из каких фигур состоит узор?», «Назови цвета фигур в узоре» и т. п.
На этапе ориентировки в задании определяются также необходимые для работы материалы и инструменты.
Подвижная пауза (физминутка) может проводиться в течение урока один или два раза, если последние необходимо. Коррекционно-педагогическая работа по формированию общетрудовых умений традиционно характеризует специфику реализации задач развития познавательной деятельности детей с умственной отсталостью в процессе трудового обучения.
В практическую работу могут быть включены предварительные тренировочные упражнения. Например, обычно необходимо предварительно упражнять детей в выполнении рицевания — продавливании или надрезании линии сгиба на картоне или плотной бумаге. Рекомендации по проведению предварительных тренировочных упражнений определены в известном практическом пособии А.Р. Маллера.
Как и в обучении младших школьников с легкой умственной отсталостью, мы рекомендуем постепенно переходить от выполнения практической работы с планированием ближайшей операции к предварительному планированию. Обычно такой переход бывает возможен после неоднократного выполнения близких по содержанию практических работ. Целесообразность введения в урок этапа предварительного планирования практической работы определяет сам учитель.
Объем практической работы следует дифференцировать, так как возможности отдельных учащихся класса в овладении приемами труда обычно резко отличаются. Например, при выполнении аппликативных изделий некоторым детям часть деталей аппликации может быть предложена в готовом виде. Следует учитывать также, что некоторые ученики к выполнению отдельных технологических операций могут быть не подготовлены. В частности, одни ученики в классе уже владеют вырезанием круга, а другим еще недоступно резание ножницами даже по прямой. В этом случае также используется предоставление задела в работе.
Все практические действия учащихся строго контролируются учителем. Помощь оказывается с учетом конкретных причин ошибочных или нерациональных действий по мере необходимости.
Анализ (оценка качества) выполненных работ имеет своей целью развитие у учащихся контрольных умений и критичности. Однако необходимо заметить, что предшествующая практическая работа должна быть организована так, чтобы учащиеся не допускали серьезных ошибок в работе. Основное содержание данного этапа составляет сравнение выполненной работы с ее образцом. Следует постепенно сокращать помощь, которая оказывается учащимся в выполнении этого сравнения.
Отчеты о выполненной работе также будут выполняться с разной степенью самостоятельности. Сначала их можно проводить по вопросам учителя с оказанием помощи учащимся в формулировке ответов, но постепенно следует переходить к рассказам о выполненной работе.
При подведении итогов урока, независимо от формы проведения данного этапа, рекомендуется уделять внимание оценке детьми своих успехов (пусть даже самых скромных) и, соответственно, формированию мотивации достижений.
В структуру урока могут быть также включены и другие этапы: изучение (сообщение, закрепление) познавательных сведений, организация рабочего места, предварительное планирование работы, игра (игровой момент) с использованием выполненных работ. Сказанное иллюстрируется приведенной ниже разработкой урока трудового обучения в V классе.
Тема. Наклеивание деталей с использованием кисточки. Украшение закладки геометрическим орнаментом из готовых деталей.
Задачи. Закреплять представления и знания о геометрических фигурах (квадрат, круг); развивать умения анализировать образец аппликативного изделия и сравнивать выполненное изделие с образцом по вопросам учителя; обучать приемам наклеивания деталей с использованием кисточки.
Оборудование. Образец закладки, украшенной геометрическим орнаментом из чередующихся кругов (3 круга) и квадратов (2 квадрата), заготовки основной части закладки, набор геометрических фигур, готовые детали орнамента (3 круга, 2 квадрата), клейстер, баночки, кисточки, тряпочки, подкладные листы, подставки для кисточек.
Ход урока
Организационный момент.
Закрепление познавательных сведений:
упражнения в нахождении в наборе геометрических фигур, называемых учителем;
упражнения в назывании геометрических .фигур, которые демонстрирует учитель, с указанием их цвета («красный круг», «желтый квадрат» и т. д.);
упражнения в показе сторон и углов квадрата, которые называет учитель;
упражнения в назывании сторон и углов квадрата, которые показывает учитель.
3. Сообщение темы урока:
демонстрация закладки, уточнение ее назначения и конкретной ситуации применения каждым ребенком;
постановка учебной задачи — учиться наклеивать детали аппликации.
4. Ориентировка в задании:
• определение и называние в ответ на вопросы учителя формы (квадрат, круг), количества, цвета и места расположения (слева, справа, посередине, между) элементов орнамента;
предварительный отбор деталей орнамента из набора (после самостоятельного отбора деталей еще раз уточняются их признаки и по каждому из признаков в отдельности проводится взаимопроверка правильности выполненного выбора);
определение необходимых для работы материалов и инструментов.
Организация рабочего места.
Подвижная пауза
Практическая работа:
устное инструктирование с показом приемов работы (особое внимание уделяется приемам, выполнение которых на предшествующих уроках вызывало у учащихся более значительные затруднения);
предварительное расположение деталей на месте наклеивания;
наклеивание деталей под контролем и с помощью учителя (число деталей, наклеиваемых отдельными учениками, может быть уменьшено).
8. оценка качества выполненных работ по вопросам учителя.
9. Подведение итогов урока.
Литература
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.
Программа вспомогательной школы. II отделение. Трудовое обучение. V-IX классы / Авт.-сост. В.А. Шинкаренко. — Минск: Национальный институт образования, 2006. — 24 с.